Я родилась уже в понедельник

Ирина Маркова 4
О Боже, я  раненный  насмерть играл
                Г.Гейне.

 Завершая свой жизненный круг, невольно, все больше задумываешься о его начале – первых неумелых, но таких нетерпеливо – желанных   шагах в жизни. А  начались они  с игры.

Как, иногда,  простая незатейливая игра с ребенком дает больше  пользы, чем  нотации и указания. Свою учительскую карьеру я начинала имея уже одного сына и была беременной вторым. Естественно , как у всех молодых педагогов остро стоял вопрос  с дисциплиной.  Рецепт подсказала мне  моя   наставница:  урок – игра. Получилось, на всю жизнь запомнила   его завершение, когда ко мне подскочил с восторженными глазами пацаненок  и спросил: «А Вы правда помните «Кровавое воскресенье?» «Нет. Я родилась уже в понедельник», - отошел глубоко разочарованный.

Общение  с книгой, это  тоже игра.  Пробовали вы  хоть однажды обойти кругом Земной шар, добраться до полюса, подняться на Эверест,  ходить  вместе с   моряками по необозримым просторам океана?   Путешествовать, не выходя из комнаты, научила меня  наш школьный библиотекарь Тамара Николаевна.  Помню первое впечатление , когда я зашла в библиотеку.  Небольшая комната, несмотря на то , что  за ее стенами  «гудела школьная жизнь», в ней было удивительно тихо, словно она была пуста. Со стены, сквозь  стекло, на меня одобрительно смотрели А.С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Л.Н. Толстой. Она усадила меня рядом с собой и начала читать вслух, я  заворожено слушая, была там, вместе с героями книги. Все книги в  двух библиотеках, школьной и сельской, я прочла к 8 классу. Когда  читаю, хорошую книгу, и сейчас  «проживаю»  несколько жизней.

Я поняла одну простую истину: человек  в 57 лет не смелее человека в 7 лет,  в большинстве случаев не глупее, но всегда семилетний  отличается  большей любознательностью.

Люди играют всю свою жизнь, психологи разбирают жизненные сценарии, анализируют. В молодости, на меня большое   впечатление  произвела  книга  Эриха Фромма «Игры в которые играют люди» .  «Весь мир театр, а люди в нем актеры?» - и так до старости?

Но старость – это Рим, который
Взамен  турусов и колес.
Не читки требует с актера,
А полной гибели  всерьез… Б. Пастернак.

В самые  «серьезные»  игры, пожалуй,  даже   «злые»,  играет с нами жизнь. Порой мы, твердящие  себе, что с нами – то не сыграешь, и ошибки совершает круглый дурак. Напоминаем в этом случае человека, всерьез  утверждающего,  что с тех пор  как соседа переехала машина и вместо ног ему прикрутили  наисовременнейшие протезы,  он стал лучше ходить?
 
Как  говорил Ж. Руссо:  «Природа не делает ошибок»,  в то время  как человек со всемогущественной техникой и непоколебимой  верой  в то, что он компетентен во всех  вопросах, делает их на каждом шагу…   Не ошибается тот, кто  ничего не делает -  старая истина.  Впрочем, и тот,   кто ничего не делает, тоже ошибается.

Вопрос  о том, «хорошо»  это  для человека или  «плохо», оставим  без обсуждения. Люди неоднократно пытались  спасти  отдельного человека и цивилизацию  в целом от ошибок.
Так в апреле  1968г. в  Риме, в одном из  старейших научных  учреждений -  «Академия  деи  Линчеи» собралась очередная группа  «спасателей», которые задали друг  другу риторические вопросы:  «Куда  идем и как вести «дела»  в будущем?» не найдя ответа  перепоручили  специалистам  из  Массачусетского университета, которые  решают до сих пор.

Что же делать то?  А давайте  на минуту представим, что наша  с вами духовность и социум развиваются  согласно  общей теории относительности.  Если условно примем следующее:
Центр тяготения -  Человек,
Свет – наши нравственные  ценности,
Гравитационное поле – это общество, социум.
То согласно теории, если   свет идет к центру тяготения, интенсивность, частота повышается, изменяется  в гравитационном поле,  если от центра – понижается.  Начиная с 1960г. этот факт был проверен многократно.

 Будем помнить, что уже все, или почти все, что необходимо, для того, чтобы совершать как можно меньше ошибок, мы уже открыли. Просто будем  помнить, и найдем силы в себе  «вовремя остановиться»   и попытаться  «исправить»  свои ошибки, чтобы они не превратились в рок, преследующий нас и наших потомков?!

Но и так, почти у гроба.
Верю я, придет пора, -
Силу  подлости и злобы
Одолеет дух добра. Б. Пастернак.