ноябрь. Чаша Грааля

Олег Ольгин
               
                Славлю Тебя, Отче, Господи и неба и земли, что
                Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам.

                Евангелие от Луки.

               
Удивительный ноябрь выдался в этом году. Нежаркое осеннее солнце,  казалось,  будет вечно согревать теплом  землю, даря свет и радость золотой осени, а холод и слякоть, предательски затаившись  где - то там, за полярным кругом не скоро покажут свой  крутой норов.  Ан нет, налетел колючий ветер, небо затянуло тучами и вот…  Первый осенний дождь, как бы извиняясь за свою медлительность, забарабанил по крышам, омывая еще не осыпавшуюся листву.
 - Ну и пусть ему!  - повторял я, - а завтра все равно будет солнышко! И ничего ты ни сделаешь, как бы не постукивал по окнам… Тем более, что на улицу ты меня не выгонишь!
Теперь остается только одно, сесть в кресло и укутаться пледом. Есть старый добрый коньяк и книга, интересная книга!  Я еще не успел полностью погрузиться в хитросплетение незатейливого романа,  когда дверной звонок, зазвучал мелодичной трелью.

Стоп, а вот на гостей то я сегодня никак не рассчитывал!  Но, что делать, человек предполагает, а Господь располагает.  Прощай "интеллектуальное" чтиво!  Неспешно поднявшись и даже не посмотрев в дверной  глазок, я открыл дверь.
Незнакомец, в черном плаще и широкополой шляпе, которая только подчеркивала его аккуратно подстриженные седые виски и бородку - эспаньолку, стоял напротив. Капли дождя стекавшие по его одежде, быстро претворялись в небольшую лужицу перед моим порогом.
- Прошу прощения за бесцеремонный визит, в столь поздний час, - сказал  мой нежданный гость, - но мне с вами необходимо  побеседовать! Не смотрите на меня так, мы   незнакомы… но я проделал трудный и далекий путь, чтобы с вами встретиться!
- Что ж, это весьма весомый аргумент в вашу пользу! – рассмеялся я.  - В любом случае заходите, рюмка коньяку поможет вам согреться, ну а потом мы продолжим наше знакомство.

Удобно расположившись в кресле, мой гость расслабился, он на мгновение прикрыл глаза,  как странник, проделавший долгий и утомительный путь. Затем, отпив пару глотков ароматно - маслянистого напитка, из предложенного мной бокала, он неспешно достал из  кармана своего пиджака курительную трубку и маленькую деревянную табакерку,  мастерски изготовленную из сандалового дерева, после чего, вопросительно посмотрел на меня.
Я пододвинул пепельницу поближе к собеседнику.
- Курите, курите, я сам, обожаю запах хорошего табака, хотя, в последнее время предпочитаю сигареты. 
- Никак не могу привыкнуть к этим вашим бумажным палочкам, - ответил незнакомец, - а табак  действительно хорош! Этот испанский табак, собран на плантациях Кордовы в 1657 году. И уверяю вас, он даже сегодня не утратил своих качеств…

Я  еще раз посмотрел на своего ночного гостя: - безукоризненный твидовый костюм, белоснежная рубашка и галстук, застегнутый бриллиантовой булавкой.
- Вы ничего не слышали о Чаше Грааля, - спросил незнакомец.
- Только из Святого Писания - рассмеялся я, - ну и естественно, из сказаний о Короле Артуре и Рыцарях Круглого  Стола.
- Ах да, прошу прощения! Я забыл представиться! - продолжил мой гость, как бы извиняясь за свою бестактность.
- Я сэр Персиваль.
- Вот как? - ответил я и теперь внимательней присмотрелся к  незнакомцу, -  рыцарский перстень - оберег на левой руке, изящные золотые шпоры, обрамлявшие каблуки его полусапожек…
- Но почему вы обратились ко мне, сер Персиваль? - Теперь уже я задал вопрос своему собеседнику.
- Видите ли, Сэр, - ответил Персиваль, - я узнал, что вы беседовали со Звездным Принцем и даже совершили  несколько рыцарских подвигов, во время своего путешествия!
- Так уж и подвигов, - рассмеялся я, - обычные  дорожные приключения…
- Не скажите, не скажите! - ответил гость. - В наших кругах о Вас отзываются с большим уважением.
- Вот что, -  улыбнулся я,  - Я сейчас  заварю ароматный кофе, а вы, сэр Персиваль, раскуривайте свою трубку. А потом и побеседуем. А пока, отдыхайте.
Рыцарь наклонил голову в знак согласия.

                ***

Ароматный вкус  свежесвареного кофе, приятно сглаживал коньячный привкус. Мой гость, так же наслаждался бодрящим напитком. затем, отодвинув недопитую чашку и пару раз затянувшись из своей трубки, он наполнил комнату табачным дымом. После чего, неспешно начал свой рассказ.
- Я поклялся, - сказал  сэр Персиваль, - что отныне  не проведу и двух ночей в одном и том же месте, пока не найду  чашу Грааля, и  вот уже девятьсот лет безуспешно ищу этот священный сосуд.  Но ведь он не мог бесследно кануть в лету! А с ним и все сокровенные знания.  Значит,  он где-то есть, где-то лежит и только и  ждет, кто же тот Безупречный Рыцарь, который вернет его людям, а с ним и все божественные истины, которые помогут человечеству постичь таинства мироздания.
Персиваль ненадолго задумался,после чего, продолжил свой рассказ.
- Эту тайну пытались постичь Тамплиеры, после них - Розенкрейцеры, Вольные Каменщики - Масоны, кто только ни вставал на этот тернистый путь, а ответ также далек, как и в тот день, когда я только отправился в свои странствия…
Рыцарь внимательно посмотрел на меня...
- Вот я и подумал, может быть, вы Сэр, подскажете мне  где искать ответ на этот вопрос?
- Что ж, давайте вместе подумаем, как найти правильный путь. И куда он может нас привести! – ответил я. – Хотя, если честно признаться, ваш визит для меня полная неожиданность. Дайте мне время хотя бы с мыслями собраться…

-  Грааль, - задумался я, отпив глоток ароматного кофе, - о нем говорят, но никто не знает, что это такое! Тем не менее, Грааль ищут все. Никого не останавливают трудности и препятствия этого поиска, в который устремляются, не зная порой ни его причин, ни конечной цели. Но если весь или почти весь мир говорит о Граале, если несметное множество людей ищут его, сами не зная зачем, значит, на то есть причины?! 
А может быть Грааль  - это миф, красивая тайна, убегающая в дымке тысячелетий. В сознании большинства людей, миф - сродни сказке, художественному вымыслу. Но как  говорил Юнг: - Миф - это та реальность, которая была бы непостижимой и неуловимой, не будь у нее такого способа воплощения, как история, конкретный рассказ, понятный для всех.
 Я, посмотрев на Персиваля, сказал:
-Грааль — это миф, который "немо", - это первоначальный смысл греческого "muthos" и незримо присутствует в каждом  из нас. Таким образом, каждый человек способен найти  свое "одеяние" для  этого мифа, придав  ему свой  смысл, а значит  и  наполнить "сосуд Грааля", тем хитросплетениям  тайн, которые ему близки и понятны. Но за легендами и мифами, всегда стоит неизведанная нами реальность!
- А знаете Сэр, - ответил  Персиваль, - мой воспитатель, обучавший меня  искусству владения мечом, дал мне хороший совет:

 "Если ты увидишь какую-нибудь необычную вещь, не спрашивай о ней до тех пор, пока не станет ясно, что настал удобный момент, чтобы просветить тебя".

