Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа

Алина Алексеева-Маркезин
      " Похищение дочерей Левкиппа " -это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.Эта картина была написана в 1617-1618 году. Сейчас полотно хранится в Мюнхене в Старой пинакотеке.
       Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела.
   
       Полотно написано художником по мотивам мифологического сюжета. Все происходит в Спарте. Легенда гласит о братьях Диоскурах - сыновьях Зевса и Леды. Братьев звали Кастор и Поллукс. Именно они похитили дочерей царя Левкиппа - Гилаиру и Фебу.
      Две сестры – невесты двух других братьев - Идаса и Линкея. Идас и Линкей – двоюродные братья Кастора и Поллукса.Одним словом,чтобы было понятнее.братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.

             ПРИСМОТРИМСЯ К САМОЙ КАРТИНЕ.
      Сильными, мускулистыми руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. В отчаянии и испуге дочери царя обращают взоры к небу, как бы ища у богов спасения.На шеях взвившихся коней повисли маленькие весёлые амуры. Все восемь фигур искусно вписаны в круг, который в свою очередь красиво расположен в пределах почти квадратного поля.

      Кажущаяся запутанность группировки рассчитана на то, чтобы производить впечатление напряжённости ситуации, но в то же время построение обладает строжайшей логической продуманностью.
      Клубок тел имеет три точки опоры, зафиксированные в упирающейся ноге коня, в месте упора правой ноги Диоскура и в точке опоры его левой ноги, которую как бы отталкивает рука Левкиппиды. Причём эти точки опоры расположены в разных удалениях от зрителя, тем самым как бы способствуя пространственной ориентации группы .

                РАССМОТРИМ ГЕРОЕВ КАРТИНЫ.

       Одетый в доспехи Кастор изображен верхом на черной лошади, символизирующей его быструю смерть.Он укротитель коней.
Полуобнаженный Поллукс,он кулачный боец, демонстрирует свой великолепно выписанный Рубенсом торс. Его смуглая кожа резко контрастирует с белой кожей дочерей Левкиппа.
         Одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую- Феба.

       Попытемся понять.Где всё это происходит? Судя по пейзажу на заднем плане,это открытая местность.Время кражи (судя по тени) – около полудня.
 Сразу напрашивается вопрос.Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде ?
      Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что они испытывают . Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании?
       Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? И вдруг  их грузят на лошадей и пытаются увезти.Девушки  только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей.

        АВТОР ЭТОГО ОПИСАНИЯ КАРТИНЫ БОРИС РОХЛЕНКО.Мне оно понравилось своей непосредственностью и скрытым юмором. Так что не принимайте всё очень серьёзно.
ОТСТУПЛЕНИЕ .

       Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек.
       На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть».

        К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания. Девушки на картине – золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.
        И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена – это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

        Сами братья – далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа.
        Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

        Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте?
        Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! . Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин.

        Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия – смертельная схватка с двоюродными братьями?И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

                ДОСТОИНСТВА КАРТИНЫ И МАСТЕРСТВО ХУДОЖНИКА.

        Живо ощущается необыкновенная увлечённость великого художника нахождением разнообразнейших ракурсов, раскрытием богатства пластических состояний человеческого тела, в чём он вряд ли может иметь многих соперников.
        Движение в понимании Рубенса несёт в себе как эмоциональный порыв, так и ситуационный или сюжетный смысл. Но и в том и в другом случае оно, отталкиваясь от реальности, приобретает некую художественную условность, подчиняясь законам художественной организации форм на плоскости.

        Рубенс стремился сообщить композиции декоративный характер, доставить наслаждение многообразной красотой линий и форм в их переплетении, взаимопроникновении и сопоставлении. Своих смелых и дерзких героев Рубенс наделил красотой здоровой молодости, ловкостью, силой и кипучей жаждой жизни.