Дьявол и Светлячок

Полина Воронкова
                Треск поленьев в костре, алые искры, устремлённые в ночное небо. Сегодня безоблачно. В здешних краях это редкость. Высокие, многолетние деревья устремляются к небу и словно на зло стараются закрыть своими ветвями далёкие, недосягаемые звёзды. Не хотят делиться светом своих далёких подруг. Тихий треск огня, приятно пахнет жаренное мясо птицы, которую удалось сегодня поймать. Все любят походы. Особенно, если это походы с элементами уроков настоящего выживания. Да, какое тут выживание? Спички есть, порох есть, ружьё и нож. Какое тут выживание? Все блага цивилизации при себе, и даже если дикий зверь посмеет подойти и оскалить зубки, ему уготовано местечко, вот тут, над пламенем вместо уточки.
                Хорошая компания. Два старших брата, младшая сестра и щенок, которого зовут Лапша. Даже не знаю почему так назвали. Похоже Лапшипчик всё-таки в день первой встречи стащил у отца лапшу. Просто отец принёс его и сказал: «Ну, вот знакомьтесь. Это Лапша и он станет хорошим охотничьи псом». Ну-ну. Пока он только вилять хвостом и голубей пугать умеет. Повезло родиться в семье охотника. Отец сейчас где-то в лесу со своим псом Дикарём, наверное, дичь выжидает, а мы тут сидим под присмотром самого старшего из нас Александра. Тот ещё выдумщик.
-А кто-нибудь любит тёмные сказки?- закончил чистить для Анны яблочко и дал сестричке дольку её любимого лакомства.
-Тёмные сказки?- удивилась сестрёнка, и посмотрела сначала на меня потом на старшего брата,- сказки же всегда хорошие! Там рыцарь спасает принцесс от злого дракона! А охотник вытаскивает бабушек и внучек из брюха волка!
О, узнаю эту улыбку, едва граничащую с ухмылкой. Уже что-то придумал. Рихтер не отвлекался от своей работы. Он уже вторые сутки пытается сделать сестрёнке дудочку. Совсем скоро мама возьмёт её с собой следить за овцами, а там без дудочки никак. Скучно. Вот так и будем жить, четыре охотника и одна маленькая пастушка.
-Не всегда так бывает. Анна, есть и тёмные сказки. Но ты ещё маленькая…
-Нет! Расскажи! Ну, расскажи! Я не испугаюсь! Честно-честно! Ведь я же не испугалась кабана!- да-да, стоя за спиной отца, когда он уже держал это зверьё на прицеле. Жалко убежал.
-Ну, хорошо. Тогда слушайте.

                Это будет сказка про одного дьявола и мальчика, который не послушал маму и папу. Давным-давно, когда наши мама и папа не познакомились, наши деды не успели толком поругаться, а наш городок был совсем маленькой деревенькой, жила одна семья. Жили они, как полагается не богато. Одна овечка, два гуся, курочка да шесть цыплят. Отец плотник, а мама хозяюшка. Всё у неё в руках ладилось, а какой красивый богатый сад она вырастила. Только этим садом семья и славилась. Поговаривали, что не дать Марье в руки всё вырастит, всё даст плоды. Так, что в завтрашнем дне они были в общем-то уверены. С голоду точно не помрут. Деревня растёт, дом всегда будет кому нужно построить, да и сад не зачахнет. И был у Марьи и плотника сыночек, звали Светлячок. Годков ему… ну, как тебе сейчас Джозеф, около десяти, а может и все двенадцать. Уже взрослый самостоятельный мальчик. Взял его отец в подмастерье. Стал себе смену готовить. Всё же надо своё дело кому-то передать. Пока по мелочи, авось в будущем настоящим мастером станет. Да вот Светлячку не по душе было узоры на корытах вырезать. Ему на воле бы погулять, а не дома сидеть, с работы отца стружки сдувать. Тогда матушка решила посмотреть, может из Светлячка садовод выйдет ладный. Стала показывать, объяснять, да вот беда! Сын боялся руки в сырой земле испачкать. Не по душе ему было зерно сажать, а вот поливать, ухаживать за росточками, сорняки рвать и собирать урожай - это ладно. Но так или иначе он скорее к работе заданной отцом возвращался после недолгой работы вместе с матушкой. Всё своё место не мог найти. И вот однажды отправили его с овечкой на луг. Да-да, на тот же самый луг, где ты Анна будешь за овцами следить. На этом лугу из давно овечки свой след оставляют. Вот отправляют путь, собирают и наказывают:
-«Смотри не прогляди наше облачко. Далеко не пускай, к сочной травке подгоняй, к лысым скалам не подпускай. И сам туда не ходи. Гиблое место. Пропадёшь.»
