Глава 14. Посиделки за чашкой чая немного о гномах

Валентин Банников
Глава 14. Посиделки за чашкой чая (немного о гномах блистающих пещер и прочих Роханских делах).
Сем Скромби очень уважаемый Хоббит, глава большой семьи Хоббитов поселившихся в старом поместье Торба-на –Круче, доставшегося ему в качестве дара от прежнего хозяина усадьбы, сидел на скамейке, курил и вспоминал прошлые приключения.
Как много лет прошло с тех пор.
Сем изменился, постарел, оброс хозяйством и горой ребятишек, его жена Рози со временем стала полновата и деловита, пропала прежняя лёгкость, да и не удивительно, откуда им взяться, стройности, да легкости после рождения семи хоббитять.
Сем улыбнулся припомнив радость которую испытывал каждый раз принимая на руки очередного пищащего малыша.
Да! На все руки мастер Семуил. Многое умеет, роды принять соседи зовут Сема, ремонт в норе сделать, снова Сем на расхват, а уж по поводу сада и огорода тут уж во всей округе большего авторитета не найти.
Оттого-то пять лет назад Хоббиты на ежегодной ярмарке, и выбрали Сема хоббитским головой, самым важным хоббитом во всей Хоббитании. Недаром досталось ему это место. Много для своего края сделал Сем и потому пользуется заслуженным уважением у соседей.
 Сем лично знаком с государем Арагорном, дружен с правителем эльфов Керданом, ведет торг со старейшинами Гномьих кланов.
Двери его усадьбы не закрываются от наплыва гостей, старые друзья, торговые партнёры и посланцы государей, ближние и дальние соседи ищущих помощи или совета, родни приехавшей в гости или по делам, все спешат к Сему. Здесь странник всегда найдёт приют, вкусное угощение и приятную компанию.
На общинном лугу, сразу за холмом в ветвях огромного дерева Эльфы сплели домики-гнёздышки, в которых так любят отдыхать после долгого пути, редкий вечер там не собирается окрестный люд послушать песни и потанцевать. На ветвях дерева даже поселилось одно семейство Эльфов, как знать надолго ли, на годы или века, Эльфы не стареют им, что день на одном месте прожить, что три тысячи лет, разницы ни какой.
В просторных хоромах Торбы прекрасно себя чувствуют Гномы, как и Хоббиты они предпочитают жить под землёй в невысоких покоях.
Для людей с восточной стороны холма Сем пристроил небольшой, но уютный домик на двенадцать комнат с одной общинной залой и тоннелем по которому Сем приходил проведать своих гостей прямо из поместья не сдерживаемый погодой или темнотой вечера.
- Здравствуй почтенный.
Грубоватый голос отвлёк Сема от воспоминаний и размышлений. Он повернулся к говорившему.
- Приветствую  высокородного мастера Гнома.
Сем поднялся и учтиво раскланялся с незнакомцем. Посмотреть право же было на кого, да и почтение проявить не грех.
Гном был не по размерам своего народа высок не менее пяти футов росту, широкий как стог сена, и с длинной заплетённой в косу бородой. Седины не наблюдалось, но это, ни о чём не говорило, Гномы долгожители, три сотни лет прожить для них не предел возможного, стареют поздно и поэтому невозможно угадать, сколько гному лет.
Одет Гном был в кожаный плащ и штаны. Из-под плаща проглядывала кожаная безрукавка, золотая цепь инкрустированная алмазами и такой же золотой пояс, застёжки плаща так же были из золота. За спиной висел двусторонний топор. Лицо гнома было худовато, со следами огня и стали, бесчисленные шрамы, словно сетка покрывали его обнажённые руки. Сразу видно, что Гном не самого кроткого нрава, «наверняка задира и выпивоха каких мало» - подумал про себя Сем. 
 - Гном Глум к вашим услугам достопочтимый Сем Скромби.
- Мы разве знакомы? Простите, запамятовал ваше имя.
- Меня зовут Глум я племянник старейшины Тоттилы.
- Старейшины красного клана гномов из синих гор. Тоттилы кузнеца, я не ошибся.
- Да это мой дядя. Вы ему табак продаёте и вино.
- Да, да! Конечно, я помню вашего дядю, но с вами, увы, не знаком.
Гном расхохотался.
- А познакомишься и не знать не захочешь. Горазд я выпить, как бочка бездонная, как напьюсь, дядя от меня топор прячет, чтоб мебель не попортил.