- Тогда, - ответил я,  -  может и мы с этого начнем.  Главное - найти вехи, которые помогут  нам на этом пути. 
 - И все же, есть во всем этом весьма ощутимая двусмысленность… -  задумался Персиваль. 
- Грааль, чем бы он ни являлся, все же был доступен большинству людей, однако, в один прекрасный день, "слуги Грааля" превратились в некое закрытое  общество, ревностно хранящее свои секреты.
- Нам с вами сэр Персиваль, наверное,  стоит вспомнить, - улыбнулся я, - что  начиная с XIX века,  настало  время торжества  различных тайных обществ, как тех, что существовали с незапамятных времен, так и тех, что появлялись почти стихийно в силу различных  обстоятельств, так сказать на потребу времени!
При этом франкмасоны, с теми, кто к ним  примыкал или от них отпадал  и розенкрейцеры,  оставались двумя обязательными - но никак не противоречащими друг другу - основами этого оккультного и якобы первичного учения.  По крайней мере, существующего параллельно официальной культуре, которая, впрочем, распространяясь  в европейских  школах и университетах, на самом - то деле, являлась всего лишь  светским вариантом учения Римской католической церкви.
- Не только церкви, - возразил мне  Персиваль, но и иудейских учений, берущих начало в Кабале и Талмуде. Все  это, отчасти,  касалось  искусства, философии. Да и всех знаний  в целом!  И при этом, абсолютно неважно, "общедоступных" или "тайных".
- Да, все это так, - согласился я, - но время быстротечно, поэтому и наступил поворот от мистики к эзотерике, к теософии. 
И вот, наконец, в  последние времена, пройдя путем  воинствующего атеизма,  опять-таки поворот к Богу, но уже на новом, я бы сказал, эзотерическом витке. Хотя, на мой взгляд, это относиться в большей степени к западным учениям и почти никак не касается восточных знаний.
- Я повторюсь, - перебил меня Персиваль,- но все те, кто интересовался темой Грааля,  все те, кто в той или иной форме излагал ее суть, были отчасти связаны с каким-то тайным обществом! Обществами, или правильней сказать, сообществом, называющемся - братством, а вскоре "философским" или еще лучше — "литературным обществом". И зачастую, это и давало возможность появляться там всему, что душе угодно! Разумеется, как лучшего, так и худшего качества.

 - С одной стороны, получается, что существует Грааль сам по себе и, неважно, какой именно  священный предмет или ревниво оберегаемая тайна, под этим подразумевается, а с другой стороны: - есть некая общность, если не сказать "братство", которое  эту тайну  оберегает. – Закончил я его мысль.
-Действительно, - задумчиво произнес  Персиваль, - поскольку Грааль был скрыт, спрятан где-то в мире или даже в потустороннем мире, нашлось немало людей, утверждавших, что они отыскали его и даже провозглашавших, что они были единственными его обладателями. Заявляя, при этом, во всеуслышание, что только они именно те, кому было дано право, даровать Грааль другим людям!  Конечно, с их точки зрения…
- И именно такой смысл кроется за основанием различных братств, которые, на самом - то деле, являются всего лишь обычными  сектами, с такими же обычными,  сиюминутно - меркантильными интересами и запросами. Сектами, где главенствует только один закон. И этот  закон - закон  молчания!

А все для чего? - продолжил я свои рассуждения. - А для сокрытия от непосвященных всех своих тайн и таинств. А может быть, для сокрытия отсутствия тайн или боязни признания в незнании  таинств? 
- Да и каких тайн! Каких таинств? - перебил меня Рыцарь. - С незапамятных времен существует что-то вроде ностальгии о тех временах, когда люди были наделены практически божественной силой.
- "И вы будете, как Боги", — говорит в "Книге Бытия",  Змий - Искуситель, – рассмеялся я! - Вот тебе и смысл всех этих сокрытых обществ, ну и их  тайн и таинств, конечно.
А знаешь, что интересно в этих словах? Сатана устами Змия - Искусителя, сказал правду! Это очень важный момент, давай на нем пока и остановимся.
Сатана не всегда говорит неправду, он может говорить и правду! И это, очень опасная  правда, когда она только часть правды! Это правда, замешанная на лжи. Вот уж воистину,-  ложь, не отличается от правды ничем, кроме того, что не является ею!

Но чтобы это понять, нам необходимо вернуться к понятиям, Древо Жизни и Древо Познания. -  продолжил я свои рассуждения.

- И так, Древо Жизни, это мудрость и ты приобщаешься к ней поэтапно, через плоды этого древа. Плод Древа Жизни, это премудрость, в мужской ипостаси – Логос. Мысль, смысл, понятие. В женской - София. Мудрость, премудрость Божия... 
Но премудрость это еще и Любовь. Да, да, Рыцарь, любовь! Любовь, когда не смотрят друг на друга влюбленными глазами, а когда смотрят в одном направлении. В этом заключается и смысл, и цель бытия!
А плод  древа Познания - это знания и опыт.

А когда ты не готов принять знания и осмыслить опыт? Вот тогда прагматизм.  Надо обманем, надо убьем, надо украдем. Тогда нет нравственных критериев и приоритетов. Но ведь тогда и жизни нормальной нет!
Вот потому и первородный грех, это не переспать где то, с кем то! Это когда: - "Хочу всего и побольше, и именно сейчас!". Вот тогда - то, даже если и цель поставлена верно, но средства ее достижения выбраны неверно, то и результат в конце - концов один - на сердце пустынька.
 А когда пустынька, мы и религию, подменяем магией. Думая мол, соблюду обряд, начертаю пору - тройку кабалистических знаков - символов, и Бог никуда не денется! Ну в смысле,  исполнит все по полной программе!
Вот только, во всех этих утверждениях, верно только одно!  Бог действительно никуда не денется!  В смысле как был, так и останется, а вот куда ты денешься? А еще некоторые думают: -"Грешен, не спасу свою душу, так хоть сейчас поживу!"  Спасешься, никуда не денешься, все мы обречены на вечность. Но какую вечность! Возвышение это плод только твоих усилий. И Бог не действует помимо нашего осознания и нашего свободного решения.

- Да, - задумался Персиваль, - но вот теперь, когда вы, Сэр, дали определение "элитарных знаний".  Давайте вспомним, что  для всех текстов, утверждающих, что они передают так называемую эзотерическую традицию, то есть ту, что предназначена только для посвященных людей, способных уяснить ее настоящее значение, существует одно безусловное правило: - лгать и направлять незваных гостей по ложным дорогам!  Это метод лабиринта. Всем известно, как в него войти, но никто не знает, как выйти.
- Вот поэтому Грааль, так никогда и не нашли, хотя многие и утверждают, что видели его в разных местах, - опять таки,  улыбнулся я.
- Неужели Грааль - это приманка? - спросил Персиваль, -  а те, кто с таким усердием его ищет, - "просветленные" или "посвященные", это всего лишь общность людей, полностью потерявших связь с реалиями повседневной жизни? Такой вопрос возникает, но ответить на него не так-то просто…

- Почему не просто, - удивился я, - может быть ответ лежит на поверхности, а мы  все еще ищем  его в глубинах мироздания!
Давай  вспомним  поговорку алхимиков: "Visita Interior Rectificando Invenies Occultum Lapidem", то есть "Проникнув вглубь земли и очистив ее, ты найдешь скрытый камень".
А может все - таки стоит, для начала,  пошире приоткрыть глаза и посмотреть вокруг себя? Ну и в себя тоже заглянуть не помешает.  Вы как думаете отважный Рыцарь?

                ***

- Слова "sangrial", безоговорочно переводятся  как "Святой Грааль", -задумчиво сказал Персиваль. - Возможно, в этом  и  есть секрет толкований, превративших Грааль в чашу, наполненную самым драгоценным в мире содержимым, то есть кровью Спасителя, который умер на кресте ради спасения человечества от греха и смерти.  Таким образом, "Святой Грааль" стал хранителем "sangrial", "истинной, царской крови".

- Да, - сказал я, - определение "царский", появилось из евангельского текста.
 Надпись, помещенная на кресте над головой Иисуса, гласила: - I.N.R.I.,  - "Iesus Nazoreus Rex Iudeorum",  - то есть "Иисус Назарей Царь Иудейский", но не "Иисус из Назарета".
- Но пойдем дальше, - ответил мне Персиваль.
-Итак,  Грааль заключал в себе кровь Спасителя  и собрал ее в чашу Иосиф Аримафейский.  Однако в Священном Писании  нет ни одного упоминания о каком-либо "сосуде", в который Иосиф собрал кровь Христа. 
Да, это так, - согласился я, - но давай не будем забывать, что Бог открывается людям не только через Священное Писание,  - Библию, но и через Природу, ее красоту, через Совесть, твое врожденное нравственное чувство, через Разум, Логику и Разумение. Впрочем, я думаю, мы еще вернемся к этим  рассуждениям.

