Мне нужен Ваш образ!

Кора Журавлёва
      Звонок в дверь, два коротких и один длинный, заставил Аниту улыбнуться и она пошла к двери, принять гостью. Анита знала, что это может быть только Эллина, её соседка по этажу.
      Вот уже три года, как Эллина, после смерти мужа, переехала в их дом, поменяв свою шикарную квартиру в центре города на двухкомнатную в их доме. Эллина объяснила это тем, что больше не могла находиться в доме, где ей всё напоминало о потере дорогого ей человека.
      «Пароль» звонка они придумали вместе, чтобы Эллина могла предупреждать Аниту о своём появлении когда угодно и днём, и ночью. Таким же правом обладала и Анита, если хотела прийти в гости к Эллине.

      Несмотря на то, что они жили в одном доме и даже на одной площадке, познакомились дамы на одном из вернисажей местного художника. Художник был знаком с обеими дамами уже давно, но они этого не знали.
      - Эллин, Анита, как я рад снова видеть вас на своей выставке! – воскликнув, он подошёл к ним, протягивая обеим дамам руки.
      - Макс?! – удивлённо произнесли дамы в унисон.
      - Ты сказал, «рад видеть вас»? – спросила Анита
      - Конечно, разве вы не вместе пришли? – озабоченно спросил Макс.
      - Нет, Макс – с улыбкой ответила Эллина, - мы даже не знакомы…
      - Не может быть! Значит это судьба и, поскольку только я с вами обеими знаком, то я вас и представлю друг другу, - сказал он улыбаясь, расшаркиваясь в поклоне, - Анита - это Эллин…, Эллин – это Анита! Такое событие надо отметить, возражения не принимаются! Скоро выставка закрывается и мы все вместе поедем…
      - … ко мне домой и возражения не принимаются, - прервала Макса, развеселившаяся Анита. – Надеюсь, Эллина меня поддержит?
      - Конечно, я рада знакомству и неожиданному сюрпризу, - согласилась Эллина.

      Такси остановилось у дома Аниты. Макс вышел из авто и открыл дверцы машины. Анита вышла первой и, повернувшись к Эллине, попросила:
      - Прошу следовать за мной!
      Но Эллина стояла не шелохнувшись, смотрела на дом и на лице её было написано неподдельное замешательство
      - Что случилось, Эллина? Ты передумала? – спросила удивлённо Анита.
      - Я? Нет…, но это мой дом… - ответила тихо Эллина.
      - Твой?! – настал момент удивляться Аните, - а какой номер у твоей квартиры? – всё ещё сомневаясь, спросила она.
      Ответ Эллины поверг Аниту в гомерический хохот.
      - Вот это, да! Вот это, здорово! Да мы не только живём с тобой в одном доме, но наши квартиры находятся на одной площадке! – всё ещё смеясь едва выговорила Анита.- Как же мы раньше не встречались?!
      Действительно, день сюрпризов!

      И Анита, и Эллина были вдовами. Женщины, далеко уже не «бальзаковского» возраста, но их объединяло не только вдовство. Это были женщины, не желающие стареть, если не телом, что только времени подвластно, то уж точно не душой. Их объединяла любовь к искусству любого жанра. Анита ранее преподавала в музыкальной школе по классу фортепиано. Эллина была филологом и имела несколько публикаций собственных произведений, как в прозе так и в поэзии. Художественные галереи были их общей слабостью. Они обе были благодарны судьбе за то, что она подарила им друг друга после печальных утрат и оградила от одиночества.

      Эллина любила смотреть на огни ночного города, слушать тишину ночи. По согласованию с соседями последнего этажа и с разрешения необходимых на то служб, крышу дома превратили в маленький парадиз. Ключи от входа на крышу были только у тех соседей, которые участвовали в перевоплощении этой неприглядной территории, в уголок отдыха от мирских забот. Дизайн был выполнен по «стандартам» глянцевых журналов озеленения парков и приусадебных участков самими соседями. Благо, что среди соседей нашлись специалисты разного уровня знаний.
      Ночью было мало желающих посещать этот «райский уголок», чем и пользовалась Эллина. Особенно хорошо ночью пишутся стихи.

