Экстремы мои и воспоминания- пожАры, МИНы, снарЯды

Владимир Крыленко
ФОТО МАШи Крыленко: "НОВЫЙ Донбас" абО ж = "НОВА РОСия" ЛЮТый -
                абО ж фи = ВРАЛЬ - абО ж = брэхУн - 2015-го

         I. Пожары
Я мало повидал пожаров, а запомнил чётко лишь два:

1.  1937-мой год: ЖУть-пожАр -
горит НАШ - СЕРГовский КАДиевский коксо-химический завОд!
     Мы выхОдим с МАмой на ЛугАнскую дорОгу!
  Май тридцать седьмОго гОда,
  Ночь темнА, садЫ ещё в цветАх;
  Мы выхОдим с Мамой на дорогу,
  Я сижУ у Мамы на руках -
  Вы не бОйтесь - я не мУчу свою Мать -
  Не садИстка я - ещё малЫшка -
  Мне всего пол-гОда,
  Но могУ почтИ ВСЁ понимАть!

  Мама несёт меня по улочке Луганской,
  Мне темнО - брусчАтка лишь блестИт,
  Ночь тихА и хутор наш НикОльский
  В красных вспОлохах огнЯ - завОд горИт!

  А мне - темнО - я мАло чего вИжу,
  А пол-нЕба пламенем объЯто и я слЫшу
  (Мама мне об этом, слОвно взрОслой, говорИт
  ("- Ей бОгу, я не врУ, я ЭТО чЁтко пОмню и об ЭТОМ говорЮ!")!) -
  Это же наш блИжний - КАдиевский коксо-хим-завод горИт!

  А в <<небесАх - торжественно и чУдно>> -
  А вокруг нас (от завОда два килО
  И даже мне-малЫшке слегкА (от инстИнкта?) жУтко!)
  Всё Алым светом вспОлохов освещенО -
  ПрИзрачным красным светом от пожара Алым -
  ДьЯволом, БОгом и людьмИ <освященО>!

  И НЕ <<спит Земля в сиЯнье голубОм>> -
  ТАМ - у завОда - хУже мнОго,
  Чем <<прОстой еврЕев да армЯн погрОм>>,
  И по обОчинам, и на дорОге премнОго
  (Я их не вИжу - чУвствую по плАчу-гОвору нутрОм!)
  И взрОслых жЕнщин, и детЕй -
  НесчАстных бЕженцев - собАчек, кОшек и людЕй...
     Отец мой (Крыленко Иван) тОже СЕЙ пожАр тушИл,
  Но не совсЕм сгорЕл - лишь обгорЕл,
  ПоливАя водой окрестные строения,
  Которые вспыхивали от излучения пламени завОда.

  На жИтелей <нахАловок>-посЁлков, прилегающих к ЗавОду,
  С ЗавОда к речке КамышевАхе текли огненные реки -
  ПотОки горЯщих смол, бензОла, ксилОла, толуОла
  И прОчих. жУтко горЮчих и взрЫвами-опАсных веществ,
  ВытекАвших из взорвАвшихся от жАра пожАра
  ОгрОмных бАков-Ёмкостей,
  СтоЯвших на завОде - на отвАлах порОды на горЕ -
  ЛЮдям на гОре - за какОй же ИХний иль НЕ ИХний грех!?
               

    2. шевахе текли огненные реки - потоки горящих смолы, бензола, ксилола, толуола и
др. веществ из взорвавшихся от жара огромных баков-ёмкостей). А мой Ота (Ата,
Отец) участвовал в тушении, поливая водой окрестные строения, которые вспыхивали
от излучения пламени.
 
   2. Раннее утро начала весны "1938г. Мой Ота-отец несёт меня на руках -
из дома в ясли (на пос.Семёновка) по улице Паши Ангелиной (с 1956г. -
Луганской), обходит слева Большую Лужу (на месте бывшего русла ручья
от Источника Отца на поселке шахты 7 и 8) между Хатой Бабы Варьки
(на востоке) и Домом Дида Тымохы (на западе). И тут мы увидели пожар -
горит крыша строящейся хаты Сидора Никитича Крыленко и его жены
Анастасии Мамонтовны! Пожар выглядит не страшно - на фоне лимонно-
желтого неба (солнце еще не взошло) большие, совсем бездымные языки
пламени, охватившие все деревянные стропила (кровлю еще не успели
настелить), почти не видны и бесшумны. И ни единого живого существа вокруг, кроме нас двоих!
        ....................