-«А, что же там гиблого?»- спрашивает Светлячок, да родители только головами покачали и отправили своё дитя на луг. Мать только и успела повторить наказ, чтобы на лысые скалы не ходил. И вот пришёл Светлячок на луг. Облачко знай себе травку жуёт в тень даже не думает ходить, сама к сочной зелени торопится. Проходит час другой, не выдержал мальчонка. Уж больно любопытство распирает, что же там такого в лысых скалах. И хочется пойти посмотреть и боязно. Не оставить же Облачко одну. Взял верёвочку, завязал легонько вокруг шейки овечки и повёл за собой к лысым скалам. И чем ближе конец луга, тем меньше живой травы. Сухостой колышется, земля всё реже стелется, голый камень лежит. И вот дошёл он до конца и посмотрел вниз. Высоко. Действительно, гиблое место. Если бы Облачко побежала сюда вмиг бы сорвалась и разбилась на смерть. Думал, уже назад поворачивать, а тут смотрит чуть поодаль пещерка. Тропа к ней не узкая, да и не широкая. Вдвоём не пройти. Да, высоко, страшно, но выглядит достаточно крепко. Снова любопытство снедает. Пошёл сын плотника по тропе к пещере. Осторожно, поближе к вертикальной, почти гладкой стене взмывающей ввысь скалы. Идёт, а за ним по пятам Облачко копытцами стучит. Цок-цок-цок. Пришли. Большая, глубокая пещера. И света не видать. Темно, хоть глаз выколи. Подумал, Светлячок пойти обратно, да не зайдя в пещеру не повернуть назад, тропинка ведь не широкая, а дорогу Облачко перегородила. Делать нечего зашёл и вот повернул к выходу, увидел, что в пещере-то посветлело. Чудеса.
-«Дождь собирается»,- меланхолично заметил кто-то в темноте,-«Успеете ли дойти до первой капли обратно?»
-«А что, такого случится, если дождь начнётся?»
-«А одна капля тропу смывается. Сколько я её строю, а дождь всё смывает, да смывает. Спасенья никакого нет. Вот же ни своего времени, ни моего труда не ценит.»- кто-то поднял голову отложил в сторону нож и деревянный брусок,-«А сам кем хоть будешь, Светлячок?»
-«Откуда Вы знаете моё имя? Я ещё не представлялся»- удивился паренёк и зашёл глубже в «дом», ведь услышал вдали первую весеннюю грозу. Первая зарница в мае.
-«Да, я о всех знаю. Равно, как и все обо мне что-то да думают. Вот разок припомнит, а я уже всё о нём знаю. Вот только не знаю, что из тебя получится. Плотник, садовод? А может пастух? Али тоже скучно?»- едва заметно усмехнулся,- «У всего в этом мире есть своё место, своя задача. Вот моя задача строить тропу в эту пещеру, а задача дождя смывать её. Вот только на этот раз он немного припозднился»
Лёгкий смешок и жест, который предлагает присесть.
-«Садись. Будешь гостем моим. Давно у меня не было гостей.»
-«Почему? Потому, что Вы в гости не ходите?»- наивно спросил Светлячок.
-«Ходить, хожу, да никто мне рад никогда не был. А если рад, сам я не рад к таким людям в гости заходить. А то, что в тени сижу? Где же мне ещё быть? Неужели родители не говорили тебе, почему к лысым скалам нельзя приходить?»
-«Сказали гиблое место. Пропаду.»
-«Верно сказали. А друзья твои неужто не пересказывали сказки своих отцов?»
