Город золотой. отрывок из романа

Мирраслава Тихоновская
 ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ ЕСТЬ ГОРОД ЗОЛОТОЙ(1) .

Время появления Баку точно не известно, но древнеармянские источники(2)  упоминают о некоем Багаване, где персидский царь Ардашир в Ш веке нашей эры приказал неугасимо поддерживать вечный огонь Ормузда, как зримый образ Бога в великом триединстве огня, молитвы и души.
История Баку, текущая по реке времени, отпечатанная в архитектуре города, начиналась в точке пересечения караванных путей, следующих с запада на восток и с севера на юг, в центре Великого шёлкового пути. Навьюченные верблюды везли товары, произведённые руками десятков тысяч ремесленников: дорогие хлопковые и шерстяные ткани из Персии и Индии, шелка, атлас и бархат из Китая, опять же – персидские ковры, восточные пряности, ароматические масла и благовония, драгоценные камни, клинки, сабли, кинжалы из звенящей дамасской стали и прочее оружие, а также вещи редкостные, невиданные в дальних странах: бумагу, тончайшей работы предметы из серебра, слоновой кости и янтаря.
Вместе с богатыми караванами сюда вливались дорогие товары, и приезжие купцы оседали здесь, становясь горожанами. Омываемый водами Каспия, подобно жемчужине, покрывающейся в благотворных водах перламутром, город обрастал культурными слоями, становясь одной из самых дорогих ценностей Востока.
Век за веком богатеющий город, вызывая сильную зависть соседей, привлекал своей роскошью и выгодным расположением(3)  алчные взгляды правителей ближних держав: персидских шахов, монгольских ханов, османских султанов и российских императоров. На протяжении веков переходила сия драгоценность из рук в руки, пока не заблистала в короне Российской империи.
В середине Х1Х века Баку пережил второе рождение. Земля, прямо у поверхности которой, пульсировала и вырывалась из недр её чёрная кровь – нафта, стала родительницей нового города. Открытие неиссякаемых залежей и применение механических способов добычи нефти повлекло за собой развитие и бурный рост города, привлекающего заработками народ со всех концов света. Хлынувшие сюда толпами не только торговцы и предприимчивые люди, но и ремесленники, и простолюдины, и ссыльные, каторжане; политические, сосланные на окраину империи после освобождения, пленённые теплом благодатного края, растворённым в воздухе солнечным светом и пряными восточными ароматами, обилием плодов и рыбы, обзаводясь семейством, оставались тут, врастая корнями в каспийское побережье.
Много народу перебралось в Баку после страшного землетрясения 1895 года, полностью разрушившего армянскую Шемаху. Здесь же разместили центр образованной Бакинской губернии.
Ни один город царской России не мог тягаться с Баку по темпам роста экономики. Почуяв наживу, на нефтеносные пески Апшеронского полуострова стремительными ястребами со всего мира стали слетаться крупные магнаты: всевозможные ротшильды, нобели и прочие рокфеллеры, и богатства потекли к ним прямо в руки.
Нефтяной бум(4)    расширил потребности ненасытного города. Доходы с нефти стали вкладываться в промышленность, строительство, появились заводы, фабрики, железная дорога, паровой флот, организовались первые частные банки. Возникли площади, проспекты с монументальными зданиями, бульвары и скверы. Стала расцветать культурная жизнь, в открывавшихся учебных институтах ковались новые кадры, зародились театры. Всё это давало основание признать: на задворках Российской империи появился второй Париж.
Нефть била фонтанами, капиталы приумножались, город рос и богател как на дрожжах, пёстрым национальным составом напоминая Вавилонское столпотворение. Кого тут только не было! Здесь поселились великороссы и малороссы(5) , армяне, евреи, греки, немцы, кавказские и казанские татары, персы, курды, грузины, казахи и литовцы. Благодаря сложившемуся здесь уникальному составу народностей, установившемуся равновесию культур и религий, лояльному микроклимату он стал многонациональным городом, где одинаково уютно жилось всем бакинцам. Разноязычие преодолевалось просто – все говорили по-русски.
Русские – государственные служащие и, прежде всего, состоящие на военной службе, врачи, инженеры, городская интеллигенция, но также владельцы нефтяных промыслов, мастера, ремесленники, извозчики, составляли более трети населения Баку.
Тем не менее, армяне, в руках которых большей частью сосредоточилась торговля и нефтедобыча, а также кавказские татары(6) , занятые в основном на тяжёлых подсобных работах (хотя и среди них было немало владельцев буровых скважин), будучи по численности примерно на равных, преобладали среди народностей Баку.
Впрочем, точно определить соотношение народностей было практически невозможно, поскольку те, кого считали кавказскими татарами, на вопрос переписчиков(7) , какой вы национальности(8) , с простодушием называли себя: «мы здешние» или «тутошние», а то ещё лучше: убеждённые в том, что люди одной веры – единый народ, считая всё мусульманство большим братством, ничуть не сомневаясь, отвечали: «Мы – мусульмане».
В общем, город жил своей спокойной размеренной жизнью, поколение за поколением приумножая его благодать.
Но были в истории Баку(9)  кроме безмятежных, страницы кровавые, наполненные чудовищными злодеяниями и ненавистью, когда стараниями скрытых гроссмейстеров, дерущихся за обладание жирным нефтеносным куском, здесь вспыхивали межнациональные конфликты, направленные против ставшего костью в горле, издревле живущего на этой земле армянского народа, и перерастали в войну. Когда на залитых кровью улицах валялись горы изуродованных тел, а по городу в поисках новых жертв носились вооружённые банды. Когда пожары, охватившие армянские кварталы, пожирали целые семьи, и подпалённые нефтяные скважины полыхали факелами, подтверждая закрепившуюся с давних времён славу города нефти и огней.

