36. Анатолий Джугаш Свой среди чужих повесть

Джугаш
                (Продолжение.Начало в №1-35)

    -Ну,что же было дальше?-спросил Иоганна Вебера контрразведчик СМЕРШа,когда они вышли из кабинета начальника Центрального Штаба партизанского движения Петра Пантелеймоновича Пономаренко и присели  на некоторое время в его кабинете,чтобы перекурить,обменяться мыслями и словами,чтобы потом спокойно уже пройтись по столице,которая сейчас готовилась к военному параду.
   -Это была моя почти последняя боевая операция.Для следующих просто не было уже времени.К тому же немцы,гестапо уже основательно зацепились за меня.
   -Ну,а с Генрихом Боде вы все-таки встретились снова?
   -Конечно.Спустя время,как я расстался с партизанами Каменева,с пленным штурмбаннфюрером,Генрих позвонил мне на службу в отдел связи 124 пехотной дивизии.Как и в прежние времена,он до приторности любезным голосом назначил мне встречу.Но то ли мне тогда было некогда,было много работы по моей службе на великий рейх,или я все-таки не имел великого желания встречаться с ним после того,как узнал про него много мерзостей,идти на это свидание с ним просто не хотелось.Идти на свидание не хотелось.Правда я пообещал ему встречу.А потом об этом забыл.Но не прошло и двух дней после его телефонного звонка,как однажды,проходя по улице,я был остановлен Генрихом.Оберштурмфюрер ехал на машине куда то по своим делам,так объяснил мне Генрих,ноя почему то этой его искренности  не поверил.Глаза его бегали от моего взгляда.И в этот момент мне показалось,что эта встреча со мной у него была не случайной,что он следил за мной.
   -Иоганн,-все таки,заставив свое лицо расплыться в улыбке,воскликнул он.-Вот так встреча!А я еду в твою строну.Так что садись,подвезу.
   Не мог же я отказаться от его приглашения.Какой бы я был после этого его друг?Пришлось занять место в его машине рядом,тем более уходить срочно из города,от его опеки не было еще смысла,а сделать сейчас это,да еще среди белого дня,причем с шумом и выстрелами,было бы абсурдом.Немцев было столько в Минске,что мне не дали бы уйти далеко.Потом я еще не имел веских доказательств для своего побега.
   По дороге Генрих сказал мне.
   -Иоганн,мы только на минуточку заскочим ко мне на службу.Мне нужно закончить там кое-какие дела,а потом мы махнем к тебе выпить бокал доброго вина...Надеюсь,ты не откажешь в этом старому приятелю и другу?
   -Глупости,Генрих.Старый друг всегда лучше двух новых,-радушно ответил я ему.
   -Ну что же,колоссально.Я нисколько не сомневался в твоей преданности ко мне,-добавил он многозначительно.
   Его машина подскочила к зданию гестапо.Не успела она до конца остановить свой стремительный бег,как оберштурмфюрер резко повернувшись,добавил остро глядя в мои глаза.
   -Черт побери,Иоганн.А что ты тут будешь сидеть один,да еще и в духоте? Я могу где-то подзадержаться.Будет,наверное,лучше,если ты пойдешь мейчас со мной.В этом шикарном здании,где мой кабинет и место службы,такие толстые стены,что их не пробивает даже июньская жара.Там тебе будет удобнее,чем просто сидеть в моей машине.Тем более,сколько мы знаем друг друга,то чаще всего встречаемся где-то на стороне,а вот удосужиться до того,чтобы показать каждому свое рабочее место для этого не хватало у нас с тобой ума.Считай,что я первый исправляю эту ошибку.
   И он открыл дверцу машины,приглашая меня этим к выходу.
   -Так что за тобой за такой сюрприз и мою смекалку с тебя лишний глоток вина,Иоганн,-сказал он мне.
   -Не возражаю,Генрих.
   Я понял,что мне сейчас не отвязаться от его настойчивости.Что вся затея с поездкой,для Генриха предлог,затащить добровольно меня в свой отдел.Конечно,будь у него веские для этого основания,он не рассыпался бы в таких любезностях.Его шутливая просьба означала-приказ и я последовал за ним в здание гестапо.
   Вместо нескольких минут разговора,мы задержались здесь надолго.Как бы между прочим,но Генрих расспрашивал в этот день меня о многом,но делал это с дружеским участием.И уже перед самым нашим уходом из его кабинета,из этого зловещего здания,он спросил о том,что его,кажется,занимало все последнее время.Он попросил меня еще раз рассказать о том,как мы с ним первый раз встретились и познакомились.Сказал,что ему тогда еще понравилась во мне такая черта,как верность дружбе.
   -Ведь представь себе,Иоганн,-сказал он мне,не у каждого найдется желание за сотни километров уехать в сторону от места своей будущей службы и только для того,чтобы выполнить просьбу своего товарища,его отца отвезти посылку в подарок.Помнишь,Иоганн,ты рассказывал мне об этом под Смоленском,в октябре 1942 года?
   -Помню,Генрих.А как же не помнить?Ведь с Напалеона Бонапарта,которым не прочь было побаловаться и Паулю Кригеру,которому я доставил,этим коньяком привет с родной стороны,но и нам с тобой.Чем мы хуже этого папенького сынка,ведь правильно,Генрих?
   -Колоссально,Иоганн,-глухо расхохотался Боде в ответ.Офицеры великого рейха в своих желаниях схожи между собой,как яйца в день Христа.У нас нет с тобой папы винодела,как у Кригера,но мы любим вино,которое делает нас настоящими мужчинами,действительно не хуже,чем этот приславутый Пвуль Кригер,которому ты тогда вез посылку от отца,который,кажется,как ты рассказывал,был...
