КВ. 4. Зараза дилетантизма

Кот Базилио 2
Как вы понимаете это далеко не полный перечень выдающихся престидижитаторов от науки. Популярность, известность и, конечно же, успешность этих  экстраординарных экземпляров человеческой породы и широкое распространение самого явления, которое мы называем иронической наукой заставляет задуматься  о причинах происходящего. Заслуживающее внимания объяснение предложил Олег Акимов (19):
      
«Известно, что реальные исследования окружающего нас мира нуждаются в огромных деньгах. В связи с этим управленцам научной сферы крайне необходимо «раскручивать» поп-звезды, как это делается в шоу-бизнесе. Тогда дюжина странных «теоретиков» сможет привлечь в бюджет науки миллиарды долларов, которые покроют расходы на дорогостоящие космические аппараты и ускорители. Между тем наукообразные фантазии Хокинга и Пенроуза ровным счетом ничего не стоят – ни в прямом, ни в переносном смысле.
      
Таким образом, народная наука(20) снабжает профессиональную науку не какими-то оригинальными идеями, а в основном финансовыми средствами, которые истинные исследователи никогда бы сами не получили.
      
В связи с этим, я думаю, можно слегка потратиться и на поиск чёрных дыр и темной материи, притворяясь, будто эти экзотические объекты неуёмной фантазии народных ученых действительно существуют. Можно даже слегка приврать, говоря, будто открыто нечто, очень похожее на черную дыру и темную материю. Этот небольшой выброс сенсационной информации позволит заметно стимулировать интерес к науке, без которого всё пришло бы в кладбищенский упадок.
    
Такие процессы, по-видимому, протекают бесхитростно сами собой. Я думаю, что в среде профессионалов всегда найдется влиятельное лобби, которое ставит своей задачей подтвердить истинность народной науки. Люди, контролирующие большие денежные потоки, наверняка, связаны толстой пуповиной с народом. Пусть ученый совет из высококлассных специалистов решит потратиться на какую-то реальную программу исследований, все равно лобби народной науки отрежет для своих иллюзорных целей ломоть денежного пирога».
      
Но это, так сказать, только одна грань проблемы. К сожалению экономически всех явлений жизни не объяснить, чтобы там себе не воображал Карл Маркс и его коммунистические последователи. Выдающиеся престидижитаторы создают своей активностью некое псевдонаучное, но живое и деятельное пространство, имеющее в том числе значительную экономическую составляющую. Но деньги – еще не все. Уверен, многие из них читают популярные лекции практически бесплатно или готовы читать бесплатно. Важнее известность, публичность, успешность и власть.  Они занимают различные почетные должности в академических институтах, руководят прожектами, не имеющими ни хозяйственного ни научного значения, председательствуют на многочисленных конференциях, симпозиумах и совещаниях по всяким надуманным поводам и проблемам, являются обладателями престижных наград и премий и сами влияют на их распределение, готовят себе приемников и последователей, им же дают аттестацию, распоряжаются материальными и людскими ресурсами, влияют на выработку общей политики в отношении образования и научно-исследовательской работы. А также заняты многими другими важными и полезными, с их точки зрения, делами. Они очень ревнивы: зорко блюдут, чтобы не пущать и пресекать на корню, любые ростки альтернативного видения любых проблем, компетентность в которых узурпирована ими навечно.
      
Почему так происходит и как с этим бороться? Я попытаюсь изложить свою точку зрения далее. А сейчас я чувствую необходимость разъяснить одно получившее широкое распространение представление: отсутствие экспериментальной проверки превращает науку в религию.  Джон Хорган тоже убежден, «что искания объединительной теории напоминает скорее религиозный поиск, чем научный».
      
К сожалению, приходится напоминать элементарные вещи. Наука, будь она истинной, псевдонаукой или иронической, изучает внешний мир и вырабатывает систему представлений, истинных или ложных, об окружающем мире. Наука по существу своему находится вне морали и нравственности. Религия обращена, прежде всего, к личности, и помогает ответить на глубоко личные и интимные вопросы о смысле жизни, жизненных ценностях, добре и зле и т.п.  Наука есть следствие врожденной способности и потребности к познанию, а религия есть следствие врожденного религиозного чувства. Как такое религиозное чувство осознается, чем наполняется и как выражается, такова и религия. Религия – система верований, связывающая (потому и называется – религия) личность с внешним миром, объясняющая иллюзорное или истинное место личности в мире. Религия, в моем расширительном понимании, не предполагает веру в Бога, но базируется на достаточно разветвленной или не очень системе верований. Атеист Ричард Докинз, о котором мы говорили, очень религиозен. Мало того, он – религиозный фанатик. Его религия, как он сам себя определяет, – атеизм. На самом деле, он обыкновенный идолопоклонник. Его священное писание – эволюционное учение, объект его поклонения, его идол – естественный отбор, пророк – Чарльз Дарвин.
      
Если система верований человека, наработанная им опытом своей жизни – ложна, то и религия такого человека оказывается ложной. И тут я вынужден сказать непопулярную вещь: только вера в личного Бога – творца неба и земли – лежит в основе истинной религии. Иные другие верования ведут к религии ложной.
      
Так вот,  человек, обретя веру в личного Бога и исповедующий такую веру, получает массу доказательств истинности своей религии, и совсем почти не остается для него того, что приходится принимать  только на веру, без доказательств. Невоцерковленному и неверующему в Бога человеку в это трудно поверить. Ему, как и Докинзу, все время кажется, что никаких доказательств нет и быть не может.
      