               
                II. МИНы

В 1941-м МИНы почему-то очень пугали меня, хотя я ещё не знал, что
в том же 1941-м от МИНы погибнет наш квартирант - юный МИНы-МЁТчик Яша,
в 1942-м от МИНы погибнет мой юный брат - МИНы-МЁТчик Саша,
а в 1945-м - от МИНы погибнет мой юный братик Гриша
               и моя 17-ЛЕТняя сестричка Аня,
в 2014-м - 18-ЛЕТний внучатый племянник ДИма,
в 2015-м - 32-ЛЕТняя внучатая племянница Оля...
   Так что мины оставили СВОЙ ЖУТКий СЛЕД в моей памяти и продолжают напоминать...


1.  14 ИюЛя 1942-го: Нашу Дуганскую дорогу несколько дней назад
перегородили баррикадой от Дома Якова Евдокимовича Крыленко до Дома
Ивана Митрофановича Калинченко - в два ряда (по ширине и по высоте)
поставили железные шахтные вагонетки без колёс, а в вагонетки уложили
большие камни из тынов-заборов со всего Хутора. А в камнях спрятали мины...
       Сегодня Кто-то сказал, что немцы идут. И все жители собрались
кучками возле дороги у своих дворов. И мы тоже, а с нами - и наши
соседи, чьи усадьбы не выходят на Луганскую дорогу (Рудики, Крыленки
Яшины, Шура и Женя).Мы молча стоим и вдруг из двора Ивана Митрофановича
Калинченко по тропке мимо погреба на велосипеде едет немец. Перед самой
дорогой он чуть тормознул, быстро глянул влево-вправо, съехал с пригорка
на дорогу и покатил, неспешно крутя педали, по дороге мимо нас, не глядя
по сторонам, словно он на прогулке в пустыне. Вскоре, отстав от него
метров на 30, начали выезжать другие немцы, держа интервал метра 3.
Все они одеты в серо-мышиные пилотки, шорты и рубашки с короткими
(выше локтя) рукавами, в ботинках. На боку у всех висит продольно
ребристый цилндр (противогаз), а на животе - автомат. Всего их проехало
(без единого звука и не замечая толп народа у каждого двора)
"40 велосипедистов. А уже когда они все скрылись за Бугром на юг,
в сторону Брянки, до меня дошел какой-то непрерывный грохот и из двора
Ивана Митрофановича на дорогу поехали мотоциклы с колясками. Эти немцы
(один верхом, другой в коляске) в касках и темной одежде. Но нам не
довелось их долго разглядывать - возле нас появились какие-то мужики
(я не  запомнил их вида) и начали гнать наших на разборку баррикады.
Женя Крыленко (1927г.р.) в ответ буркнул: "А чиво я пайду!", за что
получил удар "по морде" и упал. А наша Мама поскорее увела меня во двор.
А вскоре кто-то сказал: "Мина рванула!", но я не запомнил звука взрыва,
а только увидел клочья голубого дыма, стеющиеся низко, над самыми булыжниками дороги, и относимые мимо двора на юг.
        ..................


2.  14 ИюЛя 1942-го НЕМЦы вступили в наш город СЕРГо (вернув ему прежнее
имя КАДиевка) и того же 14 ИюЛя 1942-го - через наш хутор двинулись дальше:
на Брянку, Алчевск, Луганск. Немцы сразу объявили, чтобы все жители -
немедленно сдали всё оружие и боевые припасы - ИМ в комендатуру - иначе -
расстрел. И утром 15 ИюЛя мой брат Гриша понёс наше ружьё-одностволку,
но недалеко от двора его остановил немец из обоза и забрал ружьё.
Гриша сразу вернулся домой, взял меня за руку и повел по Луганской
дороге в сторону моста через речушку Камышеваху. А перед переЕздом
через Жэ-Дэ - слева был крутой откос, а вдоль него поставлены белые
бетонные столбики. Тут Гриша увидел друга и отпустил мою руку,
а это - Очень опасно при моём соображение: я - рад стараться -
решил щегольнуть своей храбростью и пройти по узкой (с пол-метра)
полоске между краем откоса и столбиками, между которыми были натянуты
проволоки и висела бумажка с какой-то нАписью. Но я не успел шагнуть
к откосу, как Гриша схватил меня одной рукой за шиворот, поднял вверх,
перенёс над проволокой и поставил на дорогу. Оказывается, там была
заложена мина, а её отгородили и обозначили. А я уже шагнул на неё,
но не успел поставить ногу...
           Потом Гриша привёл меня к взорванному мосту через
Камышеваху. Там немцы рядом с мостом устроили переправу - положили
брёвна поперёк речушки и сверху уложили доски. А для выталкивания
наверх (по довольно крутому откосу) повозок и каких-то больших коробок
на колёсах, согнали толпу (много сотен) народа. И успешно командовали
этой толпой...
     .....


