О Книге Судьбы и безнаказанности

Олег Яненагорский
Иной зовет своей Судьбой
Лишь совокупность глупостей,
Допущенных недавно иль давно…

Инокентий Сентябрьский



Не один раз размышлял над тем, что же является основополагающим в нашей судьбе? От чего зависит развитие человеческих отношений? От случайностей? И какими могли бы быть наши  переплетенные судьбы, поступи мы по-иному в той или иной конкретной ситуации? Или всё давно решено за нас и без нас, а мы только заблуждаемся в своей свободе выбора?
Вновь вспоминаю случай, который существенно изменил мою жизнь. 9 мая, теплый сибирский день…
- Давай сходим к ясновидящей, - предложила мне подруга.
- Зачем? – удивился я такому странному предложению.
- Она очень точно предсказывает Будущее, к ней очереди стоят…
- Из одиноких женщин? - ехидно уточнил я.
- Не только женщин… бизнесменов много ходит, советуются, как им правильнее поступать, - в голосе подруги чувствовалось какое-то напряжение. Но мне никуда не хотелось идти. Однако диалог наш продолжался.
- Ну, да – это очень серьезный довод – даже бизнесмены ходят!… Деньги-то за свои предсказания берет «ясновидящая»?
- Да, по пятьсот рублей…
- А-а-а, тогда мне все ясно – бизнесмены ходят к бизнесменше, а женщины хо-дят к женщине… А какой у ней месячный доход? Ты же умная, успешная женщина… Тебе-то это зачем?
- Я уже два раза у нее была, и всё, что она сказала – сбылось! Она потомственная предсказательница…
Да-да, разумеется… семь поколений бабушек-предсказательниц, деды – белые и черные колдуны с лицензией домоуправления, кармы сплетает, расплетает, чистит-моет, позолоти ручку – так всю правду расскажет, и что было и что не было, и что никогда не будет…  Еще наверное и комсомолка бывшая? А исчезновение правящей партии она никогда не предсказывала?
Я начинал заводиться… Пятьдесят лет прожил не ходя по гадалкам, не советуясь с ясновидящими… и не собираюсь. Сколько их вдруг по вылазило из всех щелей…
Нет, поймите меня правильно, я не тупой материалист и вполне допускаю, что есть настоящее ясновидение, и что некоторые люди могут предсказывать Будущее... Но сколько  их, таких? Один на миллион? По паре тысяч на квадратный километр городской площади? Вся печатная пресса забита объявлениями, о том, что «только ОНА или ОН помогут, вылечат, снимут «венец безбрачия», обеспечат успех в бизнесе, помогут в воспитании детей» и прочая, прочая, прочая…
- Ты ради меня ничего не хочешь сделать… всё, о чем бы я не попросила, тебе все не интересно… У меня сегодня день рождения, мог бы для улучшения на-строения и согласиться…
Теперь подруга завелась… И черт меня дернул критиковать гадалок и астрологов, колдунов и предсказателей. Как говорил мой бывший начальник: «В голове самой умной женщины есть еще место для дуры-бабы».
- Но, ты же все уже про себя узнала у этой гадалки. Я-то там зачем? Что она мне может сказать полезного?...
Говорят, что в споре уступает тот, кто умнее… Может быть, может быть…  Чтобы дело не дошло до очередного скандала, я решил уступить имениннице и сходить вместе с ней к чудо-предсказательнице.
… «А дальше закружило-понесло»… По телефону подругой была срочно согласована встреча в каком-то Доме культуры «вдали от центра городского». Оказывается там предсказательница арендовала кабинет для приема доверчивых граждан. А по случаю праздничного дня, на обычную таксу ею было наброшено еще сто рублей. Рассказывать детали долго и не интересно, перейду к сути.
Подруга моя осталась в коридоре, а я зашел в кабинет ясновидицы и предсказательницы. Раньше в этом помещении, наверное, какой-нибудь методист народного творчества сидел или завхоз Дома культуры.
 Предсказательница выглядела совершенно обычной теткой, только что вернувшейся с дачного участка. Как это не смешно, но я угадал, а она подтвердила: приехала с дачи, где поливала рассаду или грядки, сейчас уже тонкости ее огородническо-садоводческой деятельности не помню. Она достала из стола карты, а я поневоле вспомнил, что гадалки всегда пользуются старой засаленной колодой. А вот почему? Дорого, что ли каждый раз новыми картами пользоваться? Сейчас эпоха одноразовой посуды, шприцев, постельного белья. Есть даже одноразовые фотоаппараты и черт еще знает чего другого. Вполне можно было бы гадать каждому клиенту новой карточной колодой – не загрязняя получаемую из Будущего информацию результатами от предыдущих клиентов. Инструменты для перелистывания Книги Судьбы должны быть чистыми.
Пока «вестник Будущего» тасовала колоду, и раскладывала карты, она привычно рассказывала, что дар свой получила от бабушки (или прабабушки?), что долго сомневалась, может ли заниматься предсказанием и прочее, прочее, прочее. Ну, вот хоть бы кто-то для разнообразия сказал, что «дар» получил от первой учительницы, от одноклассника, любовника или любовницы, от заводского парторга или председателя местного колхоза. Нет, всегда только от бабушки или дедушки…
Карты легли… Я прервал свои размышления и приготовился слушать… Все пересказывать не буду – муторно да и не нужно. Закончив гадание, видя, что я не проявляю сильного интереса, предсказательница спросила:
- Вы не верите?
- Простите, чему я должен верить? Вы сказали, что я, видимо, занимаюсь интеллектуальным трудом, и не бедствую… Так по моему лицу, рукам и одежде, видно, что не выгребаю навоз из коровника в течение многих лет… не рублю лес в тайге, не стою у токарного станка. Карты для этого совершенно не нужны. Речь моя, очень надеюсь,  тоже свидетельствует о достаточно высоком образовательном уровне. Вы утверждаете, что, кажется, впереди ждет меня большая любовь. Скажите, кто из мужчин, проживших полвека, не обрадуется этому предсказанию, и не поверит, что впереди его ждет «Большая любовь?  Вы сказали, что я еще встречу свою Музу. Да кто же не хочет ее встретить? Тем более, люди творческие…
В этот момент мне показалось, что за дверью, в коридоре, где сидела подруга, послышался какой-то слабый шорох. Но как только я замолк, снова установилась тишина. И я продолжил свою речь.
- У Вас ведь, похоже, тоже гуманитарное образование? Обычная наблюдательность, ежедневный тренинг на приходящих с бедами и заботам, стандартный набор общих фраз и отслеживание вазомоторных реакций мужчин и женщин.
Про вазомоторные реакции завернул, конечно же, умышленно и целенаправленно. Хотелось мне проверить - знает ли собеседница это словосочетание. И не промахнулся - знала.
- У меня психологическое образование, хотя психологом я не работала.
Предсказательница стала собирать карты. Я достал из бумажника шестьсот рублей и положил на стол. На мгновение показалось, что женщина хотела отказаться от гонорара. Но нет – взяла деньги.
- Я не утверждаю, что все предсказанное сбывается… Но я вижу, что так карты легли, и говорю, как понимаю…
- Вы на меня не обижайтесь, я у гадалки первый раз… но не убедили Вы меня набором стандартных предсказаний. Денег не жалко, я пишу понемногу, и пусть это для меня будет затратами на не выдуманный сюжет…
Я хотел еще добавить, что нельзя безнаказанно заглядывать в Книгу Судьбы, но промолчал… Эх, если бы знал, как окажусь прав в этом вопросе… не пошел бы к гадалке

