Кирпичная эпопея Метаморфоза

Александр Тихонов 5
                Метаморфоза

    И ещё одно удивление пришлось мне испытать, которое оказалось не из приятных. Но сначала предисловие.

    2013-й. Большие Кныши. 9 июня. Только первый теплый летний день. Весь май дули холодные ветры, пролетал снежок, и людям приходилось топить в домах печи. Заказ от Никулина поступил еще в апреле, но погода не позволяла начать кладку. И вот, наконец-то, пришло в Идринский район долгожданное тепло.

    Я не бывал в Кнышах никогда, и мне было очень интересно познакомиться с новым для меня селом. Хожу по улицам, но ничего нового для себя не нахожу. Тот же постсоветский развал, что и в других деревнях района! Остовы бывших коровников, гаражей, пекарен и контор как скелеты динозавров из эпохи палеолита.

   Пустые глазницы окон брошенных домов, гнилые полуразвалившиеся заборы… Но, правда, новое для себя я, все-таки, увидел. Это церковь! Она тоже уже  в виде развалины, но стены сохранились, и меня поразила её былая грандиозность и грациозность, которые просматриваются даже через развалины. Высокая, просторная, большие окна с красивыми наличниками, и внешний вид

притягивающий взгляд, и стоит на возвышении, на виду у всего села. «Восстановить бы её, -  мелькнула у меня в голове мысль. - Эх, коммунизм, коммунизм! Зачем же ты все рушил до основания? Да пусть бы стояла. Да пусть бы ходили в неё прихожане. Зачем было ломать психику людей!?»  Восстановить? Но кто сейчас её восстановит? Строили – то её, наверняка, сообща, всем селом. Сейчас это возможно?
 
    Слышу сзади шаги, оглядываюсь. Меня догоняет молодой мужчина лет тридцати. Мужчина в силе, но вид помятый, одет небрежно и нечисто, резиновые сапоги на ногах, кепка задом наперёд. Насторожился.
---- Здорово! – как давнишнему приятелю говорит мне незнакомец.
----  Здорово! - отвечаю я тем же бодрым тоном.
----  Ты печник? – спрашивает.
----  Да, а что?

----  Я тоже печник, - объявляет радостно незнакомец.
----  Ну и что? – спрашиваю.
----  Я нынче, здесь, в Кнышах, уже восемь печей сложил!
----  Когда это ты успел? – удивляюсь я с недоверием. – Сегодня только первый теплый день!

----  Да я кладу и денег не беру, - продолжает объяснять мне свою позицию печник. – Мне только бутылки ставят. А мне больше ничего и не надо!
---- Ну, кому что, - соглашаюсь я.
 
----  Слушай, дай 50 рублей, - обращается «печник» с неожиданной просьбой.
----  Нет у меня денег. Еще не заработал, – отвечаю.
----  Ну, тогда дай  закурить.
----  Не курю и тебе не советую.

    Далее «печник» начинает рассказывать мне как он красиво и прочно кладет, как обильно потом обмывает, что меня совсем не заинтересовало, и я прибавляю шаг, намереваясь отвязаться от неожиданного попутчика. Наверное, отвязался бы я от него нескоро, но его окликнул от калитки парень, такого же затрапезного вида.

----  Да он тут у всех проходящих и проезжающих деньги просит, - пояснил потом мне Никулин. – Лесовозчики курагинские вывозят из Малых Кнышей древесину, так он и у них выклянчивает. Да и какой он печник!? Так себе: за бутылку топку обновить да трубу поправить. Таких печников у нас много.

     Однако кроме постсоветских развалин увидел я в селе и кое-что новое. Стоят во дворах и за оградами возле некоторых домов трактора, автомобили, сенокосилки, грабли, пресса. Это все имеется у крестьян, которые хотят хорошо жить и «вертятся». У того же Алексея Никулина табун лошадей, пасека, и вся техника для ведения хозяйства. Даже баба Вера Лесничева, которой 76, держит две коровы, сдает молоко, чем и живет, не очень-то надеясь на государственную пенсию.

----  Баба Вера, зачем вам коровы? – спросил я, когда клал ей русскую.
----  А что делать? – ответила она мне вопросом на вопрос. – Свалиться на диван и валяться днем и ночью? Свалишься, а потом и не встанешь!

    В прошлом 2013-м мы сложили в Кнышах пять печей, и ни от одного заказчика не было жалоб, в 2014-м - шесть, и произошел казус.
    Теплый, солнечный день начала лета. Мы ремонтировали  в Кнышах первую в этом году печь. После разборки печи, работы, как известно, пыльной и грязной, я вышел на уличную лавочку подышать свежим воздухом.
 