А пока, с высоты нашего понимания,  давай  повнимательней,  посмотрим на Святое Писание!  Но,  начнем издалека…
Евангелия ничего не говорит об отрочестве Христа,  мы не знаем, как проходили его юность и молодость. 
-Что порождает  множество предположений, - задумался  Персиваль, - согласно некоторым из них, Иисус все это время путешествовал по Востоку.  Даже побывал в Индии и на Тибете,  где он учился мудрости у восточных  мудрецов.
- Да, - согласился я, - но давай послушаем, что говорит Святое Писание, об отроке  Иисусе.
  Взяв  с книжной полки  Евангелие  и  открыв его, я продолжил.
- Последнее упоминание в Евангелии от Луки, об отрочестве Спасителя гласит.

 "И когда он был двенадцати лет, пришли они в Иерусалим на праздник, Пасхи. Когда же по окончанию дней праздника возвращались, остался же отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его".

А дальше родители,  поступают так,  как и все родители: -  вернулись,  искали и нашли. Через три дня, в храме, где он сидел среди,  как написано,  учителей, то есть священников и участвовал в беседе, - " слушавшего их и спрашивавшего их".
И что ответил Иисус на упреки родителей, почему он потерялся?

- "Он сказал им, зачем было вам  искать Меня?  Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" 
А дальше там же написано, что в дальнейшем, - "Иисус же преуспевал в премудрости, и в возрасте и в любви у Бога и человеков".

- А вы обратили внимание, сэр Персиваль, что больше нет ни слова, а где преуспевал! И в Иерусалиме о нем больше никто не слышал… и так, на восемнадцать - девятнадцать лет, сведения о нем пропадают.
Молчание на этот счет Священных Текстов породило множество гипотез -  согласно одной из них,  Иисус все это время путешествовал по Востоку и даже побывал в Индии, где он учился у мудрецов и служителей культов.
 - В этом нет ничего невозможного, но сначала следовало бы это доказать. – ответил Персиваль.
- А может быть просто порассуждать? – возразил я.  - Давай продолжим  наши рассуждения, оттолкнувшись от другого персонажа, отмеченного Евангелистами. Кстати, Сэр, вы о нем уже упомянули в нашей беседе. Это человек, пожалуй,  единственный кто принял действенное  участие в судьбе Иисусова тела, после его распятия. А может быть не только тела, но и самого Иисуса, но, намного раньше?   Итак, начнем по порядку.

Как мы с вами  помним,  Сэр Персиваль, при распятии Христа, все апостолы разбежались.  Как впрочем и все тайные и явные  ученики. Остались  женщины, среди них, Мария Иосиева и Мария Магдалена. О Марии Магдалене, чуть попозже. А пока отметим двух мужчин, которые не побоялись прийти и присутствовать при сих действиях, при снятии  тела Иисуса  с креста. Один из них Иосиф из Аримафеи, другой Никодим. С Никодимом все более -  менее ясно, "ученик Иисуса, хотя и тайный", он и раньше упоминался в Евангелие, а вот ко второму персонажу отнесемся повнимательней.
Из скудных сведений, почерпнутых из рассказов канонических Евангелий, известно, что Иосиф Аримафейский,  был членом синедриона. " …знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия".
 Его положение и  статус  в иудейском обществе не вызывает сомнений, - это был достаточно богатый и влиятельный человек,   о чем свидетельствует его свободный доступ к представителям  римской власти, в том числе и к правителю  Иудеи Понтию Пилату. Именно, он "просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса,  и Пилат позволил".  Наверное,  не каждый смертный мог вот так, запросто, попасть на прием к Прокуратору Иудеи, а правильней будет сказать в Прокурору... поскольку он в одном лице, в отличии от прокуратора, представлял и гражданскую и военную администрацию...
  - Тем более что римское законодательство не допускало подобных  вольностей, да и  существующие правила предписывали, что  казненные должны были оставаться на крестах вплоть до разложения. – одобрительно кивнув головой, согласился с моими рассуждениями Персиваль.
- А Пилат разрешил Иосифу, еще и  похоронить Христа в гробнице, выдолбленной в скале, которую Иосиф  уготовил себе лично. "И положил в новом своем гробе, который высек он в скале".

Оказать такое внимание к казненному, могло быть позволено только родственнику Иисуса. – Продолжил я  свои рассуждения. - А теперь давай обратимся к анналам истории. Сам автор,  описывавший отрочество Иисуса, Св. Лука, признавался в том, что он не был свидетелем описываемых событий.

"Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и Служителями слова, - То рассудилась и мне, по тщательным исследованиям всего сначала, по порядку описать…"

Но! Город Назарет, не упоминается ни разу в Ветхом Завете! И у Иосифа Флавия не упоминается! Который, между тем, перечисляет почти все наиболее важные города земли иудейской!
 Да, - прервал меня Персиваль, - но Назареями во времена Иисуса называли людей, принадлежавших к одной из многочисленных  тогда еврейских сект,  их отличало не только стремление к обновлению религии, но и сострадание к ближнему. Отсюда можно сделать вывод, что и Иосиф, принадлежал к назареям, к которым, скорее всего,  относился и сам Иисус. Кстати, давай вспомним, что  "назарей", переводиться буквально, как "принадлежащий Богу", или, что правильней, посвятивший себя Богу.

Нам вряд ли стоит втягиваться в богословский диспут, - усмехнулся я. - но давай отметим, что, таким образом, Иосиф мог быть, не только родственником, но и духовным наставником Иисуса, конечно, на определенном  этапе его становления, как личности.

Как подтверждение в развитии такой гипотезы, следует отметить, что назареи  отличались от зелотов или сискариев, - "кинжальщиков", как их называли римляне.  Которые открыто призывали к бунту против римских поработителей.
Назареи были своего рода реформаторами, ратующими за обновление древнееврейской религии. Их не особо волновал вопрос о господстве римлян над Иудеей, что явственно следует из слов, произнесенных самим Иисусом: - "Оставьте кесарю кесарево, а богу богово".

Однако,  каковы бы ни были религиозные предпочтения Иосифа Аримафейского, отметим следующее, - продолжил я свои рассуждения.

 - Иосиф  мог приходиться Иисусу родственником,  дядей или двоюродным дедом. Но  он был видный негоциант. Таким образом, в список его поездок могла входить и Индия. Тогда факт поездок Иисуса в Индию, вполне реален. А цель поездок, кроме официальной, коммерческой составляющей, получение знаний Иисусом, при посредствии наставника. 
Наши предположения, хотя и косвенно, подтверждает и церковь. Давай вспомним, что,  Второй  Ватиканский  Собор принял "Декларацию об отношении к другим религиям",  которая гласит, что искренне верующие люди в Исламе получат спасение, даже если они не придут к Христу. Потому что та часть истины, которая им открылась в Исламе, достаточна для обретения спасения. Поэтому Божественное Откровение, открыто и тем людям, которые Библию не читали  и Христа не знают. И если они верны своему Учению, своей Совести, то и Бог будет  судить их по их учению, по их совести. Если у них была Совесть и они по ней жили, то  Господь и оправдает их по совести.

В понимании христианских вероучений, часть истины открывается представителям всех религий. Поэтому и Коран, сохранил нам слова Мухаммеда : - "Нет принуждения в религии", "У вас своя вера, у меня моя вера".  К несчастью не все мусульмане вспоминают эти слова. Но мусульманская  духовная культура отчасти,  была также наследницей древних учений, некогда волновавших и Малую Азию, и Среднюю Азию, и окрестности Гималаев.

