КВ. 3. Престидижитаторы 13

Кот Базилио 2
Как могло случиться так, что Виктор Нинов напрочь испортил себе научную репутацию? Быть может он законченный негодяй и фальсификатор? Да вовсе нет. Ему просто, как он сам заметил, не повезло. Но не повезло ему тогда, когда в его голову явилась малопродуктивная и, в конце концов, сгубившая его мысль искать элемент № 118. Именно тогда его репутация безвозвратно погибла. Он так и не понял, что успех ученого ждет в той области, в какой невозможно проверить любые заявления и утверждения, как бы они нелепо и абсурдно не звучали. Вместо того чтобы искать новые трансурановые элементы, лучше было бы выдумать какую-нибудь теорию «надувания» и, собирая аншлаги публичных чтений то тут, то там, «надувать» доверчивых и малограмотных ротозеев и зевак, прожигающих уникальную жизнь свою посещением псевдонаучных лекториев и семинариев. И если хоть чуточку наделен ты харизмой публичной личности и владеешь ораторским мастерством, лавры успеха, известность, авторитетность и соответствующее благосостояние тебе обеспечены.
    
Кто бы и что бы не говорил о возрождении религиозности в наши дни, секуляризация от эпохи Возрождения за 2-3 столетия принесла ощутимые плоды, проникла во все сферы человеческой жизни, достучалась до каждого сердца в самом отдаленном уголке планеты. У людей отобрали Бога. Но потребность в Нем, выражающаяся  религиозным чувством и религиозностью, осталась. Как сосуд или кувшин, лишенный содержимого, «ощущает» свою неполноценность и ненужность, так и сердце человеческое ощущает пустоту жизненную и непереносимое одиночество, лишившись Бога. И как природа не терпит пустоты, так и человек не в силах терпеть пустоту своего сердца. Он тут же наполняет его всевозможными идолами. «Те, кто больше не верит в Бога, верят во все подряд». Честертон, кому приписывают эти слова, однажды «защищал христианство перед целым банкетом прославленных агностиков». «У каждого из них, в кармане или на цепочке от часов, был какой-нибудь талисман. Только я один, - пишет славный мастер детективного жанра, - не обзавелся фетишем».
      
За души, оказавшиеся во тьме, ведет борьбу многочисленное и разноликое войско сатанинское, цель которого никогда не пускать душу назад к свету. Но и души, со своей стороны, из тьмы жаждущие света,  находят себе для поклонения новых идолов, предоставляющих им или только обещающих иллюзию нового света.
      
Взор человека устремлен в небеса полные таинственности, а ему подсовывают  небо, в котором, впрочем, также есть тайны, настоящие или надуманные: Луна, завораживающая мистическим светом полнолуния, Большой взрыв и дыры черные, с пляшущими на них зелеными человечками. О тайнах неба готовы поведать целая когорта титулованных престидижитаторов, неуловимым движением рук вынимающих из-за пазухи одну нелепицу за другой, и жонглирующих ими на глазах у изумленной достопочтенной публики, опутывая её сладчайшими миражами и окуная в сказочный гипнотический сон.
      
И не важно кочуют ли они с публичными лекциями или сидят и пишут в тиши кабинетов, хотят они урвать свой кусок пирога, спеченного из опустошенных сердец и разжиженных мозгов несчастных страдальцев, мечущихся по лекториям и семинариям. Кусок, который еще не успели растащить проповедники собственных мнений и религий, мистики, маги и экстрасенсы, махатмы,  целители всех мастей и просто водители человечества.
      
ЭДВАРД ВИТТЕН – несостоявшийся историк и журналист, ныне американский физик-теоретик, профессор математической физики Института передовых исследований в Принстоне, «признан многими, - по словам физика Брайана Грина, - как преемник Эйнштейна в роли одного из величайших физиков, живущих на Земле». Его Джон Хорган определил как «самый эффектный практик наивной иронической науки», которого ему только приходилось встречать.
      
