Три эпизода про грязь красивую и не очень

Александр Пастернак
    Кто-нибудь задумывался над тем, почему мы иногда помним незначительные события в своей жизни так, что на смертном одре они будут стоять перед глазами, а зачастую целые вереницы лет свистят как фанера над Парижем - ни единой зацепки?

    К чему бы мне, например, помнить свою богом забытую деревню, в которой было дворов 25, где дома стояли в два ряда, между которыми улица, да не просто улица, а большой разрыв заполненный навозом, отходами, дровами и большими кочками, которые после дождя расплывались, превращаясь в нечто вязкое и как это преодолевали люди, животные, глубоко погружая ноги, и как оно чавкало, когда из него вытаскивали эти ноги.

    Еще у нас был клуб небольшой по величине, но при необходимости вмещал весь личный состав деревни от мала до велика, а это случалось тогда, когда привозили какое-нибудь кино. Мужикам главное чтобы военный и там обязательно должен быть Харитоша -так у нас называли актера Бориса Андреева, дабы своими глазами увидеть как он месит фрицев своими кулачищами налево и направо, а женщинам обязательно про любовь и чтобы хорошо заканчивался.

   Как-то после дождичка, может даже и в четверг, привезли фильм "Веселые ребята". Я к матери:

  - Мам, рубль дай.- тогда детский билет столько стоил, а у нее случился, как бы мы сейчас сказали, финансовый кризис и денег в доме шаром покати.

  - Ну, понимаешь ты, нету денег и все тут!

  Никакое увещевание, просьбы, слезы не возымели действий, но в конце концов бедолага не выдержала, пошла к соседке, заняла этот несчастный рубль и дала мне:

   -На, чтоб тебе со своим кином!

   Я обрадованный накинул рваную фуфайку, воткнул босые ноги в кирзовые сапоги, зажал рубль в кулаке и помчался туда, где должно было уже начаться это "веселье". Летел сколько было мочи и оставалось сделать последний рывок по преодолению грязи, да моя скорость не соответствовала пропускной способности участка и когда бы мне сделать следующий шаг, сапог остался торчать в жиже, я сделал уже без него, при этом потерял равновесие, уткнулся по локти обеими руками в грязь, в одной из которых был зажат рубль...

    Многие годы после приходилось часто бывать в своей обетованной и проходить  мимо этого места, без улыбки не мог вспоминать тот случай, когда я как Буратино зарыл свою денежку с надеждой, что когда -нибудь вырастит.

    - Не выросла, -истина говорю.

   Прошло несколько лет, уже служу в Германии в танковой армии артиллеристом огневой поддержки. Идут учения по отработке взаимодействий родов войск по преодолению водной преграды, а до этого непрерывно шел дождь дня три и продолжал моросить. Река, через которую мы должны будем перемахнуть, неширокая- прямо с другого берега начинался косогор, а на нем поле гектар двести, где взошли зерновые. Было красиво смотреть как зелень переливается под дождем. Наш артиллерийский расчет сдерживает натиск "наседающего" противника своей гаубицей и расположился неподалеку от того места, где наводилась переправа, сидим на станинах своего орудия накрывшись плащ-палатками и наблюдаем как по этой переправе покатили танки.

   Покатить-то они покатили, да вот оказавшись на другом берегу, катить больше пятидесяти метров никак не получалось-проваливались в раскисшую землю, ложились на брюхо, гусеницы вращались вхолостую, а следовавший за ним танк пытался объехать, но оказывался в таком же положении. Не прошло и получаса, как практически все поле было усеяно барахтающимися машинами, а между ними по -пластунски их хозяева таскали тросы, чтобы помочь друг другу...

   В общем было красивое поле, стало месивом точь-в-точь как улица в нашей деревне, только в гораздо большем объеме. Все бы ничего, да этот эпизод подорвал мое возвышенное отношение к этой машине и теперь без всякого энтузиазма смотрю как какой-нибудь завод представляет свою разработку новейших танков: что это такое грозное оружие! Прыгает, ствол держит всегда в нужном направлении! Да вот вопрос: "А как бы оно повело себя тогда, окажись на том поле и чтобы было с нами, если бы рядом оказался  настоящий противник?"

  Годы летят как птицы и я уже работаю в одном из строительных подразделений инженером. Как-то по производственной необходимости надо было побывать на дальнем объекте, набралось нас целый УАЗик-коробочку специалистов и мы поехали. Дорога дальняя, сначала вели веселый разговор, острим, шутим, но потом притихли, каждый думает о своем. Дорога начала приобретать вид нашей улицы деревни. Машина взад-вперед, одолевает очередную преграду и я, видя как в этой грязи иногда переливаются цвета, когда в ней что-то отражается, совершенно забывшись где нахожусь, воскликнул: "Какая красивая грязь!" Но сказал по-видимому громче чем следовало бы и это вызвало взрыв хохота. Дальше было ехать веселее, каждый повторял: "красивая грязь" и начинал смеяться. Долго потом мне это вспоминали.

  Простим их. Это были обыкновенные строители-волки и для них грязь имеет  очень конкретное понятие, она сопровождает их от начала строительства объекта до сдачи и не может являться красотой. Увидеть необычное в повседневном не каждому дано и на мой взгляд хоть грязь -вещь не совсем приятная, но и на нее можно иногда полюбоваться, может тогда не так мрачны будут воспоминания о прошлом?