Рассуждаем дальше. Вселенский Разум сияет везде и способен получать преломление через опыт и жизнь людей, где бы они ни жили. Пришли же Восточные мудрецы – Волхвы, к младенцу Иисусу, признав в нем Спасителя. И не просто пришли, но и дары принесли.
- Да, - согласился Персиваль, - этот символичный акт божественного откровения засвидетельствован в Евангелии. И, я даже думаю, что безымянные "Волхвы с Востока", были жрецы - зороастрийцы - продолжил Рыцарь.
 Ведь приход Спасителя, в своих пророчествах,  Зороастр или как его еще называют  Заратуштра,  предсказал еще много веков назад!  Время и место появления Христа волхвы определили по звездам, используя древние пророчества мудреца Заратуштры! Почитавшегося некогда, от отрогов Гиндукуша, до Вавилона. Вот и выходит, что последователи одной из древнейших религий, были первыми, кто склонил колени перед Иисусом. И таким образам, передали эстафету своих знаний христианству.
- Кто знает, - улыбнулся я, - может среди даров  Волхвов, были и тексты Авесты, которые и стали первой настольной книгой Спасителя. А вот затем, что бы постичь таинства Иудейских священников и книжников, Иисусу достаточно было достичь двенадцатилетнего возраста. А в дальнейшем, повзрослев, он вполне мог знакомиться с учениями Тибетских Лам, приобщаясь к таинствам Шамбалы. И соприкоснуться со знаниями Индусских Йогинов и Брахманов.
Отсюда явствует, что христианская доктрина, принимала то, что зерна истинны, есть и в других верованиях, а если так, то неплохо было бы их знать и изучать.

 В разных языках и у разных социальных групп людей, существуют различные термины  и различные способы описания одной и той же Реальности. Поэтому так важно смотреть на саму Реальность, а не на те термины, которыми люди  пытаются ее описать,  - продолжил я. -  Вообще - то, слово религия, в переводе означает воссоединение, восстановление связи с Богом, а дальше думай сам…
- Да, - сказал Персиваль, - какая - то канва у нас с вами складывается.  Значит, я не напрасно проделал столь долгий путь.
Но, вы знаете Сэр, готовясь к нашей встрече, я рассуждал так.  В последние времена,  истинное духовенство отгородилось от мирских проблем добровольным отшельничеством. Проповедуя  созерцание, оно доказывает, что Божьи намерения становятся ясными в монастырской тиши, в этом замкнутом мире, в котором, затмевая обманчивый блеск мирских иллюзий, сияет Божественная истина. Где на смену действию,  приходит созерцание. Ведь монах, - это "моно", тот, кто достиг в себе монолитной целостности и единства с Богом. Собрав в одну целостность дух, интеллект и тело.
Может быть и вы, Рыцарь,  во время своих путешествий, получили крупицу знаний и прикоснулись к этим тайнам, на Афоне или Тибете,  а может быть, Звездный Принц приоткрыл вам завесу над ними.

- Увы,- ответил я.  - Но, чем строить досужие  предположения, давайте лучше подумаем  о том, что Грааль,  может является не только материальным объектом, -  в нем может быть заключено абсолютное знание некоего секрета, позволяющего его владельцу не только править миром, но и достичь наивысшего уровня развития.
Возможно,  именно такой Грааль в течение веков и владеет  воображением многих людей, что приводило порой к затемнению и искажению исконного смысла его поиска.  Все это предрешило участь Грааля. Таинственный сосуд, являвшийся некой "святой вещью", был уподоблен чаше, наполненной кровью Спасителя,  кровью,  которая была пролита, чтобы отомстить за  ошибочный поступок Адама и Евы, искупить его и тем самым открыть человечеству путь к спасению.
Таким образом, для обретения Грааля нам, возможно, не хватает  душевной   чистоты?  Поскольку знание, если нет совести, способно, лишь погубить душу.

-Да, - задумался Персиваль, -  победить в испытаниях Грааля может лишь тот, кто чист душей. Но тогда, что же получается, даже благодать  Бог приберегает для избранных, порой даже отказывая в ней праведникам?
-Но  это - же одна из трактовок учения  о божественном предопределении. Позднее,  эта мысль была  подхвачена и развита Кальвином. -  ответил я.   
  - Благодать, это не  милость Божья,  поскольку любое человеческое существо, по его мнению, должно самостоятельно выбирать   путь:  - спасти свою душу или погибнуть в грехе.  А Грааль, -  это милость, предполагающая как свободную волю во всей ее полноте, так и личную ответственность за собственный выбор.
- Отправившиеся на поиски Грааля рыцари получали  эту милость, но не знали,  как  ее применять,  или же,  использовали ее не по назначению. Но, то же, в целом, можно сказать и о человеческом роде! -  задумчиво произнес  Персиваль.

- Вот, - рассмеялся я,-  уже теплее!   Найти этот таинственный сосуд, может каждый человек, но не всякому дано открыть Грааль и сделать его содержимое своим собственным.  Его обретение не означает обладания неким "реальным предметом", поскольку Грааль  - это проявление Божественной любви.
Любовь к  Богу есть и безусловная любовь  к самому себе. Все, что мы излучаем в пространство, рано или поздно обязательно возвращается к нам.  Излучая агрессивные мысли, мы притягиваем несовершенные вибрации и мыслеобразы агрессии других людей. Только наши мысли, мыслеобразы и эмоционально – чувственные переживания формируют направленность судьбы и будущие события.  Только излучая любовь, мы исцеляем свое тело и душу от страданий и болезней.

- Итак, мы вновь оказываемся перед проблемой, содержимого сосуда, названного Граалем. – задумался  Персиваль.
- Действительно ли Грааль заключал в себе кровь Спасителя  или, точнее, некое послание христианам, раскрывающее секрет "царской крови"?  Ведь сказано в Писании, что "кровь и плоть Царствия Божия не наследуют".  Тогда поиск таинственного Грааля есть не что иное, как поиски тайн Бога, которые невозможно познать без Его благодати.
А может быть, нельзя постичь потому, что это благодать дает  возможность делать добро, но не благодать действенная?  И поэтому,  смертное тело не в силах узреть  духовную сущность? - продолжил Рыцарь. - Обладать подобным зрением не под силу простому смертному.
- Обладать, возможно! - согласился я. -  Но стремиться к этим знаниям никому не возбраняется. И знаете почему? А потому что духовный поиск не имеет ничего общего с "волей к власти". К сожалению, этой простой мысли до сих пор не могут понять все те, кто всеми способами пытается найти таинственный Грааль ради того, чтобы с его помощью править миром!
Послание  Грааля может бать связано вот еще с чем. Речь идет о том, чтобы отрешиться от внешнего мира, достичь высшего уровня сознания, чтобы получить информацию, которую невозможно распознать в нормальном состоянии.

Однако существует и еще одно  толкование! И оно, на мой взгляд,  гораздо более хитро - мудрое. Вино равноценно крови, по крайней мере, с христианской точки зрения.

Да, сказал Персиваль, - вопрос о пресуществлении  Христа, христианскими теологами,  был решен в 1215 году в ходе Латеранского собора, на котором во всеуслышание было объявлено о догмате пресуществления.  Из которого следует, что, отныне хлеб, освященный духовным лицом, будет плотью Христовой, а вино в потире  - его святой кровью.
 Итак, в виде вина предстает истинная кровь Христова. Но разве кровь, как безусловный проводник души, не понимается в переносном смысле, означая "sangreal", другими словами, королевский род?
 - Заметьте Сэр Персиваль. - Мы касаемся одного из возможных значений Грааля.
К тому же, в различных текстах, неоднократно повторяется, что хранитель  тайны  Грааля - Женщина. 
И самое главное тут, на мой взгляд, - отметил я, -  это удостовериться в том, какая важная роль отведена Марии из Магдалы!  Роль, которую официальная  церковь всегда стремилась приуменьшить, если не полностью свести к нулю.