Возможно, это была только шутка намеренная поддёвка, для проверки гостеприимства Хоббита. Шутки Сем понимал «иногда», во всяком случае он счёл за лучшее рассмеяться в ответ.
- Что ж добрым гостям у нас всегда рады, найдётся и выпивка и закуска и чулан с замком для топора.
Гном вновь заржал.
- Я не я, если замок руками не сломаю.
- А он у меня в дверь вделан, Гномья работа.
- А! Ну тогда не сломаю.
Гном в свою очередь осмотрел хозяина поместья. Невысок, чуть больше трёх футов росту, широкоплеч руки натруженные ладони в мозолях, лицо сильно загорелое, округлое, нос картошкой, седоватые волосы «не по возрасту явно, уж больно моложаво выглядит», прямая спина «хотя плечи уже начинают сутулиться, «хотя это скорее признак тяжёлой работы, чем возраста». Одет Хоббит в короткие шелковые штаны до колен, белую льняную рубашку и мягкий бархатный жилет с золотыми пуговицами. Из кармана жилета выглядывает краешек идеально чистого платка, к кожаному поясу с серебряными бляшками прикреплена тонкая золотая цепочка карманных часов. В руке Хоббит держал трубку красного дерева с серебряным узором, по запаху можно было понять, что в трубке не какой-нибудь самосад, а отборнейший табак, в Гномьих горах дорогая редкость.
В общем, выглядел Хоббит вполне зажиточно, да и большая усадьба, за его спиной спрятанная в самой вершине крутого холма  говорила о достатке. 
- Вы хотите передохнуть после дороги или так поболтать остановились? – Хоббит вновь сделал приглашающий жест, с интересом смотря на замершего Гнома.
- Передохну маленько. Не откажи мне в ночлеге на одну ночь почтенный Хоббит.
-  Гостям всегда рады, тем более Гномам давненько ни кто из вас не заглядывал на огонек, последний раз семь гномов две недели назад, три дня гостили. Ушли по торговым делам в Морию.
Интересно как там сейчас, я-то лишь однажды в царстве этом побывал, много лет назад, когда Мория ещё заброшена была из-за Барлога.
- Я знаю, у нас легенды ходят о отряде хранителей, прошедших через бездонные копи и победившими багровый ужас. – Гнома передёрнуло.
 - Ну что ж! Нам будет верно, о чём поболтать, вечерком у камина, за трубочкой. – Сем улыбнулся и вместе с гостем стал подниматься по тропинке к дверям Торбы.
                ****************
«Двенадцать лет назад Гимли сын Глоина вернулся в Рохан из Эребора и привёл с собой десятую часть тамошнего народа всего: 2000 Гномов и 1500 тысячи Гномих. Он попросил Эомера короля Роханского уступить ему блистающие пещеры возле Хельмовой крепи на вассальных условиях. И Эомер давно знавший и уважавший героя Рохана согласился.   
Так Гимли стал сенешалем Рохирим.                Король Эомер понял всю выгоду от такого обмена и, приняв клятву верности от гномов, обязал их выплачивать десятину и оказывать военную поддержку. С этого началась эпоха расцвета двух народов.
  Гномы произвели на жителей Хельмовой крепости неизгладимое, но вполне положительное впечатление (особенно молодые не успевшие растолстеть и в силу возраста приобрести усы и бороды гномихи), не смотря на малый рост, наши воины и строители очень сильны и выносливостью. Видел бы ты почтенный, как они там всё обустроили, любо дорого посмотреть и порассказать.
  За прошедшие годы гномы украсили многие горные чертоги, построив целый подгорный город, они перестроили Хельмову крепость и Эдорас.
Теперь каждый въезжающий в Хельмову падь видел перед собой четыре огромные стены перекрывающие ущелье и огромный (в полмили) ров, с мостом, последняя четверть которого поднимается, в Хормбург теперь при поднятом мосте невозможно попасть. Ров надёжно прикрывает водосток, теперь к нему невозможно подобраться с суши, разве, что вплавь. Подступы к пещерам Гномы перегородили самой большой состоящей из трёх ярусов с закрытыми галереями стеной. На выступах скал, справа и слева от крепости воздвиглись новые башни, а сверху у водопадного карниза (с которого стекает река) встала ещё одна трехстенная крепость, теперь Хельмова крепь защищена со всех сторон и даже сверху с горы. Многоярусная, многостенная система защиты помогла пережить людям и гномам нашествие орков и степняков, эта крепость Рохана воистину стала неприступной, не по зубам ни какому врагу пока в её стенах есть хоть горсть защитников.