-«Нет, у меня друзей. Большую часть времени я в мастерской отца живу, помогаю ему с работой, а вторая часть времени…»
-«У Марьи в саду ягоды собираешь. Да, не дали ребёнку толком погулять. Даже местных баек не знает.»- вздохнул,-«Если все так послушно слушать родителей, и без пинка на улицу не шагнут за порог, про меня совсем забудут. И некому тропу строить будет. Эх-хех. Неприятно. О, а вот и дождь.»
Капли дождя со звоном ударили по скалам. Первая капля и звук сокрушимого обвала. Облако пыли, грохот и резко тишина, только стук дождя и цокот копыт Облачка. Перепугалась овечка.
-«Придётся переждать. А там я снова тропу построю.»- снова мелонхолично заметил. Светлячок как ни пытался, а в тени лица не разглядеть. Да ещё незнакомец в плаще. Так и так, а придётся напомнить:
-«Так, кто Вы?»
-«Ну, местные жители меня называют Дьяволом. Меня это имя вполне устраивает.»- снял капюшон и подошёл ближе. Теперь можно было его разглядеть. На вид, вроде простой человек, да только рога и ослиные копыта не дают обмануться. Ох, как же перепугался сын плотника, сорвался уже к выходу, да смотрит тропы и правда нет. Выхода нет,- «А знаешь, что забавно? Дождь всегда начинается, когда ко мне кто-то в гости заходит. В своё время жители деревни в засуху специально отправляли ко мне красавиц. Мнда. Интересно зачем? Да, не трясись, не съем я тебя. Буду я ещё человечину есть! Пха. Не дождётесь.»
-«А что с этими девушками ты сделал?»
-«Да, вот беда в том, что ничего. Одна соткала мне нити, вторая ткань, а третья костюм сшила. Вот какой красивый. А, когда я достроил тропу назад они взять и каждая сорвалась вниз. Вот так никто пройти назад не может. Может даже пытаться не будешь? Цел останешься.»
-«Нет. Хочу попробовать. Меня дома папа и мама ждут.»
-«Наверное, хорошо когда тебя кто-то ждёт»- сел обратно на свой выступ, взял брусок и стал дальше прожигать время. Светлячок вернулся к Облачку и тоже сел,- «А может… ты мне дудочку сделаешь?»
-«Дудочку?»
-«Ну, да. Понимаешь, правила такие, чтобы уйти нужно мне что-то оставить. Овечку ты мне не отдашь, да и она не твоя, а вот дудочку я бы взял, а то скучно порой здесь бывает совсем без гостей. Так, что? Сделаешь?»
                Светлячок посмотрел на брусок, на нож, подумал и согласно кивнул. Дьявол обрадовался согласию и поспешил дать в руки ребёнка свои инструменты.
-«Вот держи. А пока будешь удочку делать, я тропу заново построю!»
-«Так, ведь дождь не закончился.»
-«Так, дождь не будет идти вечно. Один раз правда, один умник, такое утворил, но ты уже доказательство, что это была крайне глупая для него затея. Затея павшего в отчаянье от собственного бессилия. Только смотри, Светлячок, у тебя всего одна попытка. Не сделаешь мне дудочку, которая пела бы волшебным голосом, мне придётся тебя убить. Уж, извини такие правила. Вернусь через два дня и две ночи.»
                После данных слов дьявол ушёл к выходу и шагнув за порог исчез. Светлячок остался один в холодной тёмной пещере. Один с овечкой и заданием дьявола. Время шло, а сын плотника скрупулёзно работал над музыкальным инструментом. Ночью он спал на мягком меху своей овечки, а утром умывался водой весеннего дождя. А там не завтракавши, не обедавши продолжал работу. За работой он совсем забыл про родных, про то, что нужно спешить, что нужно элементарно вспомнить, что он сам человек. Так прошли два дня, осталась ночь. Работа была готова, но вместо дудочки Светлячок сделал свирель. Всю оставшуюся ночь он кропотливо вырезал узоры и подарил к первым лучам солнца своей работе красивый рисунок. Вот и всё готово, осталось только проверить поёт ли она. Светлячок поднёс её к губам, как вернулся Дьявол.
-«Готова? Молодец. Ох, но ведь это свирель»,- Дьявол взял работу в свои руки и осмотрел её со всех сторон,-«Но мне нравится. У свирели звук, говорят нежнее, чем у дудочки. Сыграй.»