Устав от квантовой хромодинамики и слабого электрического взаимодействия, Виттен  нашел себя в теории суперструн. Он долго никак не мог понять её, но вдруг на него снизошло озарение. «Было ясно, что если я не потрачу жизнь, сконцентрировавшись на струнной теории, то я просто откажусь от своего призвания», - сказал он. С этих самых пор он и решил, что и все человечество должно жить, забавляясь игрой на этих струнах.
      
Осознает он это или нет, но он выбрал самую выгодную и беспроигрышную тему и вряд ли ему грозит, по крайней мере, в обозримом будущем, разоблачение как мошенника от науки и лжеученого.
      
СТИВЕН ХОКИНГ – английский физик-теоретик, профессор математики в Кембридже, самый активный пропагандист «черных дыр» во Вселенной. Весьма плодовитый писатель, морочащий голову не только взрослым оболтусам, но и детям. Написал книгу для детей в духе Гарри Поттера «Джордж и тайны вселенной». Воинствующий атеист и иррациональный ненавистник Бога. Сам Хокинг пишет в книге «Черные дыры и молодые вселенные»: «Люди покупают мою книгу и потому, что видели отзывы на нее в списке бестселлеров, но не читают, а просто прячут в шкаф или кладут на кофейный столик, поставив себе в заслугу ее приобретение, но не приложив ни малейших усилий к тому, чтобы понять ее».
      
О нем математик Кларк Беннетт (Clark Bennett) написал: «В настоящее время Стивен Хокинг – самый известный ученый, живущий на нашей планете. Его коллеги со всех континентов приезжают к нему, чтобы послушать, над чем он работает и получить от него совет относительно своих собственных затруднений. Его книги вдохновили кинематографистов и подтолкнули широкие слои населения к изучению сложнейшей и вместе с тем увлекательнейшей области теоретической физики… Как ни странно, Хокинг не стал лауреатом Нобелевской премии. Это потому, что Нобелевский комитет требует, чтобы главное достижение было тщательно доказано, а идеи Хокинга столь новаторские, что вокруг них всё ещё идут жаркие дискуссии».
      
АНДРЕЙ ЛИНДЕ – бывший советский физик, ныне действующий профессор Стэнфордского университета, выдумал совместно с Аланом Гутом теорию «надувания», якобы объясняющую развитие Вселенной после Большого взрыва. «Надуванием»  Линде завоевал всеобщее уважение и известность в научном мире, хотя Ховард Джорджи физик из Гарварда отозвался о «надувании» как о «великолепном научном мифе, который по меньшей мере так же хорош, как любой другой миф о творении». И сам Ховард Джорджи еще тот тип – ироническая наука никогда не останется без своих поборников. Недавно Джорджи объявил, что им открыты принципиально новые квантовые объекты, которые он назвал забавным словом «нечастицы» (unparticle stuff).
   
Джон Хорган, главу, посвященную Андрею Линде, назвал «Русский маг», что не совсем удачно, на мой взгляд. Линде, конечно, никакой не маг, он фокусник – престидижитатор. Судите сами: «Линде тоже присутствовал на Нобелевском симпозиуме в Швеции, и его шутовство было одним из кульминационных моментов конференции. Выпив пару рюмок во время коктейля, устроенного на воздухе, Линде ударом каратиста разбил кирпич. Он постоял на руках, потом сделал сальто назад и, наконец, встал на ноги. Затем он достал из кармана коробок спичек и положил две из них на ладонь в форме креста. Линде совсем не шевелил рукой – по крайней мере, так казалось, – а верхняя спичка дрожала и прыгала, как будто её дергали за невидимую веревочку. Этот трюк свел коллег с ума».
      
