Бабушкины сказки

Валентина Телухова
 Могут ли быть подругами четырнадцатилетняя девочка и шестидесятилетняя старушка?Вполне. Тем более если они - бабушка и внучка!

 Бабушка жила неподалеку от школы, и Юля дважды в день проходила мимо окон ее дома. Утром она только стучала в окошко, как бы говоря «Доброе утро», а после школы обязательно заходила в гости.
 
- Ну, что? Какие успехи сегодня в школьных делах?

 Юля открывала портфель и показывала бабушке все свои тетради. Показывать было очень приятно, потому что бабушка никогда не ругала свою дорогую внучку, а подмечала только хорошее.

- Ну и что, что учительница поставила тебе двойку, не огорчайся! Посмотри, как ты красиво слово написала, каждую буковку в нем вывела, вот если бы все слова так у тебя получились! Ну, раз одно получилось, значит и остальные получатся. А двойку эту забудь. За что - двойка? Ты писала, ты старалась, у тебя просто рука еще не окрепла, а она тебе двойку поставила. Это неправильно. Поэтому ты двойку зачеркни мысленно,а поставь себе оценку повыше. Ты какую заслужила?

И Юля выбирала себе оценку сама.

 Баба Луша с улыбкой смотрела на свою внучку, кареглазую, темноволосую, кудрявую девчушку, и своей натруженной рукой ласково гладила её по голове.

 И действительно, у Юлечки все получилось! Она была теперь в восьмом классе почти отличницей, одной из лучших учениц, хотя в младших классах училась похуже.

- Вот видите, - говорили учителя, ставя ее в пример другим ученикам, - видите, как можно улучшить успеваемость, если добросовестно относится к учебе. Молодец, Юля!

 Девочка воспринимала похвалы сдержанно, она и сама удивлялась тому, что учится год от года все лучше и лучше, и не могла постичь этой тайны. А тайна была простой и ясной, как день. Юле нельзя было плохо учиться, потому что это могло огорчить ее бабушку, а бабушку она огорчать не хотела, потому что любила очень сильно. Юля училась хорошо еще и потому, что бабушка у неё была известной почитательницей книг. Юля меняла ей книги в библиотеке каждые три дня. Бабушка не только сама читала с удовольствием, но и приучила к книгам свою внучку. С малых лет она рассказывала ей о книгах, читала ей их вслух, когда Юля была маленькой. Огромную стопку детских книг Юля перебирала придирчиво, потом выбирала нужную книгу и предлагала бабушке прочитать её. А бабушка знала эти книжки наизусть и не читала их, а рассказывала по памяти. Иногда она произносила фразы неточно.

-Ты смотри лучше! - гневалась внучка. - Там не так написано!

Бабушка смотрела, признавала свою ошибку.

-Вот то-то же! - неодобрительно говорила внучка.

Девочка часто брала своих кукол, которые жили у бабушки, потому что два старших брата Юли иногда обижали их, сажала их в кружочек и "читала " им книги по памяти. Ни одной буквы она не пропускала. Такая у неё была память.

 Юля приходила к бабушке не только для того, чтобы проведать её и пообедать, она каждый день помогала ей по дому. Домашние дела она делала быстро и ловко.

- У тебя в руках прямо горит все! Со стороны глянуть, одно удовольствие! Я тоже в молодости  шустрой была, так и летала, так и летала, а сейчас уже не то, и ноженьки меня не носят, и рученьки мои мне не служат.

- Бабушка, да ты у меня и сейчас хоть куда. Просто боец передового фронта, - смеялась внучка, - да и работаешь ты всю жизнь. А почему у тебя всего два класса образования?

-Не за кем было прятаться. В няньки рано отдали. Времена были тяжелые.

-Бабушка, а если бы ты училась, ты бы академиком была. Точно-точно я тебе говорю. Ты книги читаешь и запоминаешь. Ты мне задачи по математике решаешь лучше папы!

-А мне хватает и того, что мои дети все институты закончили. Все образованные люди. Да по свету их разнесло. Хорошо, что отец твой рядом. Инженером работает в совхозе. Видный человек!

 Последние несколько дней Юля заходила к бабушке какая-то притихшая, сама не своя. В чем дело? Бабушка тревожилась в душе, но вопросов никаких не задавала, знала, что настанет час, и Юля сама ей все расскажет.

 Внучка пришла к бабушке в субботу под вечер просто так, как она сказала, от нечего делать. Она села в свое любимое кресло, но телевизор включать не стала, а уставилась в одну точку.

- Что с тобой, уж не влюбилась ли ты, родимая? – спросила её ласково бабушка и положила свою сухонькую ладошку на кудрявую голову своей дорогой внучки, наклонилась к ней, и заглянула ей в лицо своими небесно голубыми глазами.

- А как ты догадалась?

- Да страдания твои прямо на лице написаны. Да и пора уже, четырнадцать лет, самое время для первой любви. Мы с тобой ранние! А кто он?

- Толик Смирнов, - опустив голову, еле слышно сказала Юля.

- Да он вроде как постарше тебя будет года на два, да и дружит он с Варей, все про это знают.

- В том-то и беда, что дружит, но я отобью! – сердито сказала Юля, и глаза ее сверкнули. - Можно же так сделать?

- Отобьешь? – засмеялась бабушка. - Не простое это дело - чужих ухажеров отбивать. Я тебе на твой вопрос прямо не отвечу, а расскажу тебе одну историю, а ты думай, да смекай, что к чему.
Вот слушай, давным-давно…

- Ты опять мне сказки будешь рассказывать?