 3. В Начале сентября 1943-го - у нас еще безвластие - немцев не видно
и наших нет. Мама чем-то занята, а я маюсь от безделия. И вдруг -
я заметил в " 2-3м от дороги, возле куста черёмухи - какой-то
странный предмет. Я не мог рассмотреть, что это такое, но подойти
ближе 5-6м не решался - Что-То Неясное мне удерживало меня. Так
я мучился от своих любопытства, трусости и нерешительности несколько
часов, издали разглядывая это гипнотизирующее меня Чудо, но так
и не отважился подойти к нему поближе и ушел. А позже (дня через два)
Мама сказала кому-то при мне, что это была оставленная немцами мина
и её забрали наши минеры...
    ............

   4.  В сентябре 1955-го - нас - студентов II-го курса ДИИ ХТФ -
группы ХТТ-16-А (и других тоже!) послали на уборку урожая в большое
греческое село КарА-КубА (ТАМ ныне идут затяжные БОИ меж РУСов ГЛУПых СВОИХ).
Там как-то мы собирали на бахче арбузы и дыни, а почти всё поле было
усеяно - минами: целЁхонькими миныМЁТными минами: почти не поржавевшими -
только рыжая плёночка! И на них не обращали внимания - ни МЫ (ничего
НЕ соображающие студенты), ни коллективные хозяева полей!
    И МЫ рано (к обеду - которого у нас НЕ бывАло) собрали все арбузы,
было очень тепло и мы пошли проведать Запорожскую и Днепровску области -
тут был в 300 метрах за овражком - ИХ стык с нашей СТАЛинской (областью
(так нам сказал одно-глазый сторож - к нашему удивлению - понимавший по-русски). И тут - уже возле овражка, заросшего сухими травами - нас уже ржидал новый Экстрем - но это уже иная тема...
      ............


                III, Снаряды

   2. Речушку Лозовую мы перешли - ступая по снарядам!
В конце марта 1948-го моя Мама с ЕЁ сожителем Василь Ивановичем Хватовым
взяли меня и пошли по НАШему Бугру до станции Орловка (1,5 км по Бугру
на восток от нашей Хаты), перешли рельсовые колеи, по улице прошли скучный
посёлок, через холмы и речушку Лозовую мы дошли до плодовых питомников
возле села Елино. У дома-конторы мы долго ждали очереди и я дивился -
на невиданные доселе плакаты на стене прихожей. А Мама оплатила саженцы,
в питомнике выкопали их и мы пошли назад.
       И только теперь я обратил внимание, что метрах в 100 не доходя
до речушки Лозовой, на открытом месте стоит застрявшая в грязи пушка
(калибр толстостенного ствола около 6 дюймов = 150 мм) - на тракторных
гусеницах-траках,
       а потом мы переходили через мелкую речушку Лозовую и через
ЛУЖи ("МОРя ЧЁРНого НЕ ХУЖи!" - длиною метров 70) грязи перед ней -
ступая по снарядам того же калибра около 120-150 мм. И лежало их там -
десятки - если не СОТни! И НЕкому было ИХ бедненьких сироток-беднЯжечек -
убрать в более тёпленькое место - за 5 = ПЯТЬ годочков лежАния!
       ............

    2.  А 11 лет спустя - почти ТО же - МЫ - в почти ТОЙ же компАние
(я + мАМа моя) видели в апреле 1959-го - в "5 км к западу от окраины городка
Судак в Крыму - по дороге в посёлок Новый Свет (за "1 км не доходя до ЕГО
ДИВной БУХТы ДИВными скАлами и ВИДами):
   как-раз под почти отвесными скалами горЫ СОКол ("800 м высотЫ) -
на откОсе дорОги к прибОйной полОске моря - безпорядочно валялись:
искорёженные взрЫвами большущие железЯки
и десятки - если не СОТни снарядов того же калибра около 120-150 мм!
 И НЕкому было ИХ бедненьких сироток-беднЯжечек -
убрать в более уЮтненькое место - за 15 = ПЯТЬНАДЦать годочков
лежАния - лежАния возле самой дорОги!
      А ныне - почти ТО ЖЕ -
      по нынешнему "НОВОМУ Донбассу" = "НОВОЙ РОССие"...
             Владимир Крыленко: Донецк 7 января 2007 - 25 февраля 2015