  Внутри стен была насыпана земля и местные жители стали выращивать хлеб и овощи с фруктами, которых хватало и на людей и на гномов. Наличие продуктов, защитных стен, укрывищь и богатых кузниц, превратило этот край в самый изобильный из Роханских владений и нынче в городе – крепости обитает больше десяти тысяч человек, большинство этого населения дети, будущее страны и её гордость.
 Мы Гномы ничуть не отстали от людей и за последние десять лет наплодили почти пять тысяч детёнышей. Вот что бывает, когда два народа живут близко друг к другу к взаимной выгоде. Немало строители Гимли потрудились и в Минас – Аноре и в Осгилиате, вместе с гномами синих гор и людьми Арнора восстановили они Аннуминас, Форност, Амон – Сул и Тарбар.
Гномы же помогли основать выработки в Гондоре и Рохане и получили за свой труд немало богатств и привилегий».
- Глум закончил свой пространный рассказ о землях, в которых бывал и куда вновь собирался по делам. Закурил сладковатый табачок преподнесённый ему щедрым хозяином и с удовольствием потянулся в мягком кресле. Ребятишки (мал-мала, меньше) слушали Гнома затаив дыхание, добрая (чуть полноватая) хозяйка уютно постукивала спицами, покачиваясь в кресле-качалке. Не отвлекаясь от работы, она успевала и за ребятишками присматривать в пол глаза и довольно внимательно с явным интересом слушать рассказы гнома.
Уютная гостиная с обшитыми красным деревом стенами, жарко пылающий камин, изящная мебель, и вкусная еда, что ещё надо для отдыха.
Позднее время доброе вино, трубочка и приятная компания хорошо настраивают на беседу, да и поговорить есть с кем и о чём.
Настала очередь Сема рассказывать, а ему было о чём. Бывал он и Ривендейле и в пустошах и в копях Мории. Видел белую столицу Гондоро и побывал в тёмной стране в последние дни правления Чёрного владыки Саурона. Гном слушал и диву давался, как этот на первый взгляд домосед не осрамился во время войны.
- Вот и свечерело. – Сем посмотрел в оконце. – Пора и на покой. Что ж сударь мой Гном побеседовали мы славно пора и честь знать. По койкам расходится пора.
- И то верно! Заслушался я, совсем про время забыл, а ведь с утра уходить собираюсь.
 - Спокойной ночи!
- И вам всем приятных снов.
Хозяйка поднялась из кресла и вывела малышню из гостиной, в след за ними потянулись по спальням и хозяин с гостем.
- Утро выдалось туманным, с аппетитом позавтракав Гном прощался на пороге с Хоббитом.
- Будете в Блистающих пещерах, передайте мой привет Гимли, я вот ему письмо написал. Передайте, пожалуйста.
- Конечно, передам, для меня будет честью познакомиться с Лордом Гимли.
- Я тут осмелился в письме упомянуть про вас, думаю, на вашу торговлю это хорошо повлияет.
- Благодарю сердечно, за лестный отзыв.
Так они раскланивались и прощались, когда из тумана послышался смех.
- Ха-ха! Делайте ставки ребята, сколько времени потребуется учтивому Гному и не менее учтивому Хоббиту, чтобы попрощаться.
Из тумана вынырнули четыре эльфа и Эльфийская девушка, вся компания весело улыбалась, наблюдая за хозяином усадьбы и его гостем.
- Ба! Кого я вижу! Остроухие пожаловали! – Гном рассмеялся – Тоже, небось, в гости напроситесь.
Эльфы рассмеялись, а Эльфийка хмыкнув, сказала.
- Кто бы говорил длиннобородый, сам только из гостей, да и то раскланяться не можешь, видно не попрощался еще с вкусным завтраком и щедрым столом.
- Что есть-то есть, а вам и завидно. Ладно хозяин бывай здоров.
- И тебе всего хорошего. А вы проходите гости, завтракать поздновато, но с дороги подкрепитесь, сейчас соберём чего-нибудь.
Эльфы не стали отказываться и шумной толпой прошли внутрь, преклонив головы перед низкой дверью.
- «Сейчас или люстру заденут, или ноги под стол не поместятся» - ехидно подумал гном, идя по дороге, лёгкая досада на то, что не удастся послушать Эльфийские новости, всё-таки подпортила ему настроение.
- «Везунчик, сейчас наслушается, эльфы мастаки лапшу на уши вешать, только знай подставляй, весёлые ребята и чудной народ всё-таки эти Эльфы».