Но для начала, давай задумаемся над тем, что говоря современным языком, Грааль  — может быть, некоей божественной матрицей!
- Но…! - Попытался возразить мне Персиваль.
- Стоп, стоп, стоп, не перебивайте меня сэр Персиваль! Даже если такая  интерпретация понятия  Грааля,  для Вас и чрезмерна, она все же далеко не абсурдна.  И что  для нас более  важно,  она, отчасти может объяснить, каким образом использовали тему Грааля  ранние христиане.

За разъяснениями опять обратимся к Библии. И вспомним, а кто же населял эту территорию северной Африки, так красочно описанную в Писании?
С одной  стороны - иудеи, верующие в Яхве, в "Бога-мужчину", грозного Отца рода человеческого.  С другой стороны, семитские  народы  Ближнего Востока, почитавшие  Богиню-Мать, главный храм которой находился тогда в Эфесе. Культ  Богини Матери  или Богини Начал, о котором нам известно из гностических учений, предполагал возможное соитие верующего и Божественной Женщины, которую изображали рабыни при храме.  Будучи жрицами Богини,  они не могли отказать в этом мужчинам, посещавшим  храм.
 - Вот за служительницами такого рода и закрепилось прозвище "проститутки".  Собственно, поэтому глагол "проституировать", означал у евреев, - "служить культу богини". – вступил в беседу Персиваль.
 - И так, жрицы добросовестно выполняли свою работу, но,  с оговоркой,  их "работа" не преследовала корыстные цели  и  была направлена на "благое дело", благодаря им,  происходило слияние человека и божества.

- А  теперь,- продолжил я, - еще раз обратимся к текстам  Евангелия.
 Если правильно понимать, какую роль исполняла  Мария Магдалина  до того, как ее возвели в ранг раскаявшейся грешницы, можно сделать следующее предположение.  С ним вряд ли согласятся ортодоксальные христиане, но, тем не менее, оно может быть  вполне логичным!
Крещение Иисуса в водах Иордана,  Иоанном Предтечей, можно считать миропомазанием, от религии бога Яхве, "бога-мужчины".
Но  в дальнейшем,  на страницах Евангелия мы встречаем описание странной церемонии в Наине, в ходе которой появляется Мария Магдалина , скорее всего, бывшая "священная проститутка", жрица в храме Магдалы, посвященном Богине Начал.
Заметим, что здесь церемонию омовения совершает не одна из родственниц  хозяина  дома, принимавшего  Спасителя, как это было,  скажем в Виффании.  А совершенно незнакомая  женщина,  да еще с "сомнительной репутацией".  Но, незнакомая для кого? Для хозяина дома?  Возможно!
А для Иисуса? А если не такая уже и незнакомая?  Тем более, что Иисус уже исцелил ее от семи  бесовских духов.  То есть, очистил её и научил противостоять искушениям. И тогда, эту церемонию также можно считать миропомазанием, но иного рода, перед нами посвящение в сан, относящийся к религии "женского типа", религии Великой Богини.
-  "И вот женщина того города, которая была грешница, … принесла Аловастровый сосуд с миром… и целовала ноги его и мазала миром…" - процитировал по памяти Персиваль.
- Именно так! – улыбнулся я.

Таким образом, Иисус, на наш взгляд, соединил две непримиримые между собой традиции.  И теперь, Тот факт, что "священный предмет", Грааль, - несет женщина, служит лишь подкреплением нашей догадки! Но тогда Чаша Грааля, предстает перед нами не как реальный, пусть и ритуальный  предмет. А как некий символ…
- Символ Матрицы Совершенства Человека? - перебил меня Персиваль.
- Вот именно! – ответил я.
Персиваль поднялся из кресла и стол возбужденно ходить по комнате, попыхивая своей трубкой, при этом он продолжал судорожно думать, тут - же облекая мысли в слова.
 - И та, которую так часто называют раскаявшейся грешницей, не была ли она "несущей Грааль", женщиной, зовущей искателя бесконечного посмотреть на странный свет, исходящий от Грааля, чтобы увидеть в нем неизреченное?
Давай вспомним  Книгу Притчей  царя Соломона! – Возбужденно воскликнул Рыцарь.

- "…я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей. Ни начальных пылинок вселенной, я была при нем художницею, я была радостью."

-Задумайся над этими словами Рыцарь, - ответил я.
-Была как Божественная премудрость, как замысел, была моделью будущего мироздания, но уже была, прежде его материального воплощения. Прежде его создания.
Во всех языках, во всех культурах, слово Душа, женского рода, но  она может стать и Богородицей, если в ней рождается любовь к Логосу, к Духу.
- Кстати, а почему нам постоянно  акцентируют  внимание на понятии  грешница, раскаявшаяся грешница? -  продолжил я свои рассуждения.
 - Все мы в чем - то грешники  и далеко не раскаявшиеся! И тогда, чтобы  понять или   просто приблизиться к образу Марии Магдалины,  нам стоит задуматься: -   почему же мы, не можем не то что прикоснуться, а просто увидеть эту чашу!
 -Да,-  сказал сер Персиваль,- воистину мудры ваши слова Рыцарь! Разве она  не является той, кто дает возможность всем желающим видеть и созерцать необычайный свет, что исходит от священного предмета? Ведь свет Грааля не обязательно материален. 

Свет,  равно как и огонь — это энергия, которая не  может существовать сама по себе, но при ее помощи все элементы бытия  трансформируются и могут превращаться друг в друга. Без сомнения, перед нами один из  символов Мироздания, а может быть  и всей Вселенной,  в ее постоянном движении и  изменении.
 К тому же, разве не является огонь символом знания, света?  Возможно, такое объяснение может быть причиной, по которой Святой Дух в "Деяниях апостолов", явился ученикам Христа в виде  - "…языков огненных, почивших по одному в каждом из них".
Но, заметьте, Сэр, таким образом, можно утверждать, что необъяснимый свет, исходящий от Грааля, является одновременно зримым проявлением божественной энергии и символом света, то есть Высшей Мудрости,  что и предстает перед нами знанием  самых сокравенних  тайн Вселенной!

- Да, - сказал  Персиваль,  и еще зеленый  луч! - С зеленым лучом связана одна старинная легенда.
Но прежде,  скажите, Сэр, случалось ли Вам наблюдать закат солнца на море, впрочем, как и его восход?
- Да, конечно, - ответил я.
- Тогда вспомните, -  продолжил Персиваль.
- Следили ли вы за тем, когда верхний,  оранжево - красноватый  край солнца, коснувшись водной глади,  исчезнет за горизонтом? Вполне возможно,  что следили. Но заметили ли вы дивное явление, которое совершается в мгновение, когда лучезарное светило бросает свой последний луч, если туч нет  и небо совершенно безоблачно?
Последний солнечный луч, который увидят ваши глаза, будет не красного цвета, как можно было бы предположить, а зеленого, но необычайного зеленого, такого, что ни один художник не может получить его на своей палитре, зеленого, какой никогда еще не появлялся в природе — ни в богатом многообразии растений, ни в самых прозрачных водах морей! Если есть в раю зеленый цвет, то, вероятно, он именно такой,  истинный цвет Надежды.
И тот, кто увидит этот луч, больше никогда не ошибется в чувствах,  кому посчастливилось его хоть раз заметить, сможет легко читать как  свое сердце, так и  сердцах других…
  - Можно подумать, что это слова какого-нибудь рыцаря, которому позволили лицезреть мистерии Грааля.  – немного помолчав,  промолвил я.
- Способен ли свет, исходящий от последнего луча солнца,  преобразить человека, который его видел?  Час сумерек, - подумал я, - это час, когда трудно различить, что- то вокруг тебя. Это время, встречи света и тьмы, когда нет ничего определенно ясного и однозначно темного. В час сумерек, Бог смешивает свет и тьму, чтобы удостовериться, что земля продолжает вращение. В час сумерек, подвергается испытанию равновесие и планеты, и человека. И если ты не побоишься тьмы, минет ночь, и заблещет новое солнце!

