ВП. Военная педагогика, как таковая...
Была и такая наука при обучении в Латузе, в основе своей, это был некий комментарий к Дисциплинарному Уставу ВС СССР. Хотя упоминание имён Ушинского, Луначарского, Крупской и Макаренко имело место.
Но вся наука была построена на "индивидуалке", которой командирам, как правило, заниматься было некогда, а "политруженики", имея такие рычаги, как партийная и комсомольская организации, до мелочёвки не опускались.
В тоже время армейский коллектив, нацеленный на выполнение единой взаимосвязанной задачи, если у кого-то проскакивал, то только у Макаренко.
Проще, когда коллектив шёл к цели за командиром, но в практике войсковой службы возникали ситуации, в которых подчинённые индивидуально или группами не признавали установленный порядок и выходили из-под контроля командования. Здесь приходилось принимать неадекватные меры, которые диктовала сложившаяся расстановка противостоящих сил.
Об этих, выходящих за уставные пределы, быть может , и за рамки гуманных общепринятых человеческих отношений в крайне напряжённых случаях из моей командирской практики и будет эта глава.
Стоит сказать, что описанные далее ситуации, как правило, возникали вдали от мест постоянной дислокации, где такие ситуации не могли возникнуть, просто потому, что такого быть не могло.