    Сижу, дышу, подъезжает  красивая женщина на скутере. Гляжу на неё, любуюсь. Красивая и смелая – на скутере катается, идет к воротам. Думаю, поздоровается или нет, когда пойдет мимо. Нет, мимо не идет, подходит ко мне.
----  Вы печник? – спрашивает.

----  Да, - отвечаю, сам думаю: «Надо же! Не успел приехать в село, а уже знают, что печник приехал!»
----  Мне тоже надо печку сложить, - говорит красавица.
----  Ну, раз надо, значит надо, - отвечаю.
----  Вон мой дом на горочке, в конце улицы с белыми наличниками. Видите? Приезжайте, посмотрите,

----  Вижу, - говорю, - Приеду, - говорю, а сам любуюсь на молодую женщину.
     А женщина без лишних слов, как приехала, так и уехала. Только дымком из скутера меня обдала.

    «Не женщина, а загадка!» - невольно подумалось мне. Женщина меня заинтересовала. Уж такой я человек, наученный горьким опытом в общении с женщинами, всякий раз, встретив нового человека, тем более женщину, стараюсь сразу определить, что это за человек.

 Иногда мне это удается, но чаще происходят ошибки, и я бываю рад, если первое впечатление о новом знакомом со временем улучшается. Не буду забегать вперед, скажу только, что первое впечатление об этой женщине претерпело резкое и неожиданное изменение.

----  Почему у вас топочный котел перевернут? – Спросил я, когда осмотрел печь.
----  Как перевернут? – не понял хозяин, муж красавицы.
----  Топочная дверка должна быть внизу, сразу над колосником. У вас же она вверху,  колосник закрыт. Как вы растапливаете печь?

----  Неудобно очень, - соглашается хозяин. – Давайте перевернем. Но у нас трубы от котла не на сварке, а на сборке.
----  Пригласите сварщика и переделаете на сварку.
----  О,оо! Это надо искать сварщика, платить ему?

    Я только пожал плечами. Гляжу на мужа красавицы. «Ах, какой тоже красавец! - прихожу я к выводу. – Стоят друг друга!»   Но у красавца лицо какое-то расплывчатое, глаза, когда он смотрит на супругу, заискивающие. Не видно в нем мужской решительности и уверенности.

----  Хорошо, пригласим - согласился хозяин.
----  Никого приглашать не надо! - Решительно заявила хозяйка. - Топили же так, и дальше будем так топить!

----  Пусть так останется, - тут же меняет свое решение хозяин.
----  И обогреватель у вас узкий, и топится она напрямую, вон перекрытие за топкой провалилось. Разбирайте до котла, - распорядился я.

    Когда я приехал к ним класть новую печь, все было готово. Печь разобрана, кирпич почищен, раствор замешан, но котел стоял так, как и стоял. Но передвигать его, все-таки, пришлось. Мы разобрали сборку и вновь поставили вопрос об  установке котла в нормальное положение. Но хозяин побоялся пойти против решения жены.

----  Пусть будет так! Я удлиню сборку…
    «В этом курятнике поет курица!» - вспомнил я фразу Будулая из фильма «Цыган».
    «Хозяин барин!» - таково мое кредо, и всегда соглашаюсь, если это не вредит качеству печи. Я разделил дым на два обогревателя, длинный и короткий, поставил на коротком отдельную задвижку, чтобы прикрывать его и пускать больше дыма по длинному.

     Не буду рассказывать обо всех перипетиях взаимоотношений между молодыми хозяевами и нами. Всем жителям района, кто клал новую или ремонтировал старую печь, эти взаимоотношения знакомы. Расскажу лишь о том, что вложилось в мою память и имеет прямое отношение к названной в рассказе теме. В хозяйстве молодых есть и автомобиль, и трактор, и четыре коровы, а в семье трое инвалидов, взятых на попеченное.  Узнав об инвалидах, я опять отметил: «Она еще и благородная!» А когда заметил, что хозяйка не ходит доить коров, спросил:

----  У вас что, коровы не доятся?
----  Доятся, - невозмутимо ответила хозяйка.
----  Не вижу, что вы их доите.
----  К нам приходит доярка. Зачем самим доить? Вон их сколько в деревне сидят без дела!

     «Резонно!» подумалось мне.
   А когда возникла необходимость съездить в Идринское за дверками для прочистки колодцев, красавица достала деньги из багажника скутера. «Богатая, если считает подходящим такое место для хранения денег!» - опять отметил я.

