Переводчик

Юка Грачёва
Я держу её руку с побелевшими   от холода пальцами .
Мы выходим из машины.   Резкий ветер бросает   снежную пыль  в лицо.  У горизонта расплывается   бархатная  синева  январского утра с яркими островками звёзд  .
Безумно хочется спать.
  Чёрные  глаза с   роскошными ресницами смотрят на меня с непередаваемой , непонятной мне, покорной грустью.
 Она не понимает почти ничего из моих слов. Улыбается. Взгляд побитой собаки.
Поднимаюсь по обледенелым ступеням и  открываю  широкую  деревянную дверь.  Идём по длинному белому коридору .
Несколько женщин разного возраста расположились на узком диванчике около окна.
- Сюда, - говорю стройной  молодой девушке  , растерянной и задумчивой.
Она кивает в ответ и раздвигает губы в ослепительной  улыбке. Улыбке , похожей  на оскал.
Барчин  всегда улыбается. Здороваясь, напевая что-то на своём языке, принимая гостей. Вспоминаю восхитительный вкус свежезаваренного чая  ,соблазнительный  аромат   сочной баранины.
 Она  хорошая хозяйка, любое дело спорится в её хрупких  руках. Мне хочется сказать что-то нужное, тёплое, поддержать . Или отговорить, возмутиться.
Но  я не нахожу слов . Что я могу сказать этому взрослому и совершенно беззащитному человеку? Она замужем и счастлива.
Несколько дней назад  Барчин  подошла  ко мне и показала  очередную  золотую цепочку. Массивное , привлекающее завистливые  взгляды подруг ,  украшение.   Я подержала  её на ладони.  Тяжёлая.  Глаза девушки  сияли радостью, как у ребёнка, получившего подарок на новый год.
- Муж подарил, - объяснила она с гордостью.
Я восторгаюсь и пытаюсь не жалеть, не слушать, не вникать.
Потому что понимаю   уродливую  и грустную  изнанку её жизни. Это то, о чём нельзя говорить вслух, это неприлично  . Это вторжение в чужой мир, со своими правилами.
Хочется сбежать из больницы, вдохнуть  обжигающий поток морозного воздуха и  не смотреть в её испуганные глаза. Не смотреть на эти потрескавшиеся   больничные   стены, с плакатами , с рисунками  розовощёких младенцев.
" Что я делаю", - говорю сама себе , отворачиваясь.  И успокаиваю себя тем, что  от меня совершенно  ничего не зависит. Я в роли переводчика, я  случайный человек.
Мне должно быть безразлично.
Девушка  показывает мне узи  будущего ребёнка, почти ничего не видно. Маленькое тёмное  пятно среди других пятен.   Нежно гладит смуглыми пальцами бумагу.
- Это девочка, - медленно говорит она, растягивая слова.
 Откуда Барчин  могла это узнать?  На таком сроке пол ребёнка разглядеть невозможно.
 Боже мой, я  не хочу знать никаких подробностей, мальчик или девочка - какая разница! Не хочу ничего слышать  о способах удаления   маленькой живой плоти. Я не знаю, что такое выскабливание,  мне от этого слова становится не по себе.
Часа через два   всё это закончится,  девушка  отойдёт от наркоза и забудет о маленьком существе, которое было в её теле. Она всегда забывает.
Или мне это только кажется? Что происходит там, в её душе, за этой  покорной улыбкой? О чём она думает , возвращаясь домой ? Видит ли во сне глаза неродившихся  детей, которые росли у неё внутри?
Барчин  не может быть матерью без согласия мужа. Она хочет быть хорошей женой. Такой , какими были все женщины в её большой  семье.
Мы заходим в кабинет .
Она стоит на пороге, не решаясь войти.
Недоумевающий взгляд врача.
- Имя, фамилия?
Барчин  смотрит широко раскрытыми глазами и смешно  кивает в ответ. Длинные золотые нити в ушах раскачиваются .
- Чуркестан, - с презрением  цедит врач сквозь зубы.
Сердитая пожилая   женщина в  белом халате  сурово  разглядывает  красивое смуглое лицо  девушки  с полуоткрытыми пухлыми губами.
 Шумно вздыхает  и начинает  писать , низко склоняясь над столом,  что-то совершенно неразборчивое в карточке, на своём, понятном только врачам языке.  Хмурый  ангел печали   в очках с золотой оправой. Ангел в белом, приносящий грустную или радостную весть. Жизнь или смерть.
Мне хочется возразить. Она не чуркестан, она всего лишь  испуганная молодая женщина в чужой стране .
Но я молчу и проглатываю . Улыбаюсь и рассказываю подробно всю её короткую  биографию. Возраст, количество детей и прочие подробности.
Барчин,  двадцать шесть лет, двое детей, один муж и никакой контрацепции. Почему?  Это невозможно объяснить строгой пожилой женщине в белом.
Её муж, отдуваясь и пыхтя,  каждый вечер молча делает своё  нехитрое  дело ,
желая  получить естественные ощущения  от  тела молодой  женщины. Она принадлежит ему полностью , все её изгибы и округлости, все тайники её души. Молодая упругая  виноградная лоза, которую сжимает в сильных  руках опытный   садовник. Он хозяин и господин , собирающий урожай и хмелеющий от терпкого молодого вина её поцелуев.
