Мастер-класс Миреллы Френи

Нико Галина
Мирелла Френи провела мастер-класс с молодыми певцами Московской консерватории (ТВ-Культура, 27.02.15).

Звезду оперы вовсе не удивила наша голосистая молодежь, наоборот, М.Френи, кажется, не понравилась некоторая инертность студентов, отсутствие исполнительского темперамента, замкнутость и мягкость.  (К тому же, девушки-студентки были на удивление безвкусно одеты, что опытному артисту говорит о многом.)

Сама примадонна выглядела великолепно: энергичная, веселая, очень деловая. Показывая голосом, она вызвала аплодисменты в зале: преподаватели оценили ее мастерство!

М.Френи делала так много замечаний, что переводчица не успевала повторить все сказанное певицей, но жесты были понятны и без перевода. Бас, которому сопрано указывала на недостатки, усердно повторял с ее голоса, ведь Френи «двадцать девять лет была женой баса», Н.Гяурова! (В зале на эту реплику смеялись.).

Телезрителю-меломану могло показаться, что российские певцы плохо выучены: замечания оперной звезды касались дикции, фразировки, звуковедения (она требовала головного или грудного резонаторов, говорила о посыле звука в зал и т.д.) Возможно, российские педагоги поторопились дать талантливым девушкам «взрослые» арии: ученицы еще не овладели основами вокального искусства?

М.Френи сама пела кое-что из показанного, поэтому была строга к исполнению итальянской и французской музыки – плохо пели ее репертуар! Например, исполнительницу арии Маргариты из «Фауста» (Гуно) Френи помучила-таки! Девочку выпустили на смотрины с эффектным материалом, но угодить опытной певице не смогли.

* * *

Хороший голос должен иметь свой собственный, неповторимый тембр. Дается он природой, но без каторжного труда не будет чистоты интонации, легкости переходов от ноты к ноте и, главное, кантилены. С.Я.Лемешев писал: «Верхний регистр голоса Неждановой вырос и приобрел блеск в течение ее трехлетних занятий в Московской консерватории». Три года для голоса очень, очень мало. Но ведь это была Нежданова!

Кстати, в середине ХХ века знаменитая сопрано Тоти Даль Монте (А.Менегелли) с похвалой отозвалась о начинающей Мирелле Френи, хотя заметила в ее пении много ошибок…