    Несмотря на некоторые шероховатости во взаимоотношениях, по окончании кладки я подарил им свою книгу под интригующим названием «В поисках счастья». В ней я попытался разобраться во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Мне показалось, что моя повесть поможет молодым избежать излишних трений в семье.

----  Большое спасибо, - поблагодарила красавица. – Не ожидала, что печник способен писать книги. Хоть и некогда, но по страничке в день буду читать.
     Это её благодарность несколько сгладила те самые шероховатости.

     Когда закончили кладку, пустить дымок не было возможности потому, что сборка ещё не была сделана, для этого необходимы были дополнительные резьбы, и вода в системе отопления отсутствовала.

----  Я съезжу в Курагино, изготовлю там резьбы, куплю муфту и контрагайки, соберу трубы и затоплю – заверил нас хозяин, и мы уехали домой.

     Прошло три дня. Звонок на мобильный телефон застал меня в гараже:
----  Какую вы нам печку сложили?! – кричала женщина, кричала так громко, что пришлось отнести телефон подальше от уха.

----  Кто это звонит? – спрашиваю я, загораясь тревогой. Оказалось, звонит та самая «загадка» из Больших Кнышей. – А в чем дело?
----  В чем, в чем! – возмущается тем же «разгромным» голосом красавица. – Взрывается!!!
----  Как взрывается? – удивляюсь, хотя удивляться, собственно было нечему. В моей практике были два случая взрыва моих печей.
 
----  Вы нам что сделали?!!! Обогреватель весь растрескался! Приезжайте срочно и перекладывайте!
----  Печь сделали, как и всем. Если вы её взорвали, то причем тут мы? Кирпич не взрывается, взрывается газ, который скапливается в печке.
----  Откуда в ней газ?! – продолжает кричать женщина.

----  Об этом надо спрашивать у тех, кто её топил.
----  Не может там быть никакого газа!
----  Топили углем?
----  Дровами. Приезжайте завтра же!
----  Приедем, но только через два дня. У нас заказ, надо закончить. За перекладку придется заплатить.

----  Нет, это вы нам заплатите за моральный ущерб! Если завтра же не приедете… Да я вас по судам затаскаю! У нас три инвалида в семье!!!
    Я понял, что что-то доказать невозможно
----  Приедем через два дня, - повторил я и отключил абонента. Но тут же раздался новый звонок:

----  Мы подадим заявление в полицию! – кричала красавица.
    Я выключил телефон. Разговаривать на таких тонах я не умею.
    Еду через два дня в Кныши. Зная, что разговор предстоит нелицеприятный, взял, как свидетеля, супругу.  Не доезжая до Кнышей, встречаем машину. «Они!» - узнал я своих заказчиков. Еду мимо, гляжу, в зеркало: разворачиваются и едут за нами.

    Не буду описывать «нелицеприятный» разговор, который заказчики начали на тех же тонах, что и телефонный. Я в таком разговоре участвовать не захотел, увидел испуганные глаза подшефных инвалидов, и сердце мое дрогнуло.  Я положил прямо на растрескавшуюся печь деньги, которые получил за кладку, прибавив сверху еще пару тысяч.

    Супруга что-то еще пыталась доказать, но я остановил её, и мы уехали.
    Я не верил, что эти заказчики, в самом деле, подадут заявление в полицию.  Но когда получил телефонное приглашение на беседу к участковому, подумал: «Надо же! Деньги вернул, а все равно заявили! Моральный ущерб потребуют!» Но участковый обрадовал:

----  У них нет к вам претензий.
----  Тогда зачем вы меня допрашиваете? – удивляюсь я.
----  Заявление поступило. Я обязан отреагировать. Да вы не беспокойтесь. Ничего бы они не высудили.

----  Я просто не хочу участвовать в этой глупой разборке. Для меня деньги – не самоцель, а для них, как я понимаю, – капитал.
     Вот так  я «разгадал» эту загадочную женщину. Когда я во второй раз приехал в этом году в Большие Кныщи класть печи, не преминул поинтересоваться, отремонтировали ли печь эти «загадочные» супруги.

----  Они из Курагино печника привозили. А взрыв им подстроили, скорее всего, соседи. Так решило все село. Там  идет настоящая война между соседями.
     И тут я вспомнил, что хозяин сам рассказывал нам, как можно зарядить
полено порохом.  «Уж не  сам ли он себе зарядил полено?» - подумалось мне. Но мнение мое, все - таки,  другое: хозяин растапливал печь при помощи солярки. Если бы взорвалось полено, взрыв произошел бы в топке.