По фокусу со спичками я тут же опознал «нашего человека». Любой оболдуй из непрестижной школы рабочей окраины, в которой мне выпало счастье учиться, ещё и не такое показывал. Например, укладывал на своей ладони из спичек некое подобие женщины и простым магическим приемом (без помощи рук, естественно) заставлял её раздвинуть ноги. Или сооружал из спичек же “парочку” лежащую друг на друге и опять с помощью элементарной магии заставлял совершать их вполне естественные движения, считающиеся у некоторых ханжей почему-то неприличными. А новенький советский рубль гипнотическим взглядом скручивающийся на ладони в трубочку! Эх, Линде, в плохую школу ты ходил! Покажи ты все эти чудеса научному симпозиуму, и мировая ученая братия, наплевав на твой миф надувания, вручила бы тебе руководить не то что престижной кафедрой, а целым самым престижным университетом.
      
РОДЖЕР ПЕНРОУЗ – самый славный из всех бьющихся над проблемами мозга и сознания. А это весьма примечательный и разношерстный паноптикум деятелей от науки и не только. Тема-то – какова!  Рай для магов, иллюзионистов и престидижитаторов, делающих ироническую науку.
      
Наскучившись математикой и проблемами теоретической физики, Пенроуз увлекся вдруг ироническими дисциплинами. На этот раз ученый вообразил себя философом и взялся разрешить тайны мозга и сознания, а также создать единую теорию всего и вся, изложив свои оригинальные взгляды в книгах «Новый ум короля» и «Тени разума». Книги Пенроуза охарактеризовали одним словом – псевдотеоретизирование, хотя они получили широкую известность в среде непрофессионалов, чему немало поспособствовали журналисты – популяризаторы науки. Джон Хорган покаялся: «Журналисты, включая меня, также помогли идеям Роджера Пенроуза завоевать аудиторию, гораздо большую, чем они заслуживают, если учесть то, как низко они котируются среди профессионалов».
      
Однажды Роджер Пенроуз познакомился с биологом Стюартом Хамероффом, который рассказал ему о микроканальцах пронизывающих цитоплазму нейрона. Эти сведения уровня средней общеобразовательной школы, о которых Пенроуз не имел ни малейшего представления, так его поразили, что он сразу же понял: именно в них, в этих канальцах все и происходит. Пенроуз решил, что эти канальцы выполняют роль внутриклеточного самоорганизующегося квантового компьютера, который он назвал Orch OR (orchestrated objective reduction) и который и есть это загадочное «сознание». Но микрососуды есть практически в любой живой клетке и в одноклеточных живых организмах. Означает ли это, что сознание есть везде? Так дофилософствовался Пенроуз до панпсихизма.
      
Сознание каким-то образом появляется в этих микроканальцах. И это знакомо: вульгарный материализм Карла Фохта, Людвига Бюхнера и Якоба Молешотта. Мозг выделяет мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Ну не сам мозг, а какие-то канальцы в нейронах, - какая разница.
      
Пенроуз убежденный атеист и при произнесении слова «Бог» затыкает уши.
      
Но Роджер Пенроуз и Стивен Хокинг сущие младенцы в нелегкой борьбе с Богом в сравнении с РИЧАРДОМ ДОКИНЗОМ. Профессор биологии Оксфордского университета давно забросил малоперспективную в плане академической науки биологию и скатился на уровень оголтелого богоборца времен журнала «Безбожник» молодой Советской России.
      
«Эй вы, херувимы и серафимы! Бога нет!...» – такими словами предпочел начать богословский диспут с ксендзами Остап Бендер, когда ему срочно потребовался автомобиль Адама Каземировича Козлевича, не на шутку вдруг увлекшегося религиозными вопросами. «Нету, нету, – продолжал великий комбинатор,  – и никогда не было. Это медицинский факт…».
      
Именно такой стиль и такую аргументацию демонстрирует Докинз в своем бессмертном бестселлере «Бог как иллюзия». Признаюсь: с большой опаской брал я в руки эту превосходно изданную на русском языке по причине очевидной полезности книгу. Вот как он врежет по мне, как он мне покажет, как развеет мою главную иллюзию всей моей жизни. Но и, конечно, показал: показал свою глупость, некомпетентность, самомнение и спесь. И развеял: окончательно развеял иллюзию престижности обучения в Оксфордском университете, о котором я раньше даже подумать без благоговения не мог.
      
