Честный обмен

Елена Корджева
Каждый знает, что такое «честная покупка». Спроси любого, и он ответит: - Цена соответствует качеству товара. Или, иначе, вещи, которые мы меняем друг на друга, должны быть равноценными.
Если мы продаем баранки или сандалии, да, собствено, любой предмет, цена его может определяться, как сумма затрат на производство, планируемая прибыль, налоги и так далее. Чистая арифметика. И, как будто, все понятно. И споров вызывать не должно.
Однако же мы, почему-то, тем не менее, выбираем себе баранки какой-то одной компании, или обувь «от ...», а не лишь бы что. Есть значит, какая-то дополнительная составляющая, которая влияет на процесс выбора. И, как правило, составляющая эта называется «качество». Вкус ли это, фасон ли, или еще что... То, за что мы согласны платить сколько спрашивают.
То, что мы считаем «честным».

Ну, с объектами материального мира все вроде понятно.
А как быть с таким не то, чтобы материальным, но сильно на человека влияющим предметом, как «общение». Его и предметом-то не назовешь – пощупать руками совершенно невозможно. Однако, тот факт, что результаты общения оказывают  на человека существенное влияние – неоспорим. От какого-то общения мы «цветем и пахнем», а от другого – чахнем, а то и заболеваем. Стало быть, если есть последствия, есть и сам предмет. К тому же, предмет специфический, так сказать «парный»: ты – мне, я – тебе, двусторонний обмен. Всегда ли он «честный»?

Когда мы общаемся с теми, кого любим и ценим, всегда мы стараемся дать лучшее, что у нас есть – любовь, внимание, заботу. Мы смотрим и слушаем. Мы делаем все возможное, чтобы собеседнику, будь то ребенок или любимый человек, было хорошо. И ждем от него того же. И, как правило, если это действительно близкий человек, наши ожидания оправдываются. Мы получаем честный обмен добрыми, позитивными частицами внимания.

И, кстати, любой ребенок «с младых ногтей» знает этот закон: - хочешь получить что-то хорошее, предоставь честный обмен. Хочешь конфетку – будь «хорошим», то есть – не огорчай близкого своего. Сделай ему то, что хотел бы, чтобы сделали тебе.

В частных компаниях, кстати, там где доход персонала напрямую зависит от качества их общения с посетителями, это очень даже понятно. Тебя и обслужат, и предложат, и, если надо, о тебе позаботятся. И в таком обувном магазине продавец не скажет тебе, что на твою ногу надо только ортопедическую обувь заказывать, поскольку нога – явно дефектная. Нет, он-таки принесет и подберет такую пару, в которой ты с радостью из магазина выпархиваешь, как на крыльях. И в таком кафе тебе принесут горячим то, что должно быть горячим, и холодным то, что должно быть холодным. И подадут вовремя и с улыбкой.
Продавец, менеджер - неважно, как называется должность - делает тебе то, что он хотел бы, чтобы ему сделал ты. Он ожидает награды за то хорошее, что он делает. И он предоставляет честный обмен – продукт, плюс хорошее обслуживание в обмен на деньги, плюс желание клиента вновь получать услугу именно здесь.
Таких примеров – море и море. И – слава Богу.
Арифметика простая: товар меняется на деньги, а доброе отношение продавца – на доброе отношение покупателя. Честный обмен.

Но почему же честный обмен заканчивается там, где заканчивается малый бизнес? Почему «окладники» резко забывают о том, что человек, стоящий перед ними – Человек, а не «макет человека»? Почему, когда я прихожу в присутственное место, чиновник, чья долностная обязанность – оказывать мне (!) – гражданину – содействие и помощь, смотрит на меня глазами, словно взятыми напрокат у чучела барсука из Музея природы? Почему справка, которая уже оплачена моими налогами, называется «бесплатной» и поэтому готовится аж пять дней?

Да потому что, похоже, несмотря на более чем 20 лет независимости и торжества капитализма, как-то до сих пор сидит - ой, сидит - в сознании базовый принцип Карла Маркса – «товар- деньги-товар». Типа, «нет денег – нет товара», «no Martiny, no party».

Но давайте все-таки вспомним, что человек – существо не только материальное. И, как сказал умный человек «мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». Все, что мы делаем, подчиняется одной цели – «чтобы жить»! А жизнь, вся ее радость, все удовольствие и счастье невозможно – в одиночку. Чтобы жить счастливо, мы должны общаться, мы должна взаимодействовать, мы должны предоставлять друг другу то, что хотели бы получать сами.

И – не делать другим того, что не хотели бы себе самому.