Поэтому сравнивать поиск единой теории всего с религиозным поиском, или науку, которую мы договорились называть иронической, не корректно, не верно и кощунственно.
      
А теперь попытаемся понять: почему так расцвела ироническая наука. Как я уже говорил, отвернувшись от Бога, человек ищет, чем заполнить образовавшуюся душевную пустоту. И хорошо, если приходится беспокоиться о хлебе насущном. Работа отнимает львиную долю времени. И все же его остается немало  для всяческих полезных дел. Кто-то прожигает жизнь в тусовках по клубам и другим злачным местам, если есть такая возможность. У кого возможности нет, зачисляют себя в интеллектуалы: ходят в театры и на концерты заезжих и заезженных «звезд». Некоторые вдруг решают духовно развиваться. Они читают очень умные книжки вроде «Кода да Винчи» Дэна Брауна, у них обязательно стоят на полке аккуратненькие томики Паоло Коэльо. Самые продвинутые и беспокоящиеся о своей душе шляются по лекториям и семинариям, практически беспрерывно устраиваемыми всякого рода проповедниками, экстрасенсами, контактерами, охотниками за НЛО, привидениями и прочими мохнатыми и рогатыми или не очень зелеными человечками. Вот эти тронутые по голове всякими тайнами и мистикой, жаждущие узнать тайну Бермудского треугольника, египетских и мексиканских пирамид, Марианской впадины, а также тайну Большого взрыва, черных дыр, эффекта Доплера, червоточин с загогулинами и прочей разной чертовщины, есть самая благоприятная публика для престидижитаторов от науки. Мечутся они туда-сюда в душевном смятении, убивая время, и только те, кому исключительно повезло, вдруг останавливаются и разражаются олимпийским хохотом, обнаружив пустоту и бессмысленность своего коловращения.
      
Отчасти виной всему наш стремительный век. Уродливая система образования порождает образовательных уродов, воображающих себя способными во всем без труда разобраться. А стоит такому образованцу получить престижную премию, не дай Бог, Нобелевскую, за работу в какой-нибудь узкой области научного знания, он уже может важно надувать щеки, отвечая на вопросы вездесущей прессы (21), высказывая свое авторитетное и единственно верное мнение по любому поводу. А всем остается только разевать рот, внимая каждому его слову.
      
И чем меньше человек образован, тем больше у него спеси и самомнения. Им, этим образованцам, естественно претит называть себя невеждами и неучами. Слово такое себе красивое придумали, называть себя которым, в крайнем случае, соглашаются, – дилетантизм, от латинского delectare, что значит «услаждать, развлекать». Получение знаний – больше не кропотливая работа «до седьмого пота», это услаждение себя любимого и легкое развлечение от скуки обывательской.  В результате дилетантизм стал чем-то вроде заразы нашего времени, а дилетанты не только бродят по городам и весям, но и позасели в учреждениях важных на ответственных местах, инструкции разные с циркулярами выдают «на гора». И раз уж речь ведем мы об образовании, то в результате инструкций и циркуляров этих образовательных, могут получиться только точно такие же уродливые недоучки и невежды, из скромности зовущиеся дилетантами.
      
Дилетант очень удобен для всякого рода проходимцев и дельцов, в том числе и от науки. Дилетанту можно втюхивать что угодно. Например, масло без холестерина, крем для лица с содержанием неизвестно кому принадлежащего ДНК и с какой целью напиханного в крем. Дилетанта можно напугать «озоновой дырой», заставив выкинуть еще совсем новый холодильник опасной для озонового слоя конструкции, и заменить на «безопасный», изготовленный с использованием последних достижений нанотехнологий. Или напугать новой «дырой», на этот раз черной, которая выпрыгнет из коллайдера и проглотит Землю. Дилетантам можно на лекциях «рисовать» красочные миражи, какие Остап Бендер рисовал обалдевшим от плодотворных идей заезжего гроссмейстера васюкинцам.
      
Разрешения сложившейся ситуации не видно. По-настоящему глубокие знания никого больше не интересуют. Они не интересуют даже тех, кто претендует на владение ими и зовется гордым именем Ученый. Все желают услаждаться и развлекаться. Поэтому всегда найдутся те, кто такую возможность предоставит. Самые смышленые из Ученых это уже поняли и не хотят пребывать в стороне. А на классическую теоретическую науку давно уже наплевали, как никого больше не интересующую. Это ли не конец науки?
      
Конец науки действительно уже наступил и то, что в массовом сознании ассоциируется с «наукой», на самом деле ею не является. У «науки» появилась новая важная роль, она трансформировалась в еще один инструмент манипуляции массовым сознанием, в узду для удержания в нужном русле и предании нужного направления.
      
Дилетантизм  ставит предел человеку. Френсис Бэкон заметил: «Лишь поверхностное знание уводит от Бога, глубокое познание, напротив, опять к Нему возвращает». Круг замкнулся. Секуляризация порождает дилетантизм, дилетантизм ведет к секуляризации. Это ли не конец человека?

(19) Олег Евгеньевич Акимов – кандидат физико-математических наук, преподаватель. Автор сайта «Sceptic-Ratio».
(20) Акимов ироническую науку называет народной, что, думаю, несправедливо. Дж.Хорган предложил более удачное название.
(21) См.нашу публикацию в ЖЖ Кота Базилио «Мышиный король» (2012).