Это не фантастика

Борис Волков
               
               
                Это не фантастика               

   Когда я после окончания математико-механического факультета Университета поступил на работу в НИИ, то почувствовал себя там самым умным. Через месяц ко мне приходили консультироваться  по вопросам математики даже ведущие инженеры. Многие из них писали диссертации. И я подумал, что такому умному как я, надо тоже поступить в аспирантуру. И поступил. Шло время, аспирантский срок закончился, а диссертации почему-то написать не удалось. Мои сотоварищи один за другим защищались, становились начальниками секторов, лабораторий, а я всё пребывал в должности старшего инженера. Мои начальники стали поручать мне работу совершенно далёкую от тематики моей диссертации. Они считали, что диссертационную тему я и так не брошу, а от дополнительной работы мне никуда не деться. Меня, старшего инженера, назначили руководителем научно-исследовательской работы (НИР) , совершенно не связанной с моей прежней тематикой. Обычно руководителями НИР назначали, как минимум, начальников секторов. Возможность написания и защиты диссертации отдалилась к горизонту.

   Но однажды, мне позвонил мой коллега Олег Валентинович, который защитившись перешёл в другое НИИ на должность начальника лаборатории. Ему нужны были специалисты. Он предложил мне должность ведущего инженера и работу по тематике моей диссертации. Я не задумываясь принял это предложение и со скандалом ушёл из НИИ, которое меня "взрастило". Я ушёл и прихватил с собой ещё несколько инженеров, работавших в моей группе.

   Примечательным оказался первый день работы. После оформления в отделе кадров, меня привели к начальнику отдела. Это был уже пожилой человек отставной военный, член КПСС, ветеран войны. До этого с ним я виделся всего один раз, кода проходил короткое собеседование, которое мой тёзка Борис Алексеевич  завершил фразой:
   - Боря, греби к нам, не пожалеешь.
   Мы ударили по рукам.
   В первый день моей работы в его отделе он тоже был  немногословен. После каких-то формальных фраз он совершил, как мне показалось тогда странный обряд:  перекрестил меня и сказл: "С Богом!"

   С начальником сектора у нас сразу сложились хорошие отношения и мы даже сдружились. Ездили вместе в деловые командировки,  на научные конференции и семинары. Он часто интересовался  продвижением моей диссертационной работы, а когда видел, что я впадал в романтический транс, подходил ко мне и вежливо говорил: "Борис Васильевич, прекратите жевать сопли. Пишите диссертацию, пока есть возможность".

   Наступило  время, когда диссертация была подготовлена к защите и здесь возникли новые проблемы: где защищаться. В прежнем  НИИ это было сделать невозможно. Никто меня там не ждал, несмотря на то, что дружба с прежними коллегами у меня сохранилась, но Учёный Совет там для меня был закрыт в прямом и переносном смысле. Я написал диссертацию по открытой теме, чтобы не привязывать себя к конкретному закрытому специализированному Совету. Все попытки решить вопрос с Советом самостоятельно не увенчались успехом. Когда начальник отдела узнал об этом, то вызвал меня к себе в кабинет и начал разговор.
   - Ходят слухи, ты уже написал диссертацию.
   - Да. Сейчас занимаюсь поиском ВУЗа, где бы защититься.
   - А чего ко мне не пришёл?  Я пишу докторскую по вопросам систем многоканальной свази и  у меня такие связи...
   - Диссертация - дело личное, я сам хочу всего добиться...
   - Да,  Борис, я вижу ты медленно взрослеешь, совсем ещё ребёнок, где диссертация?
   - В тумбочке стола.
   - Бери диссертацию, поедем в ВУЗ. Через пять минут жду тебя эдесь в кабинете.
   Через десять минут мы уже ехали на общественном транспорте в один из многочисленных ВУЗов Ленинграда.
   В тот день нам повезло. Председатель специализированного Совета оказался на своём рабочем месте. Перед тем, как зайти к нему в кабинет, Борис Алексеевич взял у меня диссертацию и вошёл с ней в кабинет как с иконой.
   После взаимного приветствия, начал говорить Борис Алексеевич.
   - Вот мой сотрудник написал диссертацию и хотел бы представить её к предварительному  рассмотрению на вашем Совете. Очень хорошая, зрелая работа. -  сказал Борис Алексеевич.
   А надо отметить , что эту работу он в руках держал впервые, не читал даже введения, но о моей работе как ведущего инженера его отдела знал хорошо.
   - Так вы начальник отдела, а это ваш сотрудник. - переспросил председатель специализированного Совета.
   - Так точно. - по-военному ответил Борис Алексеевич.
   - Странно, обычно начальники в лучшем случае не мешают своим сотрудникам писать диссертации, а  вы ещё и просите за него. - удивился председатель Совета. - Кто он вам? Родственник?
   - Нет, работает у меня меньше года, хороший специалист, аспирантуру закончил, хорошую работу написал.
   - Ну что же, раз такое дело примем к предварительному рассмотренияю.

   Дело пошло по хорошо отработанной процедуре: предварительное рассмотрение диссертации двумя рецензентами, предзащита, сдача дополнительного экзамена по специальности диссертационной работы "Радиотехнические устройства и системы".
   Далее предстояло напечатать в типографии НИИ автореферат диссертации и разослать его в сто адресов. И здесь, "на  ровном месте", я столкнулся с непреодолимыми трудностями.
   Шло время, но типограция НИИ, где я работал,  не собиралась печатать автореферат. Все обращения к начальству, предложение денег за ускорение процесса не дали результатов. Ответ был простой: "Типография перегружена заказами от подразделений".  Дата защиты была уже назначена, а рассылка автореферата согласно процедуре, должна была произведена не менее, чем за месяц до защиты. До окончания срока рассылки оставалось два - три дня, а печататать автореферат по-прежнему в типографии никто не хотел.
   О возможных путях решения проблемы решил посоветоваться с начальником сектора. Тот спокойно спросил :
   - Где оригинал автореферата?
   - В типографии лежит уже две недели.
   - Так. Сегодня надо решить этот вопрос. - сказал Олег Валентинович. - Подожди меня минут десять, пойдём брать типографию.
   Через означенное время мы неторопливо направились в типографию. Шли молча , Олег Валентинович с невозмутимым видом жевал резинку. Типография была режимным (закрытым) помещением, но не для Олега Валентиновича. Когда мы пришли и позвонили, открылось окно приёма - выдачи документов. Поздоровавшись с работницей типографии, он попросил пригласить к окну зам. начальника типографии. Тот увидев Олега Валентиновича, гостеприимно распахнул двери. Олег Валентинович быстро вынул из кармана свёрток и передал его зам. начальника, тот быстро спрятал его в карман халата. Мы прошли во внутрь и приступили к обсуждению задания по печати автореферата. Все вопросы были согласованы за пять минут. Тут же началась работа по ксерокопированию. Олег Валентинович раскланялся с начальством и пошёл на своё рабочее место, а меня оставил контролировать процесс производства. Не прошло и двух часов и я вышел из типографии с коробкой напечатанных и сброшюрованных авторефератов в количестве 120 штук.
   Читатель, возможно, уже догадался, что было завёрнуто в пакете, который принёс Олег Валентинович. Для тех, кто не понял скажу : там была бутылка из под пепсиколы,  а в ней примерно 300 грамм технического спирта, пригодного для внутреннего потребления.
   В советские времена многие самые сложнейшие вопросы решались именно так.  В конечном итоге всё закончилось благополучно.