                Вернул инструмент мастеру и стал ждать песни. Светлячок ещё раз посмотрел на свою работу и засомневался. Выглядит то красиво, а будет ли она петь? Может он что-то сделал не так? Так или иначе не проверишь – не узнаешь. Сын плотника взял свирель и подул в неё. Звука нет. Тишина. Сердце замерло в груди, и он со страхом посмотрел на духа, который вполне довольно улыбается.
-«Ох, за это я и люблю вас людей. Всегда пытаетесь мне угодить и делаете совершенно не то, что было сказано сначала. Первая девушка наткала нитей больше, чем я просил, вторая совершенно другой узор создала, когда я просил простое полотно, а третья вместо простой рубахи мне костюм сшила. Ну, а ты вместо дудочки мне решил подарить свирель. Но вот незадача. Нити были не того доброго качества, как я хотел, у второй узор мне не понравилось, а костюм и вовсе мне был великоват. Пришлось самому работу доделывать, а порой и переделывать.»- Дьявол посмотрел на мальчика горящими золотыми глазами и взял инструмент в свои руки,- «Да, красиво. Очень красиво, а теперь скажи, что мне с тобой делать? Вроде ты сделал работу и можешь идти, но ты понимаешь, что не дойдёшь до конца. А с другой стороны мама и папа не увидятся с тобой, ведь ты не выполнил то, что я поручил тебе. Не важно, как бы выглядела дудочка, главное, чтобы она играла. Вот что мне с тобой делать?»
-«Я хочу только вернуться домой…»- дрожа произнёс Светлячок.
-«И только? Хорошо.»
                Через минуту другую из пещеры вышел сын плотника с овечкой и прошёл по узенькой тропинке до самого конца, даже овечке не дал упасть. Вернулся на луг, собрал полевых цветов и вернулся домой. На пороге его встретили отец и мать.
-«Ох, Светлячок! Где ты так долго был? Мы уже волновались! Я же просила с первыми сумерками бегом домой»- небо горело алым цветом. Закат. Когда в пещере прошло двое суток, на самом деле мальчик задержался на лугу чуть больше положенного. Мальчик виновато улыбнулся и отдал в руки мамы верёвочку с овечкой.
-«Что это у тебя?»- отец наклонился и хотел рассмотреть вещицу поближе. Светлячок заметил это и протянул инструмент вперёд.
-«Это свирель. Пока дождик был мы с Облачком сделали её и теперь не грустно было на лугу за овечкой следить.»- овечка стала шуметь, звать, привлекать к себе внимание, но на все эти попытки ребёнок только снисходительно улыбнулся.
-«Хорошая работа. Молодец. Идём домой. Марья отведи Облачко в хлев.»- в знак протеста овечка потянула за собой обратно на дорогу. Хочет отвести на луг и показать лысые скалы, чтобы папа и мама поняли, что случилось. Но уже поздно. Дьявол исполнил желание Светлячка. Он вернулся домой, родители рады его видеть, хоть и не знают, что он смотрит на них глазами овцы.
-И… и что никто ему не помог?- Анна расстроилась, а братец пожал плечами и безмятежно продолжил:
-Нет, никто. А кто бы помог? О том, что он овечка знает только Господь Бог и Дьявол. Дьявол не долго прожил с родителями своей жертвы. Шло время, он и хотел бы прожить смертную жизнь за вместо своего гостя да только время оболочки застыло. Не взрослел он и на «свой» день рожденье, когда родители стали что-то подозревать ушёл.
-В пещеру?
-Нет. Ходить по миру. Говорят, что и сегодня можно услышать, как поёт свирель Дьявола, ступающего по земле Господа в образе прекрасного ребёнка, которому не дашь и больше тринадцати лет,- Рихтер закончил свою работу и аккуратно подул в инструмент. Анна смотрела, затаив дыхание, и когда мы услышали первые ноты дудочки она бедная чуть не подпрыгнула.
-Всё, хватит на сегодня страшных историй. Анна, вот держи. Поди веселее будет. А Александра не слушай. Сказки всё это,- не успел брат погладить сестрёнку по головке как все мы замерли. По лесу в ночное небо разносилась красивая, чарующая мелодия. Мелодия свирели.