«Пишу я ночью в тишине
И мне тогда стихи не в тягость
Они приносят радость мне,
Прости меня, светлая радость.

Приходят строки невзначай,
Врываясь в мысли беспричинно,
Пусть я не сплю, пускай, пускай!
Но у меня на то, причина.», - продекламировала вслух сама себе Эллина.

      Да, причина у Эллины была… Когда с дорогим тебе человеком живёшь так долго вместе, то не осознаёшь, что становишься с ним, как бы, одним сердцем и одним дыханием. И когда вдруг!... это всегда происходит «вдруг», когда один из них «уходит», то и сердце начинает работать в пол силы и дыхание нарушается.
Кажется, сегодня ночью Муза не обошла и её вниманием, а может быть молодой месяц на небосклоне вселил надежду и сказал:

«Печаль твоя, тебя не покидает
Погасли звёзды… Небосклон
уходит вдаль и… замирает,
в душе, оставив только сон,
что явь вернётся,
будет всё, как прежде,
ты будешь вместе навсегда,
вдохнёт весна в вас свою прелесть
и свежесть раннего утра»

      Утро было солнечным. Посмотрев в окно, Эллина улыбнулась, вспомнив про «свежесть раннего утра»… Несмотря на возраст, она обязала себя каждое утро, нет, нет! не делать пробежку, но в обязательном порядке – променад, не менее часа по утрам. Недалеко от их дома была парковая зона, куда Эллина и направилась.
      Возвращаясь с прогулки к дому, Эллина заметила, что в нескольких метрах от неё, стоит одинокий мужчина и что-то говорит, обращаясь к ней? Эллина оглянулась, но на аллее в этот момент кроме неё никого не было. Промелькнула мысль, «ну вот ещё один сам с собой говорящий!».
      Эллина уже сталкивалась с подобным «явлением». В этом же парке она уже встречала одинокую женщину, которая говорила сама с собой или ей, вероятно, казалось, что она говорит со всеми прохожими, от которых ответа не ждала и продолжала свой монолог.
      Подойдя поближе к мужчине, который стал на её пути, она остановилась и спросила:
      - Вы ко мне обращаетесь?
      - Да, - ответил он
      - А что вы мне говорите всё время? – удивлённо спросила Эллина, понимая, что он не «монологист».
      - Простите, я говорил Вам, что мне нужен Ваш образ… - сказал он смущённо, но настойчиво.
      - Мой образ?!! Но зачем?! – ошеломлённо спросила Эллина.
      - Простите, это очень личное…, но мне очень нужен Ваш образ, - настойчиво повторился он.
      - Значит мой образ Вам нужен? Не я, а только мой образ? – постаралась отшутиться Эллина, поняв, наконец, что и он не шутит.
      - Да, только Ваш образ…
      Эллина не знала обидеться ей или просто пройти мимо и забыть, но любопытство взяло верх и она спросила:
      - А кто Вы, и почему Вам нужен мой образ, а не чей-то другой?
      - Я художник и мне нужен только Ваш образ, - ответил он.
      Услышав, что её визави есть художник, Эллина смягчилась, хорошо зная «завихрения» художников, а зачастую и их странности в написании картин. И всё-таки, фраза «не Вы, а Ваш образ», её слегка обидела и она спросила:
      - Так что же Вы от меня хотите?
      - Ничего, только позвольте Вас рисовать, - уже улыбаясь, попросил он
Эллина думала, что он пригласит её к себе домой, но он этого не сделал.
      - Так где же Вы будете с меня рисовать? – всё-таки спросила она.
      - Я давно за Вами наблюдаю и знаю, что Вы каждое утро делаете здесь променад. У меня уже есть кое-какие наброски, но мне их надо усовершенствовать. Даже то, что Вы уделили мне своих несколько минут, для меня это уже успех. У меня хорошая память на лица.
      - Хорошо, я согласна! – благосклонно ответила Эллина.
      - Спасибо, Вам! Я буду ждать Вас здесь каждое утро.
      Слегка озабоченная таким поворотом знакомства, Эллина продолжала свой променад. Но уже подходя к дому, она вдруг сообразила, что они даже не назвали своих имён друг другу. «А зачем ему моё имя – подумала она обиженно, - я ведь для него всего лишь образ!». Однако, поняв всю комедийность ситуации, она развеселилась. «Сейчас зайду к Аните и расскажу ей о своём «художественном поклоннике».
      На «пароль» звонка дверь открылась и Анита, удивлённая ранним визитом Эллин, спросила:
      - А что так рано, что-нибудь случилось?
      - Нет, нет!... всё хорошо, но странно…
      За чашечкой кофе, Эллина поведала об утренней встрече на аллее парка. Окончательно успокоившись, уже с долей юмора Эллина спросила:
      - Ну, и что ты об этом думаешь?
      - Что думаю? Глядя на искринки в твоих глазах, думаю, что ты влюбилась, потому как я уже давно не видела у тебя таких сверкающих глаз, – смеясь ответила Анита. – Ну, а если серьёзно, то действительно странный тип гуляет в нашем парке. Как я поняла, он будет тебя ждать каждое утро во время твоего променада. Значит в следующий раз я пойду с тобой и посмотрю на него, может быть я его знаю. Ведь я живу здесь намного раньше тебя.
      - Хорошо, - согласилась Эллина, - так и сделаем.
      На второй день вместе с Эллиной пошла на променад и Анита. Художник сидел на лавочке на том же месте, что и вчера, но не подошёл к ним, хотя они приостановились, якобы отдышаться. Нет, Анита его не знала! Ещё неделю Эллина ходила в парк уже одна, но художник больше ни разу не подошёл к ней, даже тогда, когда она специально замедляла свой шаг напротив места где он сидел.
      Конец лета и начало осени не поменяло её привычки заниматься самооздоровлением в парке. Однако, больше Эллина художника никогда не видела.  Почти забыв об этом эпизоде из своей жизни, она и не предполагала, какой сюрприз подготовила ей безжалостная фортуна.

