Сашка -шорец

Александр Голик 2
 Ход жизни маленьких сибирских поселков отдаленных от больших и не очень городов весьма своеобразен и сложен для восприятия простых урбанизированных обывателей.

В таких поселках люди неспешны, рассудительны и мудры по-житейски. Как правило, здесь нет наркоманов, воровства, и, не приведи Господи, грабежа с разбоем.
 Пьянство – бывает. Бывает и поножовщина. Однако, выпивохи хронические - тихие и смиренные. Свои сто граммов либо зарабатывают, помогая соседям «по хозяйству» (ну там изгородь поправить, огород вскопать), либо «нахаляву» (свадьба, крестины, похороны…) или рыбаки-туристы-охотники городские притормозят поблизости окрест поселка. Поножовщины тоже связаны с водочкой, но тут больше играют значение – горячая кровь, смертная обида и, банально, дурь  несусветная, но это явление не системное.

Повторюсь, в целом, люди тут неспешны, рассудительны, мудры, добавлю работящи. Дети на улицах обязательно здороваются со всеми приезжими. Это трогает душу и впечатляет.

Съездить посмотреть на  «большие городские дома», культурных граждан, а также, заодно, прикупить какого-либо товару или попроведовать родственников- нет проблем! Согласно расписанию, раза три в неделю, большая машина (типа «Урал» с будкой) утром увезет Вас  в город, а вечером доставит обратно (желательно не опаздывать, и соблюдать утвержденное расписание движения).
Возможен иной вариант совершить поездку в город и вернуться обратно - «с оказией»; ну на попутной машине.

В случае, не приведи господи, заболеть,… возможно, прилетит санитарный вертолет. Но лучше не болеть.
 
Вообще то, вариант поездки на попутке дело обыденное и житейское, в том числе и по доставке больного к врачу.

В моем случае поездка на «оказии»  выглядела примерно так:
Местный главный начальник вызвал водителя машины, готовящейся на выезд в город, и отдал ему личное указание доставить мою персону в целости и сохранности, добавив дополнительно, что я человек большой, значимый и не дай бог…!
Водителя звали Сашкой, по национальности – шорец, автомобиль- «Урал»-лесовоз (ну а какой еще может быть автомобиль в месте где дороги предназначены только для лесовозов и прочих вездеходов).

Сашка худой, долговязый, передние зубы через один, на голое тело меховая жилетка, мороз минус двадцать пять. «Урал» как из боя… - не впечатлил. Предстоящая дорога через два перевала с серпантином и «тещиными языками» (особые участки дороги связанные с горной местностью и крутыми поворотами на спусках) по тайге, без сервисных «кемпингов», а местами и без …(хочется сказать без всего в т.ч. и дороги). Но в кабине тепло, водитель в хорошем настроении и общителен.
Внутри кабины автомобиля, лобовые стекла и тыльная часть за спиной водителя украшены бахромой (которая когда была незамаслена, наверное, играла роль богатого убранства), кругом наклейки и вырезки из цветных журналов: фото симпатичных девушек. Двухкассетник –«видавший виды «шарп»», музыка, что-то типа «НЭНСИ». Короче, прем на лесовозе по заснеженной дороге, впереди незги не видать, кругом снег, впечатление и полная иллюзия, что находишься в кабине звездолета (антураж кабины и Саня прожжённый космонавт), все совпадает… Вдруг, навстречу, как из другого мира, появляется монстр в виде встречного лесовоза….!

Обычное дело в таких случаях: один из водителей на полном ходу рулит в сторону - в сугроб, освобождая проезжую часть встречной машине, а затем, потихоньку раздергиваясь «вперед-назад» на всех «мостах» выбирается на дорогу и далее в путь.

Разговаривали мы с Сашкой «про жизнь», охоту, дорогу … Запомнилось: он всегда улыбался, а при разговоре предложения  строились примерно так, - «Лиска, бежал, бежал, кушать хотел, мышка ел….» ( ну то-есть, лиса бегала в поле мышей ловила).

Доехали мы до пункта назначения вовремя, в целостности и сохранности, т.е  здоровы и невредимы. За что Сашке отдельное спасибо!