                ***

Попрощавшись, я вышел из кабинета. В коридоре, на стуле сидела моя подруга и читала книгу. Увидев меня, она поднялась, сунула книжку в сумму, и мы на-правились к выходу. Уже на улице стало ясно, что настроение у нее испорчено.
- Ты что это такая хмурая? Опять голова болит?
- Да так, все нормально…, -  подруга замолчала. Мне хорошо был знаком этот вид молчания. Дальше шли в тишине. Рано или поздно она заговорит… Заговорила…
- Значит, ты еще встретишь свою музу?
- О, так Вы подслушивали! А ведь это, между прочим, не хорошо, не красиво, аморально! Мне про мое Будущее рассказывали, а не Вам… Да… зрение у меня плохое, а вот слух-то оказывается все еще хороший – то-то шорох слышал я  у дверей…
- Значит у тебя впереди еще большая любовь, - раздражение женщины плескалось через край, и похоже, что моих слов она не слышала.
- Заметьте – не я это сказал…
- Но зато обрадовался-то как…
- Да где ты радость мою увидела?…
Настроение у каждого было окончательно испорчено этой ненужной словесной перепалкой. Ничего не улучшилось и после ужина в вечернем ресторане…
Более того – с того дня отношения «покатились под откос».  Видимо подруга в своей душе поставила на мне крест. Осенью мы расстались, и я уехал в другой город. Могло ли все пойти по иному, если бы не тот визит к предсказательнице? Наверное, да. Не стоило заглядывать в Книгу Судьбы – безнаказанно это не проходит, за все надо платить… Вот и мы расплатились…
Еще древние мудрецы и философы говорили, что человек не выбирает себе роль, которую ему предстоит играть в жизни – он просто исполняет ту, которая ему досталась…  Да, наверное и такое может быть – марионетки не пишут сценарии.
Есть и другая точка зрения: человек - кузнец своей Судьбы.  И что он выбирает не только роль в жизни, но и жизненные сценарии. Безусловно, условия заранее определены и от них человек  не может отказаться – Рождение, Жизнь, Смерть. Но в рамках этого сценария у нас должна быть свобода выбора
Я все думаю, какой черт дернул мою бывшую подругу, настаивать на встрече с гадалкой, подслушивать, упрекать меня за услышанные благодаря ей же мои жизненные прогнозы? Какова в действительности роль диалогов, которые мы ежеминутно ведем с Реальностью? Без сомнения, слова наши и чужие влияют на судьбы? Но как определить те перекрестки, на которых мы сделали судьбоносный выбор?
Верю ли я в Бога? Да, верю как в Высшую силу и Разум. Но при чем здесь засаленная колода карт? Может ли Бог, благодаря своим безграничным возможностям, руководить нами? Наверное, может… Но зачем мы ему нужны без права свободного выбора? Зачем ему слабомыслящие и безвольные куклы?  Наверное, ему всё же нужны Со-Творцы жизни своей...

                ***   

Прошел год. Летом в Петербурге, возле часовни Святой Ксении Блаженной другая женщина молилась о том, чтобы встретился ей свободный, умный и сексуальный мужчина, и чтобы все сложилось хорошо…
Еще полгода прошло. Видимо, не только «ход истории» не тороплив, но ангелы не всегда спешат… Встреча ранее не знакомых мужчины и женщины состоялась в новом для них городе…
У меня есть строки: «Не случайная цепь / Совершенно случайных событий»…
Пути Господни неисповедимы… и не ведаем мы, что творим…