      Два раза в год Эллина и Анита ходили на кладбище, чтобы привести в порядок места захоронения дорогих им людей. Кладбище было старинным, но ухожена была лишь его центральная аллея, по сторонам которой были захоронены когда-то известные личности в искусстве и политике.
      Анита шла первой, неожиданно она резко остановилась. Эллина подошла к ней и спросила, что она такого увидела, что заставило её остановиться?
      - Посмотри, - произнесла она тихо и показала куда-то рукой.
Эллина посмотрела в направлении её руки… и замерла…К памятнику известной киноактрисы и певицы был прислонён венок из искусственных цветов в середину которого был вставлен портрет… Эллины???
      В шоковом состоянии Эллина, как заведённая повторяла, уже однажды услышанные слова:
      – « мне нужен Ваш образ… мне нужен Ваш образ… так вот зачем ему был нужен мой образ?... мы просто удивительно похожи…» - продолжала бормотать Эллина, направляясь к этому странному портрету.
      Подойдя ближе, она увидела и корзину цветов из которой виднелось… «что это?... визитка?... письмо на тот свет?...». Перекрестившись Эллина взяла в руки пластиковый конверт, в котором лежала… записка?? И она прочла то, о чём не сказал художник…

«Был молод я, мы встретились случайно
Цветы тебе, с поклоном подарил,
Ты приняла их вскользь и машинально,
Но взор твой был так ласков и так мил…

Прошли года, как будто в одночасье
Остановить их нам не удалось
Судьба не подарила вместе счастья,
Но встретиться нам всё-таки пришлось.»

      Подошла Анита. Руки Эллины дрожали и она никак не могла положить письмо-послание обратно в корзину.
      - Анита, я не должна оставить этот портрет здесь… я не хочу умирать, - твердила Эллина.
      - Успокойся, успокойся! Ты не имеешь права нарушать покой усопшего, поэтому оставь портрет на месте. Художник знает с кого он рисовал этот портрет и если портрет исчезнет, то он сразу поймёт чьих рук это дело. К тому же всмотрись внимательно. Вы действительно слегка, только слегка, похожи, а вот цвет волос у вас совершенно разный, ты рыжая, а она блондинка. Давай уйдём отсюда, нам есть к кому пойти и нам есть ради чего жить.
      Приобняв Эллину за плечи, Анита быстро увела её от места скорби.