Несколько часов назад  я  оторопела   от  неожиданного для меня заявления  о том, что  женщина  - это   машина и  её нужно менять почаще . Её муж   доволен удачной , на его взгляд , шуткой . Сжимается от смеха и гладит короткими  пальцами  с широкими золотыми перстнями  чёрные гладкие волосы Барчин, заглядывая ей в глаза. Она тоже улыбается , растерянно и смущённо.
Но мне почему-то  не смешно.
Что чувствует девушка  , когда он проникает в неё ? О чём думает, глядя в красное потное лицо мужа? Разглядывает ли мелкую сеть  морщин на его строгом потемневшем   лице? Смотрит ли сквозь белоснежное  пластиковое окно на закат, окрашивающий листья  деревьев  в алое пламя ? Оценивает ли красоту потолка? Морщится ли  от мысли о возможной беременности ?  Боится ли стать бесплодной  смоковницей, если что-то пойдёт не так?
 Или не уже не боится  и  повинуясь чьей-то слепой воле отдаёт своё тело , как инструмент для продолжения рода? 
- Нет, - тихий голос Барчин неожиданно  ставит меня в тупик.
- Нет- нет, - повторяет она  еле внятно и сжимает до боли  руку. Её красивое  лицо искажает гримаса отвращения.
Я знаю, что ты хочешь уйти, для этого мне совсем не обязательно знать твой язык.
Но ты останешься и пройдёшь эту унизительную процедуру.
Барчин начинает послушно раздеваться , опуская глаза в пол. Наверное, она уже к этому привыкла  -  послушно раздеваться. Когда холодные капли дождя проникают за воротник и ты промок до нитки,   перестаёшь возмущаться и понимаешь, что   остаётся только одно - смириться с неизбежным.
- Вы свободны.
Нет, отвечаю про себя мысленно, я не свободна. Я не могу  перестать чувствовать...
Закрываю дверь. И вижу перед  собой его чёрные насмешливые глаза.
Высокой смуглый мужчина за  сорок , с ног до головы одетый в белое.  Непорочный херувим, неукоснительно соблюдающий всё, чему научили его родители.  Ежедневные молитвы , жена  и дети ,  ежедневное воспитание Барчин ,  небольшие синяки на её лице, которые она старательно замазывает тональным  кремом. И золотые украшения для молодой  жены , много золота. Ослепительное сияние вокруг запястий , на шее, и на пальцах маленьких рук.
Наверное , на фоне чего-то огромного -  традиций рода ,  которых   я  не в силах  понять,    сложно разглядеть какие-то синяки. Это  совершенно  не важно для неё и для него.
-Ну как там Барчин?, - спрашивает мужчина  , улыбаясь.
А ты не знаешь, как? Представь себя на её месте , в кресле гинеколога с  металлическими щипцами внутри тела.
Но вслух   говорю совершенно другое .
- Ребёнок развивается нормально. Может, оставите? Барчин  думает, что это девочка.
- Муж сказал аборт, значит аборт. Это не обсуждается, - отвечает он резко.
И снова улыбается . Яркое полуденное солнце играет в его тёмных , с серебристой проседью , волосах.
- Может , вы... - не успеваю ничего сказать, мужчина пристально смотрит  на меня , словно пытаясь понять , почему так неожиданно  молчаливая часть интерьера заговорила.
- Меня не интересуют женские капризы.
Он безупречен и жесток. Он , как осеннее небо, покрытое грозовыми тучами, хмурое  и недосягаемое. Вот-вот грянет гром и прольётся холодный дождь.
Но  это совершенно не моё дело. Я смотрю на  элегантные   белые ботинки сорокалетнего мужчины   и понимаю, что в его мире существует только один закон - это его желание.  Слова потерялись и  застряли где-то внутри , как в нелепом сне , когда хочется закричать и не можешь пошевелиться.
 Я  тоже верю в то, что это девочка. Она   снилась мне накануне длинной зимней  ночью и робко  заглядывала в окно. Маленькая   кудрявая девочка с грустной улыбкой.
Барчин  открывает дверь  кабинета  и одевается, путаясь в рукавах пальто и  медленно застёгивая непослушными пальцами пуговицы .
Мы выходим из больницы  и садимся в машину. Девушка  устало закрывает глаза и откидывается в кресле.
- Врач сказал, теперь нельзя до субботы,- зачем-то сообщает мне муж, хитро улыбаясь.
 Для него это  серьёзная проблема, здоровый мужчина   в расцвете сил  лишился на несколько дней своих любимых упражнений перед сном.
- И как ты теперь?- спрашиваю, пытаясь не смотреть на него.
- Запаска есть.
Запаска - это худощавая  женщина в возрасте с  богатым жизненным опытом.
Кажется, меня укачало. К горлу подкатывает тошнота. Мне нужно срочно выйти, невозможно находиться в этой духоте и смотреть на ваши лица. Извините, я выхожу, умываю руки, забываю и не буду отвечать на ваши телефонные звонки.
Я не хочу быть частью вашего проекта ,  зарождения жизни и её прерывания.  Не хочу видеть во сне грустные  глаза  детей , которые заглядывают ко мне  в окно.