Даже свинья гораздо лучше разбирается в апельсинах, чем этот одуревший от престижных премий профессор из Оксфорда разбирается в  вопросах, о которых берется судить. Все старо, неново и скучно, много раз уже слышано и читано, в том числе от гораздо более именитых и прославленных людей. Не каких-то там биологов, а физиков и даже лауреатов Нобелевской премии.
      
Главное зло в мире по Докинзу, которое не должен был бы допускать Бог, если бы Он был – это землетрясения и цунами. Далось им всем это цунами! Я знаю ещё парочку недотеп из Англии, которых разувериться в Боге заставило цунами. И тоже не смогли удержаться: книжонку полезную накропали (15).
      
Землетрясения и цунами – природные явления. И, как и любое другое природное явление, – нравственно нейтральны. Природное явление не может быть ни добрым, ни злым. Оно просто есть. Я опробовал на себе мороз минус пятьдесят. Ужасное зло, скажу вам. Слышал, бывает и минус 70. А в Сахаре, где-то слышал, может быть зло аж в плюс 70.
    
А земля круглая – не зло разве? Вспомните, сколько ломали голову: как там живут эти антиподы? Сандалии, наверное, прибивают к земле, чтобы не упасть на небо. Ещё какое зло! Куда сподручней было бы на плоской земле. А луна полная – не зло разве? Посмотришь на неё: и так и выть хочется – не то инстинкты, не то голос  предков пещерных в душе просыпается.
      
Есть все это зло, господин Докинз, есть, а значит ваша правда: нет Его сердешного, н е т у !
      
Докинз никак не поймет, что ни количеством верующих или неверующих, ни уровнем их образованности или невежества, ни авторитетностью среди определенных кругов, ни полной безвестностью, ни вообще какими-либо подобными  количественными характеристиками нельзя не подтвердить существование Бога, не опровергнуть. Как не возможно носителям современного, скажем английского языка серьезно рассуждать о лингвистических достоинствах или недостатках романа в стихах «Евгений Онегин».
      
Христианство (16) – это не набор догм и обрядов. Христианство – цельное мировоззрение. Совершенно пустое занятие судить о каком-либо или чьем-либо мировоззрении находясь вне его. Самое меньшее, вы будете выглядеть смешным и невеждой. Некая система извне может казаться странной, абсурдной, какой угодно еще. Но все эти фантомы и миражи исчезают без следа, когда вы вдруг оказываетесь внутри.
      
Любой предмет, находящийся на поверхности Земли, вращается вместе с ней с огромной скоростью: порядка 460 м/сек -  больше скорости звука. Однако нам, находящимся на земле, в это трудно поверить. Оглядываясь вокруг, мы видим, что никакого подобного кошмара на самом деле не происходит. В то же время очень далекое существо, разглядывая нашу Землю при помощи какого-нибудь измерителя вращения, может сделать вывод о невозможности жизни на таком сверхзвуковом волчке по причине, что ничто не может удержаться на поверхности подобного вращающегося объекта.
      
Атеист Докинз никак не возьмет в толк, что этих, мешающих ему спокойно жить верующих заставляет верить в Бога. Потому что он спрятался от реального мира под той же самой паранджой, о которой он так красочно рассказывает на страницах своей книги. Чтобы он ни говорил о возможности атеистической нравственности и морали, сам себя на страницах своей книги проявляет как отъявленный сукин сын, прозрачно намекая, что некоторые ученые  открыто не заявляют о своем атеизме из желания получить Премию фонда Темплтона.
      
Докинз имеет совершенно неоригинальное и бездоказательное убеждение, что уровень образования человека связан  обратной зависимостью с верой в Бога. То есть, чем образованнее человек, тем менее он склонен верить в Бога.
«Чем выше умственное развитие или уровень образования человека, тем менее вероятно, что он окажется религиозным(17) или будет придерживаться верований любого толка».
      