После концерта Роман пошёл провожать Джулию. Она жила в старой части города, с которой когда-то начинался Баку.
– Когда я первый раз приехала в Баку, поняла, что это – моё. Было такое чувство, что вернулась домой. Поэтому нашла причину и осталась здесь.
Они шли молча, стесняясь друг друга, не зная, о чём говорить.
– А ты знаешь её историю? – спросила Джулия, указывая на Девичью Башню(10) , когда, проходя мимо, поравнялись с ней. Она подошла ещё ближе и прильнула к древним камням, стараясь обнять её.
– Не-а. Я вообще ничего не знаю, – ответил Рома, чтобы разом избавиться от дальнейших расспросов.
– Эта Башня построена на фундаменте старинной церкви. По преданию, на этом месте был казнён святой Варфоломей – один из двенадцати апостолов. Он проповедовал учение Иисуса Христа среди языческих племён. Но они не приняли его. – Голос Джулии дрогнул.
– Вот только этого, – Рома пальцем показал на глаза, – не надо. Всё это было давно и неправда. – Его всегда поражала женская впечатлительность. Мама тоже чуть что, хваталась за платок.
– Нет, правда! Ты просто не всё знаешь, а потому не веришь.
– Да сказки всё это.
– Легко сказать, а я такое знаю, ужас. – Джулии хотелось поделиться всем, что знает и считает важным, но он был категоричен:
– Забудь, сразу легче станет.
Они свернули в квартал, где до революции жили солидные буржуа. Нависающие над мостовыми балкончики с чугунными витыми решётками и эркеры малоэтажных особняков, делали петляющие улочки ещё уже и теснее, сохраняя дух и очарование старины.
КОММЕНТАРИИ
1. Аквариум. «Город золотой».
2. Армяне – древний, известный со времён государства Урарту народ. В 301 г. Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии Армянского царства, ещё до того, как в Римской империи оно было уравнено в правах с язычеством императором Константином Великим. Т.о. Великая Армения стала первым в истории Христианским государством.
3. Исключительность места, где пересекались пути, ведущие с запада на восток в Индию и Китай, с юга на север – в Россию, и морская бухта, создавали благоприятные условия для роста города.
4. Уровень добычи бакинской нефти в 1897г. сравнялся с США, в 1898г. обогнал их, заняв первое место в мире. Наливной флотилией чёрное золото доставлялось по Каспию, нефтепроводами – в ближайшие провинции. Бакинской нефтью снабжалась Европа, Азия, Африка. Строились планы провести совместно с американскими монополиями нефтепровод от Грозненского района до Черноморского побережья. Эти планы нарушила начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция.
5. Великороссы – русские, малороссы – современные украинцы.
6. Татарами до революции называли современных азербайджанцев. Не имея самоназвания, они называли себя по религиозному признаку — мусульмане.
7. Перепись 1897г. оказалась первой и единственной всеобщей переписью населения Российской империи.
8. До сих пор определение нации, данное И.В. Сталиным в 1913г. в работе «Марксизм и национальный вопрос» считается самым полным и ёмким определением. «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Только наличие всех признаков вместе взятых даёт нам нацию».
9. В 1915г. в ходе геноцида в Османской империи большая часть армян была изгнана или истреблена (от 1,5 млн. чел. убитыми, около 800 тысяч армян нашли убежище на Кавказе, Арабском Востоке, в Европе и США. Если в 1870-е годы в Западной Армении проживало более 3-х млн. чел., то в 1918г. – менее 200 тысяч.)
10. Девичья Башня – достопримечательность Баку. Включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Датируется доисламским периодом. Древняя башня, высотой 30м долгое время служившая маяком, скорее всего имела религиозное назначение.