Персиваль, погрузился в свои раздумья. Я и сам был в смятении, ненадолго задумавшись, я отпил глоток  напитка из коньячной рюмки.  Потом, достал из пачки очередную сигарету и в задумчивости закурил.  Память вернула меня к морскому побережью, к теплой прибрежной волне.  К тихому морю  и убегающему за горизонт солнцу, уступавшему место темно - лазурному вечеру, пробуждающему воспоминания о прекрасном и  непостижимо далеком…
Усилием воли, я заставил себя вернуться в реальность. Потом, немного помолчав,  сказал.
- Зеленый луч, который исходит  от Грааля - да, это так! И тут, особое внимание уделяется переходу красного в зеленый. Не будем забывать, что, с одной стороны, кровь Иисуса, согласно преданиям,  была собрана в изумрудную чашу, а с другой стороны, зеленый свет,  есть суть биологической жизни всего, что есть в природе. Не случайно зеленый — по преимуществу цвет растений — стал цветом Надежды, то есть веры в Жизнь Вечную.

 А теперь,  давайте вернемся к таинствам  Востока, сэр Персиваль, - сказал я. - И,  прежде всего,  вспомним о энергетических центрах человека, о его чакрах.

Четвертая чакра – сердечная, Анахата.  В переводе с санскрита "Непобежденный",  или "Несломленный".  Это энергетический  центр наших межличностных отношений. Четвертая чакра, связана с  состоянием нашего  духа, мыслями, нашим желанием понять и принять тот мир, в котором мы живем. Полюбить его и  в тоже время, постоянно задаваясь вопросом: -  кто Я, что  Я и откуда пришел?
Эта чакра излучает зеленый, я бы сказал изумрудно - малахитовый свет. Это наша душа. Она самая эмоциональная. Восхищение - вот к чему она стремится. Она находится в груди, и отвечает за объединение и духа и тела. Главная ее функция : - любовь, принятие, объединение. Ведь, недаром сердце находится в груди. В сердце перемешивается кровь, которая насытилась и энергией и информацией, в разных частях тела и, соответственно, в разных чакрах.

- Да... душа! - в задумчивости произнес Персиваль. – Принято считать, что  само понятие прошлых воплощений отсутствует в христианстве.  Но понятие о бессмертии души, о том, как она возникает, где она появляется, не относятся к догматическим принципам православной доктрины. Православная церковь провозглашает только одно в «Символе Веры» – что мы  ожидаем жизни будущего века!  Все. 

 – Но  идею перевоплощений признавали  ранние христианские гностики.   В 381 году II Вселенский собор утвердил постулат о том, что «… душа исходит от Бога Отца».
  Это длилось до 553 года,- прервал меня Персиваль, - когда на  V  Вселенском соборе,  по просьбе римского императора  Юстиниана  официальной церковью была "разоблачена»" идея  предсуществовании  души.
 – И, все – таки, - мягко перебил я своего собеседника, – нам следует помнить, что в  православной  религии не существует однозначно установленного догматического раздела о душе, ее природе, участи перед рождением и после смерти. Есть только отдельные частные мнения подвижников – богословов, отражающие  насколько   им это было  открыто,  и как они об этом   мыслили.  Давай вспомним, хотя - бы некоторых из них.

  Иоанн  Златоуст, к примеру, – продолжил я, – считал, что душа творится каждый раз заново Богом и вселяется в тело в утробе матери в момент зачатия.
  Богослов   Ориген  утверждает, что душа  предсуществует в лоне  Бога Отца, а не творится Богом заново к моменту рождения. В Библии, в  "Книге Изиды"  есть загадочное выражение о том, что у Бога есть хранилище душ, и они там пребывают.
  А  Христианский теолог  Тертулиан,  считал, что душа человека передается  от родителей  к  детям через семя,  при  зачатии.
  - В Новом Завете, Откровение от Иоанна,- задумался Персиваль, -  есть указание на существование прошлых воплощений,  грехов,  сделанных в прошлой жизни и кармических болезней возникших,   как наказание за грехи.  В эпизоде  исцеления  Иисусом  Христом слепого от рождения,  ученики спрашивают  его  –  «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»  Как можно согрешить, едва родившись?  Ясно, что речь идет о грехах сделанных этим  человеком в прошлых воплощениях и о наказании  за них в этом воплощении:  –  родился слепым…
  - А Православный философ  Владимир  Соловьев ,- продолжил я наши рассуждения – учил:  «…душа это мысль Бога  о тебе, а мысли Бога вечны». 
  Согласно его учению  душа человека исходит из Божества, как бы  эмманирует,  как луч,  изливается от солнца.  И на этом луче, на определенном отрезке,   ограниченна протяженность  осознания.  Так вот отрезок данной жизни в земной форме человеческой и является осознанием.   А мысль Бога была до этого момента,  до этого отрезка и продолжается после.
– Отсюда следует, – прервал меня Персиваль, – что мы имеем право выразиться некоторым образом,  о пред существовании  души.  В той форме существования или в иной, но они существовали в уме Бога как идеи, как  мысли.  Из этого следует, что до воплощения в теле, душа существовала,  и, просуществовав какой - то период в теле, выходит из него и опять продолжает существовать. Далее, мы видим, что после разлучения души от тела она переходит в другую сферу бытия, духовную,  продолжая  там существовать.
 А по латыни знаешь, как это звучит? – улыбнулся Я,  –   Incarnatio.   Это в Символе Веры,  Credo,  на латинском языке об Иисусе Христе сказано: Incarnatos. Это инкарнация, это вселение в тело. Поэтому, если есть инкарнация,  вселение в тело, а мы ожидаем нового, преображенного тела, то мы имеем право в некотором смысле говорить о реинкарнации,  втором преображении в новое тело.
 
Единственное,   о чем хотелось бы напомнить, православное представление о пред  и по существовании души, отличается от индусского  метапсихоза  –  переселения душ.
Но эти отличия, результат недостатка информации, ограниченность наших знаний о первопричинах. Ведь согласись, что многие истины, все еще сокрыты для нас! Пока еще сокрыты!

Но и это еще не все. Для Востока не существует индивидуальной души, реальна только всемирная душа. Раз так, то и спасение не индивидуально, оно может охватывать только человечество в целом, и даже вообще всех живых существ. Поэтому долг каждого человека — это проявлять сострадание по отношению не только к себе, но и к другим, дабы способствовать объединению того, что было разрознено, пробудить частицы всемирной души , в индуизме Атмана…  И собрать их воедино, в Свете.

- Для восточных учений Атмана, для христиан Божественная Душа, но смысл - то един!  И этот смысл в том, что  жизнь это процесс, в котором остановки быть не может. - задумчиво произнес Персиваль. - Есть  движение или вперед, или назад.  Энергия активизируется только  активным действием.  Активное действие, порождается нашими намерениями, которое в свою очередь, разжигает  нашу Жизненную Силу.

И как тут не вспомнить, Цицерона, вернее будет сказать его произведение - "Сон Сципиона Африканского". - Продолжил Рыцарь. -  Вот послушай, что он говорит нам.

"Мужайся и запомни: - тело твое погибнет, но ты бессмертен! Эта чувственная телесная оболочка - не ты. Человек, это душа, а не его наружность. Знай же что ты Бог, ибо Бог тот,  кто действует, чувствует, предвидит, двигает своим телом и управляет им, как верховное Божество управляет миром. Бессмертная душа двигает тленное тело. Упражняй же свою душу в исполнении высоких обязательств. Знай на первом месте знания. Действия на втором. Дорогу осилит идущий! Души порабощенные чувственными удовольствиями, блуждают внизу, около самой земли.
Где, в каких вибрациях больше всего пребывала мысль человека во время жизни, там и будет пребывать душа после  сбрасывания с себя своего физического тела.  Чем большего уровня достиг в своем развитии человек, тем выше его Сознание, тем осознание его неуничтожимости  тверже, крепче и обоснованней. Оглядываясь на опыт собственной жизни, разумный человек способен заметить, что Смерть …не конец, а очередной перерыв, за которым неизменно развернется начало новой Жизни, возможно лучшей."