- Не сказки, а правдивый случай из жизни, ты слушай, не перебивай. Давно это было, это правда, я тогда старше тебя была, года на три на четыре, а уже была молодой женой, жила самостоятельно, в чужой деревне, и скучала за родными местами очень, но мама меня навещала частенько, хоть и не близко была моя родная деревня.  Вот приезжает она ко мне как-то весною и привозит мне утку. Я удивилась такому подарку, ведь у меня на подворье всякая живность была своя, а уток было так много, что я им, пожалуй, и счета не знала. Зачем мне еще одна? А мама мне и говорит, что эта утка необыкновенная, она не хочет с селезнем дружить, а отбила гусака у гусыни. Гусак за ней теперь всюду ходит, на свою бывшую подругу внимания не обращает, а та бедная только свое «га-га-га» произносит, крыльями разводит, да несет пустые яйца, из которых гусята никогда не выведутся, сколько не высиживай их. Вот и пришлось моей матери увезти подальше новую невесту гусака.

 У меня гусей не было, я и выпустила во двор новую утку без всякой опаски. Некого ей соблазнять было. Прошло несколько дней, приходит ко мне соседка.

- Пойдем, Луша, за огороды на берег реки, я тебе что-то показать хочу.

Пришли мы с Тоней за огороды, смотрю я, а моя утка с ее гусаком по берегу гуляет. Гусак соседский рядом с ней выхаживает, а утка так по траве и стелется, глазками-бусинками так и вращает, перышками трепещет, шейку вытягивает, шипит что-то, как - будто песню свою поет, утиную. Ну, умора, да и только. Она, значит, маминого гусака забыла, а на соседского теперь перекинулась со своей неравной любовью.

- Что будем делать? – спрашивает соседка строго, - мне это совсем не нравится, гусак свою гусыню совсем забыл, а с твоей уточкой не расстается! До чего дело дошло! Он ее к нам на птичий двор вчера привел, безобразник этакий!

 И мне это все не больно-то понравилось. Приехал Михаил поздно с полей, а я ему про уточку рассказала. Посмеялся он от души, а потом решил, что дорога для этой уточки одна – в суп.

 А ведь пост был, нельзя было мясо есть, грех большой был. Я Михаилу насчет греха сказала, а он опять рассмеялся и говорит, что греха такого не боится. В тот же вечер эта уточка в супе оказалась. Так-то вот чужих кавалеров уводить! Любила бы ровню себе, селезня какого-нибудь, так подольше бы на свете прожила. Поняла, моя хорошая, на что я намекаю?

 Юля притихла, задумалась.

- Ну как же, бабушка, любовь должна быть со всякими трудностями. Вон в книгах как пишут, и страсти всякие, ревность, измена, боль, страдания, а если я полюблю такого, кто сразу на мою любовь ответит, это же не интересно будет?

 Баба Луша примолкла, внимательно посмотрела на большую фотографию мужа, прикрепленную в простенке между окнами, потом перевела взгляд на притихшую внучку.

- Любовь радостью должна быть, она должна нести счастье человеку! Без нее не будешь иметь детей, внуков, отдавать тепло и нежность будет некому. Будет жизнь твоя пустой и не нужной никому. Любовь – это спасение в этом мире для всех нас. А про страдания ты не очень верь, все это бабушкины сказки.

- Бабушкины сказки? – удивилась Юля,- но мне ведь плохо сейчас, грустно.

- Это пройдет, - сказала бабушка, - пройдет само собой. А теперь, хватит грустить, а пойдем чайку попьем. Может тебе легче станет?

- Пойдем, – уныло согласилась Юлька, - и знаешь что? – вдруг улыбнулась она, - не буду я этого Толика Смирнова отбивать, пусть как дружил, так и дружит, я себе другого найду.

- Вот и правильно! Не хочешь в суп до времени попасть? – засмеялась бабушка.

- Нет, не хочу, - ответила внучка.

Они посмотрели в глаза друг другу и стали от души смеяться вместе, да так громко и заразительно, что звуки их смеха стали слышны даже во дворе.

- Быстро же прошла твоя любовь!

- Но ведь безответная!

- Вот это и есть самое трудное дело – найти ответ в сердце любимого! Очень часто бывает так: ты любишь, а тебя – нет, или наоборот: тебя любят, а ты - нет. Чувства, моя хорошая, разуму неподвластны. Вот это разница и есть причина всех любовных страданий. Надеюсь, что твоя новая любовь счастливой будет!

- А полюбит ли меня кто-нибудь?

- А вот за это не переживай! Обязательно встретишь свое счастье!

- Правда, бабушка?

- А я разве тебя когда-нибудь обманывала? Только ты заранее подумай, какого жениха хочешь для себя? Высокого? Низкого? Голуболазого? Кареглазого? Веселого или не очень? Работящего?

- Все равно. Только бы он меня любил и я его.

- Какая ты у меня мудрая! Не по годам. А счастье у тебя будет! Чтобы у такой хорошей девочки доли не было хорошей? Такого не может быть. Да и я у тебя на что? Я тебе доли у Бога вымолю!

В бабушкином доме воцарилась тишина. Только слышно было, как тихонько тикают ходики на стене, да скрипят чуть слышно старые половицы пола, как будто устраиваются поудобнее на своем привычном месте.

-Не горюй, моя хорошая! Лучше сбегай в клуб, в библиотеку! Да поменяй мне книги. Эти я уже перечитала все.

-А какие взять?

-Интересные!

-А про что?

-Про жизнь и про любовь! Про что же ещё?