      Прошла неделя после этого инцидента. Эллина сильно изменилась, она перестала заниматься променадом, редко стала навещать Аниту и их обоюдные выходы «в свет» прекратились. Единственным местом «одиночества» Эллина избрала «парадиз» на крыше дома своего. Там она могла сидеть и читать или что-то писать часами, пока Анита не уводила её оттуда.

      Однажды утром Анита позвонила в квартиру Эллины, но ответа не последовало. Взволнованная её молчанием, Анита здесь же у дверей Эллины позвонила ей по телефону. Телефон зазвонил в квартире, но и сейчас дверь никто не открыл.   Запасными ключами Анита открыла дверь и вошла в дом. Постель в спальне была не смята, верхняя одежда на месте… Анита всё поняла и бросилась на крышу дома. «Как же так? – думала Анита взбегая по лестнице. – Она же вечером вместе со мной была у себя дома!».
      Дверь на крышу была открыта. Подойдя к месту, где любила отдыхать Эллина Анита увидела лежавшую на диванчике Эллину, а на столе стояла свеча и лежали листы исписанной бумаги. Мельком взглянув на исписанные листы она прочла…

«Твои глаза, твой образ, аромат
волос твоих очарованья,
я больше не боюсь иных утрат,
живут во мне воспоминанья..."

      Кому это писала Эллина или для кого? Анита осторожно позвала подругу, но она не проснулась, хотя явно спала. Убедившись, что она спит, Анита всё-таки спустилась этажом ниже и попросила соседку измерить Эллине давление.
      - Давление очень низкое и слабый пульс. Вызывайте скорую помощь. Я помочь ничем не могу, - заверила она.
      Скорая помощь увезла Эллину в больницу.
      Анита ходила в больницу каждый день, а через неделю Эллину выписали из больницы.
      Прошли ещё две недели, как Эллина вернулась домой. Со здоровьем всё было в порядке, но в глазах её была не проходящая печаль. Врач объяснил Аните, что у её подруги случился психосоматический срыв в результате какого-то стресса. Анита поведала доктору о художнике и портрете. Врач внимательно выслушал и добавил:
      - Вам необходимо вместе с Вашей подругой вернуться на то место, где с ней это случилось. Ей это должно помочь.

      Приближался день памяти всех усопших и Анита решила напомнить подруге, что надо было бы сходить в этот день на кладбище. Эллина, казалось, восприняла приглашение спокойно и согласилась пойти.
      Когда они вошли на главную аллею кладбища, Эллина взяла под руку подругу и Анита почувствовала как мелкая дрожь с руки Эллины передалась и ей. Анита знала, что она должна была сделать и она это сделала.
      - Посмотри, дорогая, вот тот памятник, который мы видели летом, но там нет никакого портрета…
      Эллина остановилась и медленно направилась к оградке.
      - Но здесь нет никакого портрета… вернее он есть, но высечен на мраморе памятника… и он на меня совсем не похож… - полувопросительно и с надеждой в глазах, сказала она протягивая руки к Аните.
      - Конечно нет, конечно не похож! Я тебе и тогда об этом говорила, - подтвердила уверенно Анита.
      - А где же тот портрет, что мы видели?
      - Ну, не знаю,… может быть забрал сам художник себе на память, а может быть и кто-то из друзей актрисы.

      Доктор оказался прав. Эллина постепенно возвращалась к привычным для неё вещам как то - променад, прогулки вдвоём, встречи с друзьями и конечно же, «парадиз» на крыше дома своего,… наедине с Музой. Она поняла, что жизнь продолжается не смотря ни на что и, что каждый новый день, это подарок судьбы, который надо ценить.

Цените каждый день, как день последний,
Мы жить спешим бесцельно торопясь,
Мы не учитываем всех последствий,
Не признавая скоротечность бытия.

Цените каждый день, как день последний,
Помедли! И не закрывай за прошлым «дверь»
Ведь возраст твой, уж срок «осенний»
Ты можешь не успеть опять войти… Поверь!