И если воспринимать эти слова, как некий Рыцарский Кодекс,  то тут то и разрушатся, как замки из песка, теоретические основы всех закрытых обществ, пытавшихся оградиться от мира своей элитарностью!   - воскликнул Персиваль.
-Ну, так уж и рушатся, сэр Персиваль,- рассмеялся  я,  - вам еще очень - очень долго придется сражаться  с этими великанами. Да я думаю, и не вам одному.
- А кто - же мне поможет, - спросил расстроенный Рыцарь?
-Кто? - удивился я.  - Прежде всего - ваша Вера, Надежда и Любовь.
Вера,  Надежда,  Любовь   -   только благодаря такому оружию, вы, сэр Персиваль, сможете  с победой выйти из  любых, самых трудных  испытаний.
 Вера - это магическое оружие против несчастных случаев в материальной жизни, против лишений и потерь. Это стремление к обладанию знаниями, а следовательно, очень ясное понимание сути своих, да и чужих поступков и действий.
Надежда -  это возможность почувствовать присутствие Бога в нас, не испытывая при этом, необходимости искушать Его, дабы удостовериться в том, что Он нас охраняет. Это стремление к  пониманию истинной сути вещей.
 Любовь -  это желание не только получать,  но и отдавать.  Истинная любовь,  это стремление к совершенству.   Через отношение  к себе, к людям, к Божественному идеалу. Вот тогда – то, ты и приобретаешь свой  Рыцарский девиз: - "Любя – побеждай" !
И помните, сер Персиваль, что мы не одиноки на этом пути!  С нами не только Восток, с его таинствами, но и Запад, с его учениями.  Ведь, как мы с вами определили,  слово Спасителя объединяет как западные,  так и восточные знания…

И вот еще что, благородный Рыцарь, мы постоянно забываем, что Грааль, это Чаша. А Чаша - это еще и мера точности и ограничений. Мы привыкли сопоставлять чашу Грааля с западной традицией.  А если вспомнить не только западные, но и восточные учения? На востоке, это и жертвенная чаша с ведической Сорной, с  Авестийской Хаомой, а на западе, это греческая Амброзия! А в христианских учениях, это кровь и сердце Христа!
А если на все это взглянуть глазами современного человека?  Вот тогда то и вспомним, что в глубинной психологии Юнга,  Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты существования, а может быть и движения от Эго, к Самости!
Ведь если человек не идет к истине через мудрость, его учителям становятся страдания!

А теперь, давай вспомним, что наше тело соткано и управляется энергиями.  Энергии приносят ему и боль, и радость, и любовь. Любое действие,  чувство или мысль рождает энергетическую волну,  которая ведет нас  к развитию души, духа и тела. Человек не может жить без мыслей, чувств и желаний. Вот тут-то и встает вопрос о том, как и каким образом, ради чего он использует данные ему возможности.
Да, Чаша - это мера точности и ограничений. Жаль, что чаще всего она остается для  многих людей  - «чашей терпения».  Но твоя Чаша Грааля должна быть священной лампадой  твоей души,  освящая тебя  Верой,  Надеждой,   Любовью.  Мы должны наполнять ее своей  мудростью, своими добрыми делами и мыслями  и не расплескав, пронести по жизни.

-Вы заметили Сэр Персиваль, к чему я клоню? Чаша Грааля, в тебе самом!
Каждый человек постоянно задает себе вопросы: "Кому Я нужен?"  "Для чего Я живу?"  Пытаясь  понять и осмыслить свою жизнь.  Написаны тысячи книг, рукописей, манускриптов,  из которых что-то можно понять о предназначении человека на этой Земле, но снова и снова,  те - же вопросы жизнь  ставит перед нами.

Для Творца важно, как ты  живешь, в чем мечется твоя душа, к чему она стремится, чему она еще не научилась. От этого и будет зависеть твоя  жизнь. Итак, душа воплотилась в человеческое тело, образовав триединство тела, души и духа.  Имея тело, душа может совершенствоваться!  Только Бог может распоряжаться ею и телом. В этой связке двух начал: душа – тело, Бог, наказывая одно, воспитывает и совершенствует другое, развивая при этом третье - духовное начало. Поэтому одни люди  имеют душевные страдания, другие - телесные, а третьи – духовные. А в Библии душа без различия фигурирует и как жизнь, и как кровь.
-Да,- сказал Персиваль, - принимая постулат о том, что Бог сотворил все сущее, мы можем утверждать, что душа - это самая реликтовая сущность на земле, ибо она уже изначально была на груди у Бога Отца. А поскольку на земле все течет, все изменяется, то и душа должна измениться, эволюционировать, стать совсем другой, нежели когда-то она была. А для этого ей нужен дом - тело, который в Библии назван Храмом для души.
- Но храм - тело не вечен, - продолжил я, - а душа вечна, значит, ей приходится постоянно менять тело, что¬бы совершить Божий Замысел. Так и человек все время ищет и открывает в себе новые многогранные способности и возможности. Тело должно стимулировать это развитие, однако чаще мы видим, как тело само по себе торгует способностями.
- Еще Пифагор сказал, что «Душа есть гармония». - задумчиво сказал Персиваль и, недолго  помолчав,  продолжил.
- Всякий раз, когда мы хотим сказать что -то о себе, или о другом человеке, мы используем такие фразы: - Моя душа полна любви, впечатлений, она радуется, болит  или находится в блаженном состоянии...
Мы говорим, что нам "наплевали в душу", что ее "растоптали", "не дают ей покоя"... Мы говорим о "святой душе", о "бесчеловечной".  Наша "душа не лежит" к кому-либо, или к чему-либо, что-то "не воспринимает". Мы "радуемся от всей души" и "живем душа в душу".  Над нашей "душой кто-то стоит", мы сами "отводим на ком-то душу". Кто-то "берет за душу, томит ее и тянет", или, наконец, "отдаем Богу душу".

После этих слов, Рыцарь затянулся из своей трубки, пустил кольцо густого табачного дыма и надолго задумался.
Я не спешил прерывать его молчание, отпил пару глотков, уже остывшего кофе и только потом продолжил.
- Творчество увлеченных  людей всегда пронизано душой Творца.    Человек - это, в первую очередь -  Душа, объединяющая всех людей Земли в своей сущности, а уж потом - набор клеток, или телесная оболочка, со всеми своими органами. Другими словами, сосуд, обеспечивающий комфортное или не очень, но опять - таки, существование души.
- Тогда получается, что прирожденную теплоту  нам дает душевная душа, а на физическом плане эту функцию выполняет кровь.-  задумчиво сказал Персиваль.   - Воплотившись в тело, душа постоянно участвует в том, что происходит внутри организма и вокруг человека.
 -В Библии сказано, что "душа всякого тела есть кровь, она душа его". -Ответил я.  - Все души людей разные, поэтому и кровь имеет огромное количество характеристик.
И вот  о чем еще, я хотел бы вам напомнить, Сэр Персиваль.  В "Индийской Книге Духов" говорится,:

 -  "Первейшая из наук - это наука о человеке, человек же есть душа, а тело его лишь средство общения с земною материей,  изучение души ведет к познанию всех зримых и незримых сил природы, к познанию Великого Целого".
 Таким образом,  душа - это внутренний генератор всех человеческих бед и радостей, образующий цепочку причин и следствий.

-Да,- сказал Рыцарь. - Куда бы ни посмотрел человек вокруг себя, ему везде приходится встречаться с творением человеческих душ.  "В чем мысли ваши, там и душа будет". Но, сколько людей вокруг вас, у которых нет ни мыслей, ни чувств, ни идеалов, есть только мертвое тело. Боже, сколько мертвецов ходят рядом с нами!

- Вот подумай, -  мягко перебил я Рыцаря.

