Сигнал из далёкого прошлого

Рута Марьяш
          На днях одесская поэтесса Жанна Жарова прислала мне по Интернету   советский ещё мультик «Конфликт», который  мне понравился, тем более, что он и сейчас актуален.
Но главное, на что я сразу обратила внимание - среди художников-мультипликаторов, создавших его -  Ирина Львовна Собинова – Кассиль – внучка  легендарного оперного певца Леонида Собинова.



http://lit.lib.ru/m/marxjash_r_m/text_0160-1.shtml

Рута Шац-Марьяш
«Быль, явь и мечта. Книга об отце»
Фрагмент.

   
   И вот еще один знаменательный эпизод, связавший те далекие 30-е годы с последующей, уже послевоенной жизнью моих родителей.
   8 октября 1934 года известный певец Леонид Витальевич Собинов, возвращаясь из Западной Европы в Россию, остановился в Риге, чтобы встретиться с родственниками жены Нины Ивановны, уроженки этого города.
   14 октября 1934 года в Риге Собинов скоропостижно скончался. Профессор Адельгейм бальзамировал тело Собинова, скульптор Дзенис снял маску с покойного. Гроб с его телом был    установлен в зале советского полпредства, где состоялась гражданская панихида, а затем под звуки "Интернационала" и траурного марша Шопена гроб повезли на станцию.
   Тем же поездом в Москву по поручению Инюрколлегии ехала Фаня Самойловна. Сотрудники полпредства поручили ее заботам безутешную вдову великого певца и девочку Светлану, дочь Собиновых.
   Фаня Самойловна рассказывала, вернувшись домой, о Нине Ивановне, о том, как пыталась поддержать ее дух, рассказывала, с какими почестями встречали этот поезд на многих станциях, как в Москве выносили гроб из вагона под звуки оркестра, о всенародном прощании с Собиновым в Большом театре.
   Судьба снова свела Фаню Самойловну и Нину Ивановну через двадцать лет. Однажды летом Нина Ивановна приехала в Дом творчества писателей в Дубулты вместе со своей дочерью Светланой, ее мужем - известным детским писателем Львом Кассилем и внучкой Иришей. Их столики в столовой оказались рядом, и Нина Ивановна в первый же день поинтересовалась, не знают ли они Фаню Самойловну Шац, встречу с которой вдова Собинова с признательностью вспоминает все эти годы. "Это я", - ответила Фаня Самойловна... На балконе "Охотничьего домика" и на берегу моря они долго потом беседовали, вспоминая пережитое.
   Несколько лет продолжалась переписка моей матери с Ниной Ивановной Собиновой, которая подробно писала о себе, о дочери, о том, как отмечаются дни памяти Собинова. "Милая Фаня Самойловна, - писала Нина Ивановна 17 ноября 1957 года,- меня очень трогает, что Вы не забываете нас, я часто-часто вспоминаю Вас, ведь наше знакомство с Вами состоялось в те дни, когда каждое ласковое слово врезывается в память".
   
   Из ответного письма Фани Самойловны
   Нине Ивановне Собиновой от 25 декабря 1957 года
   
   При встрече с Вами после такого долгого перерыва я увидела не только внешнюю Вашу красоту, которой одарила Вас природа, но почувствовала и Вашу жизнеутверждающую стойкость. Спустя двадцать лет я увидела Светлану - расцветшую, интересную, с прекрасной дочкой и любимым другом жизни. Если мы с Вами унесемся на двадцать лет назад и подумаем о том, сколько    за эти годы пережито, то как радостно отметить, что Вы своей материнской любовью и чуткостью преодолели все трудности.
   
   На обороте большой фотографии, запечатлевшей открытие мемориальной доски на доме в Москве, где жил Собинов, надписи:
      "На память о наших встречах с дружескими чувствами.
Н. Собинова, С. Собинова".
      "Фане Самойловне и Максу Урьевичу - к встрече через 20 лет от присоединившегося к этому времени Льва Кассиля. 18.УП.54".

Стр.194-197
----------
Мой постскриптум.   
   
     Давно уже не было в живых ни  Нины Ивановны(1888-1968 г.г.), ни Фани Самойловны(1898-1984), когда судьба свела меня со Светланой Леонидовной Собиновой-Кассиль*. Ей в то время  было уже за  семьдесят.
          Дело в том, что   Нина Ивановна Собинова -  двоюродная сестра знаменитого скульптора Веры Мухиной,  происходила из семьи рижских купцов Мухиных, которые были владельцами так наз. Красных амбаров рижского Центрального рынка. Часть этого имущества Нина Ивановна унаследовала и получала с него какой-то доход, поступавший в один из рижских банков. Собиновы неоднократно приезжали в Ригу, и получаемые деньги давали возможность оплачивать поездки за границу. При советской власти в Латвии недвижимость эта была национализирована.
     После восстановления независимости Латвии начался возврат имущества прежним владельцам, их наследникам. Хлопоты по оформлению этого наследства  привели Светлану Леонидовну в Ригу, а её давняя подруга Татьяна Владимировна – моя соседка – договорилась со мной о нашей встрече.
     Нам было о чём вспомнить, о чём поведать друг другу, ведь с той поры, когда состоялась описанная в моей книге встреча в Дубултах, прошло без малого сорок лет…Светлана рассказывала о своей дочери Ирине, внуках.  О том, что сделано для увековечения памяти  её отца, творчества мужа, Эта тема была близка и мне.
   Жаль, что я не записала тогда деталей нашей встречи,  и в памяти остался лишь образ обаятельной Светланы и воспоминания о  светлом, доброжелательном взаимном общении.
----

*Светлана Собинова-Кассиль( 1920-2002)