И тут его до слез расстроил известный физик Фред Хойл, как-то высказавшийся, что вероятность зарождения жизни на Земле не превышает вероятности того, что пролетающий над свалкой ураган случайно соберет из валяющихся в беспорядке деталей готовый к полету "Боинг-747". Докинз просто отказывался верить, что уважаемый физик сморозил такую «глупость». Но потом он нашел оригинальное этому объяснение. Все дело в том, что Фред Хойл просто в некотором роде недоучка. Он разбирается в физике, немного в астрономии, но не в биологии. Хойл не знает биологию, как её знает Докинз. И в этом все дело.
      
«Фред Хойл был(18) блестящим физиком и специалистом в области космологии, но допущенные им биологические ошибки, вроде аналогии "Боинга-747" или отрицания подлинности ископаемого археоптерикса, возможно, свидетельствуют о нехватке более глубокого знакомства с механизмом естественного отбора. В общих чертах, думаю, он его понимал. Но, вероятно, чтобы полностью осознать возможности естественного отбора, нужно "повариться" в нем, погрузиться в него с головой, целиком отдаться его течению».
    
Читаю о необходимости «погружения с головой», чтобы познать проблему, и мне представляется Ричард Докинз нормальным и вменяемым человеком. Но не надолго.  Главное зло религии по Докинзу в том, что она времени  много драгоценного отнимает, которое полезнее было бы потратить, очевидно, на сочинение глупых книжонок антирелигиозного содержания. Не прочитав Библии (много букв – много отнимет времени) Докинз берется полемизировать с христианами и писать безграмотные глупости о Священном Писании. У нас есть свой борец с религиозными предрассудками и даже Нобелевский лауреат. Так вот он берет на себя смелость вступать в споры с Папой Римским однажды недолго подержав в руке какую-то книгу по богословию, названия которой он естественно не помнит, но так и не решившись её открыть. 
      
Встречались мне в жизни собиратели марок почтовых, да и сам я как-то баловался собирательством по молодости. Ну разве не глупая трата времени! Вот взял бы Докинз и написал об этом книгу. Название ему дарю: «Иллюзия собирательства». А книжку с названием «Иллюзия ислама» слабо Докинзу написать? Опыт Салмана Рушди останавливает. А христиане добрые: не взорвут и не прирежут в темном переулке.
      
Наконец, если бы я взялся написать рецензию на супербестселлер Ричарда Докинза «Бог как иллюзия», я бы обязательно назвал её, позаимствовав название у него самого, – GIGO – Garbage In, Garbage Out, что означает «мусор на входе – мусор на выходе». Или ещё круче “Shit In, Shit Out!”.

Не потому что я такой грубиян. А потому что Докинз мертв и только по видимости ещё живой. Он окончательно превратился в мертвеца, когда поставил последнюю точку в рукописи своей книги. Ибо, как однажды выразился Альберт Эйнштейн, которого Докинз зачисляет в свой лагерь атеизма, «тот, кто потерял способность изумляться, душевно мертв». А «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза вызывает только одно удивление – удивление безграничной глупостью человеческой и бесстыдством.

(13) Эту главу должен был бы венчать афоризм Ж.Ж.Руссо: «Люди испорчены; они могли бы быть еще хуже, если бы имели несчастье родиться учеными».
(14) Дж. Хорган. Конец науки.
(15) К.Найт А.Батлер Мистерия Луны.-М.: Эксмо, 2007
(16) Исключительно для примера. Читатель может мысленно подставить любую другую религию – смысл фразы не изменится.
(17) Я полагаю, что религиозность и склонность «придерживаться верований любого толка» неотъемлемое свойство любой личности. Различие – в объекте верований, в наполнении и выражении религиозного чувства. Докинз, естественно, не является исключением.
(18) Фред Хойл окончил земное существование в возрасте 86 лет в 2001 году.