Долгий путь от Агнии Барто до Альбера Камю

Надежда Лукашевич
   -« Ой - ё – ёй,  кажется, Татьяна Федоровна  - это моя первая учительница,  идет жаловаться маме, что я плохо читаю». Я выглянула из-за угла сарая. - Точно к нам.  Что будет!  Я уже привыкла, что в нашем классе лучше меня никто не разбирается в арифметике. Мне нравится решать задачки и примеры, а вот читать я не люблю. Плохо у меня получается. Попадет мне сегодня  от мамы!

   Когда я пришла домой, на столе лежал  букварь. - "Ну что, моя дорогая доченька. Раздевайся и пока готовится ужин, будешь читать: и задание на завтра, и  то, что будете читать в классе после. И не один или два раза, а так, чтобы слова от зубов отскакивали. А  завтра, после уроков, пойдем с тобой в библиотеку записываться".

   На следующий день я уже держала  в руках  тоненькую книжечку: «Девочка чумазая» Агнии Барто. Именно с нее, с этой «девочки», и начался мой самостоятельный   путь в мир книг.

    Читала все, что попадалось под руку, как говорят – «запоем»: газеты, журналы, детские  и взрослые книги.  Во втором классе  попыталась прочитать даже «Поднятую целину» Шолохова. Ничего, конечно, не получилось, но гуся, у которого оторвали голову, когда его тянули в разные стороны, мне было очень жаль. Только этот эпизод и запомнился в то время.

   В шестом классе соседка, восьмиклассница Люся,  познакомила меня с «Жизнью»  Мопассана.  Где она ее взяла – осталось тайной. Это, конечно, с моей стороны  был перебор! Когда взрослые увидели, что я читаю, книга была конфискована, и  отдана Люсе. Но, как говорят -  «запретный плод сладок», и через короткое время  Мопассан опять оказался у меня. На этот раз книга была прочитана в короткое время, и когда тети не было дома.

   Два раза книги сыграли со мной злую шутку. Первый раз, в интернате, где мне пришлось учиться  в десятом классе.  Вместо самоподготовки к немецкому, читала, давясь от смеха,  книгу Думбадзе: «Я, бабушка,  Илико  и Илларион», а на утро за невыученное задание получила заслуженную двойку.  Второй, когда уже готовилась к поступлению в институт. Месяц перед вступительными экзаменами  мне пришлось жить на квартире у женщины, которая работала продавцом в книжном магазине. Дома у нее была не плохая по тем временам библиотека, поэтому думать о чем – то другом, кроме доступных книг я уже не могла. И здесь мой провал был уже более серьезным -  двойка по химии при поступлении в медицинский институт, это вам не двойка  по немецкому языку в школе!

   Сколько книг  было в моей жизни – разве я считала! Сколько ночей пришлось не доспать, чтобы быстрее прочитать интересную книгу! Мы с мужем ходили в библиотеку, набирали по стопочке, обменивались между собой и по прочтении снова в библиотеку. Это сейчас можно купить любую книгу, которая тебе понравится, а в то время это была непозволительная роскошь. Сколько макулатуры пришлось перетаскать, чтобы получить желанный талончик на ту или иную книгу. Сколько скандалов в очередях  пришлось перенести, когда случалось узнать, что в книжном магазине будут выкладывать что - либо стоящее. И, очередь, чинная  на улице, вдруг перед самым открытием магазина начинала превращаться в бурлящий поток, который вносил тебя в зал магазина, и уже там, ничего не видя и не слыша уговоров продавцов,  эта очередь сметала все на своем пути. Каждый старался захватить как можно больше книг, не выбирая автора, потом разберутся. И если из десятка  книг оказывалась одна стоящая, это была ни с чем несравнимая радость.
 
   Наконец наступила эпоха, когда книг стало очень много. Покупай что душе угодно, хоть в специализированном магазине, хоть в уличных ларьках: прагматичные товарищи быстро нашли пути обогащения через слабость наших соотечественников. И постепенно моя книжная полка начала заполняться книгами: классикой, приключениями и детективами, и  моими  самыми  любимыми – фантастикой. Можно не спеша читать и перечитывать то, что тебе больше всего нравится.

   А совсем недавно в руки попал томик Албера Камю «Чума». На его прочтение мне оставалось менее суток, на утро я должна была уезжать. Ну что ж, на замечательную книгу не жалко и ночь потратить, а при случае пополню ею свою книжную полку, а заодно необходимо  найти и «Девочку чумазую» Агнии Барто, как мою проводницу в мир книг.