Пока за это платят

Сергей Мехреньгин
     Каждые 5 секунд от курения в мире умирает один человек
                (по данным Всемирной Организации Здравоохранения).


     Приезжие японцы обычно кучкуются группами и много фотографируют. И вдруг один из тех островитян проявил оригинальность. Полагаясь на свой высокий дан, он решил осмотреть наши северо-западные красоты в частном порядке, в одиночку.
     Но... очень подпортили ему впечатление. Оч-чень. Не раз и не два.
     Пожалел иностранец о том, что отправился в одиночное плавание по улицам и каналам нашего мегаполиса.
     И дело не в том, о чём вы, вероятно, подумали. Целё-хо-нек! И наличность при нём, и аппаратура известного мирового брэнда.
     Невдомёк лишь потомку самураев: почему же русские мужчины попрошайничают? Подходят и без зазрения совести просят дать закурить. Где их мужское достоинство? И это – в России, стране-победительнице, столь богатой ресурсами!..
     А какое такое достоинство, если – простите! – халява с роду в крови?! У нас о чести и достоинстве представление весьма смутное. У нас воспитание иное.
     Вот и ходят "стрелкИ", побираясь.
     Между тем, истина проста: не можешь на своё курево заработать – бросай курить, завязывай. Не к лицу мужчине побираться. Рублишко-другой клянчить или сигарету – по большому счёту разницы нет. Так не позорь род мужской – не дыми чужими! И без того дышать невмоготу...

     Однажды случай свёл меня с водителем из Нальчика.
     Вот характер! Вот где воля мужская!
     Долго курил кавказец. На свои, разумеется. Курил он, курил себе скромнягу-"Приму", и на здоровье особо не жаловался.
     А как перешёл водила на престижные табачные иномарки, так и стал кашель одолевать его.
     Привозит он однажды, очередным рейсом в Варшаву своих земляков-челноков. Пока поджидал людей торговых, затянулся из яркой пачки очередной, "понтовой" сигаретой. Затянулся и – тут же зашёлся кашлем.
     Кашлял-кашлял, кашлял-кашлял, хоть баранку восьмёркой завязывай. Но вместо этого взял мужчина две свои последние пачки – да и скрутил их в жгуты.
     Всё. Как отрезало. Избавился от зависимости. Начисто.
     Кто его примеру последует?

     ...Об эгоизме курильщика, о его буквально наплевательском отношении к окружающим хоть отдельный трактат пиши. Достаточно взглянуть на некоторые места  обитания "гомо куриллис", тропы его прохождения и в особенности – на участки массового скопления. Взгляд не обрадуется. Ибо на ином скотном дворе бывает чище, сами знаете.
     А чем дышать в кабине лифта сердечникам и астматикам, старикам, беременным женщинам и детям? Курильщик о том не задумывается. Он непременно зайдёт в лифт с дымящей сигаретой, ещё надолго оставляя после себя облако сигаретного дыма.
     Ну, и как относиться после этого к "гомо куриллис", если ему на всех наплевать?
     О прочих местах, включая салоны авто, уже не говорим. Как и лифт, они зачастую становятся местами терпимости для тех, кого на самом деле большинство, – для некурящих.
     Кстати, о стариках и детях.
     Известно, что устами младенца глаголет истина. Но порой и старики от них  не отстают.
     Выходит как-то поутру мой приятель из квартиры, направляясь с престарелой матерью на прогулку. Выходят они в коридор, а там электрощит открыт, и монтёры неподалёку, у окна втроём стоят, курят.
     Тут и прозвучала та самая истина:
     – Видишь, мама, почему свет погас? Электрики работают.
     – Где же они работают? Они – курят!..
     Устыдились монтёры слов старушки – стали спешно сигареты гасить, за работу принялись.
     А сколько ещё подобных "дымососов", но не устыдившихся, по стране необъятной демонстрируют образцы "высокопроизводительного труда"?..

     …Вот опять японцы – и тут они преуспели! Японцы, знаете ли, своим некурящим работникам зарплату платят в большем размере. Благо, те рабочее время на перекуры не тратят.
     А у нас до чего доходит? Всё та же халява – повсеместная!
     Что ж не поволынить за чужой счёт, не отравиться лишний раз, если за это ничего не будет? Если за это платят?..
     Ладно бы только сами травились – так ведь некурящих сограждан травят.
     Вот и выходит, что последним от первых достаётся вдвойне: и вкалывают больше, при одинаковой зарплате, а если не хотят вкалывать больше, то дышат за компанию не тем, чем следует.
     Кстати, последних, то есть некурящих, в цивилизованном мире становится всё больше.
     Вот уже и производители табака стали выплачивать немалые суммы по искам пострадавших от курения. Вот уже и по "дымной" рекламе кое-где ударили. И наши соседи, финны, неспроста призадумались, кардинально стали решать проблему: оздоровить нацию, сделать её полностью некурящей.

     Процесс, как говорится, пошёл. И призыв "Мир без наркотиков!" стали понимать шире. Потому что, как ни крути, а табачный дым – всё тот же наркотик, хотя и лёгкий. А наркоманов, с учётом этого обстоятельства, - много больше, нежели принято считать.
     Выходит, каждый курильщик – наркоман?..   
     "Это ж – уму не растяжимо!" –  воскликнул бы, наверное, как всегда, один мой бывший начальник.
     Да, да, господа любезные, – каждый. И чем быстрее мы это осознаем и чаще станем повторять, тем быстрее начнём выздоравливать. В национальном масштабе.
     А доказательств не нужно. Достаточно видеть, какую "ломку" испытывает ваш знакомый страдалец без очередной порции курева, в поисках оного. Тут уж не до чести и мужского достоинства, даже если и слышал о них когда-то, походя...
     Вот и промежуточная, двухминутная остановка высокоскоростного поезда "Сапсан" – о том же. Выскочив на перрон из своих вагонов,  несчастные курильщики в очередной раз, будучи в цейтноте, спешат сделать хоть несколько затяжек... – чем не жалкая картина? Право слово, им можно только посочувствовать.
     Короче говоря: на перекур! Пока за это платят. Пока японский опыт до нас не докатился.
     А ведь пора, пора бы и нам масштабно устыдиться. По всему – назрело. И статистика ВОЗ – тому печальное подтверждение.


     ПОСЛЕСЛОВИЕ.
     Многие годы автор был достаточно терпелив к вынужденному соседству с носителями вышеуказанной вредной привычки, зачастую невольно вдыхая табачный дым и тем самым становясь пассивным курильщиком.
     Терпел – и на работе, и в быту. Притом, особо не высказывая своего неудовольствия, поскольку курили и близкие – отец, брат, друзья. Сам же, будучи ещё подростком, занялся спортом и впоследствии, в движении по жизни вполне обходился без "дымной соски".
     И вот сначала уходит из жизни отец. Затем, однажды осенью уснул, чтобы больше не проснуться, мой младший брат.
     На столе, возле его кровати, в пепельнице, подобно следам кораблекрушения, красноречиво торчали окурки. Как всегда, брат много курил перед сном, притом, что уже имел больное сердце и находился на инвалидности.
     Оба заядлые курильщики, и отец, и брат безвременно покинули этот мир, едва перешагнув 50-летний рубеж жизни...
     Слишком горек дым. Слишком горек...

Фото – google.ru