- Тело - это дом  для твоей души.
- Глаза - зеркало души.
- Сердце - любимое место души.
- Кровь - качество души.
- Чувства - рабочий инструмент души…

И этот список не имеет конца!  Человек раскрывается душой. Запомните Сэр, грош цена всем нашим талантам и способностям, если нет у нас души, душевности, тепла. Грош цена всем достигнутым нами высотам и успехам, если душа при этом довольствуется личным удовлетворением. Законы эволюции говорят о том, что душа должна жить на отдачу. Отдавая, получаешь. Таковы правила, установленные Богом.
- Да, человек есть обитающий в теле дух, у которого есть душа. Дух – это то, чем ты  являешься, а душа – это то, чем ты  обладаешь. - Поддержал мою мысль Персиваль.
Я обратил внимание, как у него загорелись глаза, пустив пару клубов табачного дыма из своей трубки, он продолжил.
- Три грани человеческого естества должны искать гармонию.

Грань души находит гармонию в душевности.
Грань духа - в духовности.
Грань тела - в физической крепости.

Все наши беды и несчастия, начинаются тогда,  когда человек начинает жить в одной грани и бессознательно оттачивает одну плоскость этой триады. Не важно какую, но важно понять, что при этом он обязательно будет страдать.
 Да,  душа должна главенствовать в познании мира, а не дух! - Возбужденно воскликнул Рыцарь.
- Дух не видит совершенства, это удел души. А душа становится совершенной только тогда, когда у нее появляется  душевность. - ответил я. - Душевность - это искреннее и чувственное отношение к кому-либо или к чему - либо без участия ума.
Душевность базируется на милосердии, сострадании и любви.  В душевности есть тепло и свет. И только она делает человека открытым и доступным, но уязвимым для грубости.
 - Душевность обладает высокой терпимостью к событиям, явлениям и людям. Но что бы ни происходило в жизни душевных людей,  Вера, Надежда и Любовь - эти три божественные силы осветят и укрепят каждого из нас так, как это угодно Богу!  Вот почему и библейский постулат гласит: "Бог есть любовь", а любовь - это душа.  - воскликнул Персиваль.

- Отдавать свою любовь другому - это и есть душевность!  - улыбнулся я.
- Все, что касается нравственных поступков человека, относится к его душевности и окрашивается лучшими качествами души. Дух же придает нашим поступкам и помыслам только силу… Таким образом, именно душа, имеющая душевность, отвечает за наш человеческий облик. Совесть есть толь¬ко в душе душевной. Душа может соприкасаться с духом, только имея грань душевности, через эту грань она может вносить в дух свои качества. Другого не дано, других гармоничных соединений души и духа просто не бывает или они грубы, рациональны и приносят  с собой только беды и несчастья.

-Да,- задумался Персиваль. - тогда получается, что сила духа это не физическая сила, это сила слова, ума и любви. Обладание даже одной из этих сил дает человеку уверенность и опору, по которой о нас говорят и судят. Даже крупица духа, это грань проявления нашей индивидуальности. И тогда получается, что наша индивидуальность рождается силою духа, проявляясь в духовности, но  определяются душой!
Духовность - это свойство духа, наполненного душевностью. Духовность возможна только при душевности, это совместная работа души и духа. Когда в сильном духе есть душевность, это говорит о духовности. А духовность - это сознание и разумность, на вершине которых  - мудрость. Духовность - это сильная, лучистая и теплая душа. Дух красив своей душою, душа сильна своим духом, именно это качества и определяет истинного Рыцаря. Духовность освещает нас  мудростью и согревает  любовью!

-Да, трудно определить грани души и духа, но соединив их, мы создаем гармонию. -  улыбнулся  Я. - Ведь ради этого люди и  приходят в этот мир!
А теперь посмотри на третью грань. -  обратился я к рыцарю. -Тело, это чаша и для души и для духа. И кто из них сильнее, тот и будет излучать  свой свет и энергию в этом теле.
И вот теперь еще раз о душе.  Душа излучает зеленый свет, но этот свет не первичен, он получается соединением двух цветов, золотисто - желтого, и синего. Художники это хорошо знают. Соедини в одной палитре, синий и золотисто желтый, и ты увидишь зеленый!
 Желтая энергия отвечает за деятельность, способность человека ставить и достигать цели. А можно сказать и так, - целеустремленность…
Синяя энергия, позволяет спокойно смотрит правде в глаза. Видит мир без прикрас и эмоций. Гармонизируя эти цвета в зеленой, мы направляем нашу энергию на  - принятие цели сердцем, позволяем нашей душе получать радость от движения к своей цели. Поэтому, для начала, научись познавать тайны своей души.

-Познавать? -  Удивился Рыцарь.
-Да, да! Познавать,- ответил я, - и начинать начнем с себя!
Рыцарь задумался, он надолго замолчал, потом медленно и тихо промолвил.
- Мы должны покаяться перед теми, кого вольно или невольно обидели, простить того, кто обидел нас. От  глубины и искренности наших слов и помыслов, и будет зависеть,  увидим ли мы однажды утром,  другое солнце, другое небо и другой мир…

Персиваль замолчал. Потом его глаза заискрились теплом и радостью.  Казалось, что вековая пелена  тревог и грусти, не просто сошла с его лица, но и канула в лету!
-Вот так  и развивается духовное зрение! - Весело воскликнул Рыцарь.
-В этом и скрывается христианский поиск Грааля. Но почему только христианский?   Разве мусульмане, буддисты, кришнаиты живут не по тем же законам?  Мы знаем, что Творец един, поэтому и  радость, любовь, вера необходима всем людям Земли!  Это земные человеческие истины, поняв которые  мы можем надеяться, что и  Природа и Бог сами от-дадут  их нам и наградят человека новыми силами. И чем больше духовной силы будет у нас в этом мире, тем меньше и меньше мы уязвимы  чарам зла. 
Может в этом и есть смысл Чаши Грааля?  Грааль, это хранилище нашей абсолютной энергии. А  кровь, которой она наполнена,  - это наша душа, это свет, это сама жизнь, это все, что Христос пришел открыть миру людей!   Да, Грааль божественен, та весть, которую он распространяет, не может заключать в себе энергию жестокости и завоевания мира. Если в нем и есть энергия, то это энергия всеобщей Любви к живым существам и предметам. Ведь наследие Иисуса не может быть преходящим,  оно может носить только духовный характер. И все те, кто искал и ищет Грааль, полагая, что это - неисчерпаемый источник энергии, с помощью которой можно управлять стихиями, идут по дорогам, ведущим только к смерти и разрушению.

- И вот только  тогда, когда  все люди Земли начнут излучать тепло своих душ, если все в мире будет идти от сердца к сердцу, мы начнем жить по простым и святым Истинам! -  Прервал я  рассуждения Персиваля. -  Что ж, давай мечтать и стремиться к этому!

                ***
 Я взглянул в окно, дождь уже давно закончился, еще робкий, застенчивый рассвет чуть слышно стучал в мое окно.
Сэр Персиваль, бодро поднялся из своего кресла.
- Ну что же, сэр Рыцарь, - с благодарностью сказал он. - Мне пора уходить. Нет, нет, не провожайте меня. Поверьте, сегодняшняя беседа стоила проделанного пути  и … стольких лет ожидания. Ну а теперь прощайте или вернее, до скорой встречи. Ведь теперь нас в этом мире, по крайней мере, двое!
Произнеся эти слова, он крепко пожал мне руку  и, отвесив учтивый поклон,  вышел из комнаты. Я не слышал, как закрывалась входная дверь, но когда я поднялся из кресла, его уже не было.
Я взглянул на стол.  Две коньячные рюмки,  пустой кофейник, две кофейные чашки  и табакерка из сандалового дерева украшали его.
- Вот так!  -  Подумал я, присаживаясь в пустое кресло. -  Все - таки забыл свою табакерку!
Неспешно взяв резную шкатулку, я приоткрыл крышку. Табакерка была пуста.  Нет,  не пуста, в ней просто уже не было табаку, а на дне лежал перстень. Я взял его в руки.  Рыцарский перстень - оберег приятно согревал ладонь. Драгоценный камень, обрамленный благородным металлом, сверкал матово – нежным сиянием.
По абрису камня светилась надпись « Господи спаси и сохрани…».
Спасибо, Сэр Персиваль, за этот подарок.