Речь собаки

Наталья Юрченко 7
  Эту собаку мне, и не только мне, никогда не забыть. Событие, с ней связанное, выходит за рамки нормы поведения обычного животного. 
1982 год, Якутия.  Лежал снег в п. Сангар. Я шла в магазин" Северянка" за продуктами. На улице было светло. Когда спустилась с пригорка, пройдя мимо ДК вниз к школе №1, увидела на площади скопление людей. Человек двадцать стояли полукругом и на что-то смотрели. Я тоже остановилась. В центре внимания была обычная собака-смесь овчарки с дворнягой, окрас шерсти тёмно-коричневый . Она о чём-то говорила людям. Причём так старательно выговаривала, прямо растолковывала всем нам очень важное. Мы силились понять её, но как тупые истуканы, не могли. При мне только она минут пятнадцать говорила, прямо возвещала.
  Люди понимали -  случилось нехорошее, может даже ужасное,  что-то надо предпринять, но что? Я готова была всё бросить и пойти за собакой, куда она поведёт, ведь может с хозяином что случилось и нужна помощь? Но она никуда не шла, не вела за собой. Постояв так на морозе, я пошла в магазин, ведь дома сынишка один остался.
  Люди не расходились и продолжали слушать взволнованную речь. Причём, несколько предложений повторялись  много раз, одни и те же. Как текст. Было понятно: что-то произойдёт или произошло.

  На душе стало тревожно. В посёлке в это время было напряжённое положение. Ловили маньяка, от которого пострадала не одна женщина. Милиция была вся задействована, ловили на живца даже, но преступник знал о всех планах заранее.
   Мужчины встречали жён с работы вечерами. Может речь собаки была посвящена не этому, может предрекала она о грядущих событиях в стране - развале сверхдержавы СССР? Не знаю. Но вскоре умер Брежнев и мир стал погружаться в хаос. Я же всё переживала за её хозяина. Но где его искать? Может люди убили её щенков и это было проклятие в их адрес, у животного накипело от нечеловеческого отношения? Она вещала именно на площади, где обычно через громкоговоритель звучала в праздники музыка или транслировались важные правительственные сообщения.