   -286 охранной дивизии,-подсказал я ему,когда он сделал глубокую паузу,чтобы вспомнить то,что было ему уже известно,так как об этом случае мы вспоминали с ним не раз уже во время наших встреч с Генрихом.
   Дальше,задав еще несколько незначащих уже вопросов,на которые я ответил так же дословно и приветливо,как и на предыдущие.Их было уже так много,что  в конце -концов я спросил все же у Генриха.
   -Не кажется ли тебе,дружище,что у тебя какие-то неполадки по службе,что ты из-за них подозреваешь даже меня?
   -Да нет,Иоганн,-машинально прошептал он.-Просто я за последнее время устал.И вот теперь на всем сказывается моя раздражительность и усталость.Ну да покончим с этим,-похлопывая по плечу меня,проговорил он.-Нам пора ехать...
   Мне,кажется,он не зря спросил тогда про Пауля Кригера.И как я узнал позднее,не ошибся в этом.Генрих разыскал офицера по имени Карл Кригер.Тот ответил ему положительно на его вопрос,была ли у него встреча в жизни с обер-лейтенантом Иоганном Вебером.А далее по этой цепочки он стал добираться и до меня.Служба пеленгации радиоперехвата доложила ему,что русский радист работал в эфире в период времени,когда я был на своем дежурстве в дивизии.Ведь именно в это время была передана моя и Центра  радиограммы из пункта связи 87 пехотной дивизии.Мне тогда удалось на время сбить Генриха со следа,подставив начальника отдела связи этой дивизии Вилли Фридлендера,затем организовав исчезновение другого радиста Арона Мюллера.А ведь Вилли Фридлендер мог рассказать на допросе откуда у него появился  в отделе радист Арон Мюллер,по какой причине он бы переведен из 124 пехотной дивизии из отдела обер-лейтенанта Вебера в отдел связи 87 пехотной дивизии,кто из офицеров помогал ему в этом переводе?Не знаю,догадалось ли гестапо до сути в этом поиске фактов,не берусь судить точно.Но они знали тогда уже о моей дружеской связи с офицером Вилли Фридлендером,а эти связи были не только служебные ,а еще чисто приятельские.
  А фактов и догадок у Генриха,гестапо уже хватало.Это и похищение полковника Эрнеста Шнейдера,оперативной карты по осуществлению большой карательной операции против партизан,взрыв товарных эшелонов на станции Минск.Еще были эсэсовцы,которые видели меня и мою боевую группу в особняке,где был утащен штурмбаннфюрер Хельмут Крайдель.Гестаповца искали участников ликвидации палача белорусского народа,генерального комиссара, гауляйтера Белоруссии Вильгельма фон Кубе.Его подорвали миной.Сделала это Елена Мазаник со своими подругами Марией Осиповой и Надеждой Троян..Мину ей доставил Игнат Чирко.Мину Чирко принес на станцию это я.Все эти факты,если их связать прочно и воедино говорили о том,что во всех этих операциях фигурирует,руководит человек в чине обер-лейтенанта,у которого мундир и пагоны офицера связи.Все приметы могли сопоставить и соединить воедино.Вполне возможно,что в ту последнюю  со мной встречу,Генрих уже знал многое по делу о неуловимом русском радисте,о подозрительном немецком обер-лейтенанте,связисте.Но,видимо,он еще не мог согласиться  с тем фактом,что этим неуловимым офицером мог быть его друг Иоганн Вебер,которого он знал достаточно много времени.Генрих не мог себя обвинить в том,что он ошибался в чем-то.Это было превыше таких дум о своей персоне.Кроме того у него по службе было уже достаточно провалов,об этом говорил и его чин оберштурмфюрера,который так и не был повышен за последние годы военного времени.А,если руководство гестапо еще уличит его в пособничестве тому же Иоганну Веберу,окажись тот русским разведчиком?Нет,тут надо было действовать осторожно.Он собирал сведения об обер-лейтенанте Иоганне Вебере скрупулезно.Начал досье,сбор сведений,вероятно, еще с моего появления в пассажирском поезде под Смоленском. Оберштурмфюрер Генрих Боде не зря в нашу последнюю с ним встречу задал мне вопрос о Пауле Кригере.Его еще раз заинтересовал факт,который ему был непонятен.
   Ведь действительно,чем можно было объяснить тогда в 194 году мою длительную поездку в Смоленск из госпиталя.В чем же его преданность рейху? В том,что Вебер в трудное военное время 1942 года из-за чемодана вина,который ему передали как посылку,сразу из госпиталя едет не в свою часть,где идут бои с русскими,а направляется с этим чемоданом к неизвестному даже ему Паулю Кригеру.Кто же такой на самом деле Пауль Кригер,который оказался для Иоганна Вебера выше интересов великой Германии?
   Итак,Генрих разыскал Кригера.Тот оказался действительно офицером и подтвердил о своей встрече ,именно при таких обстоятельствах,как об этом рассказывал Вебер.Видимо Генрих на какой-то момент успокоился после разговора с Кригером. Или нет?Во всяком случае он продолжал быть любезным со мной,оставался менее любопытным к моей биографии.Но однажды его терпение лопнуло.Очередная сводка событий прошедшая по справкам гестапо сообщила,что в  286 охранной дивизии пойман русский разведчик.Им оказался...Пауль Кригер.Генрих схватился за голову.Если офицер Кригер-русский,то кто же тогда на самом деле Иоганн Вебер?Оберштурмфюрер Генрих Боде приказал немедленно доставить к нему обер-лейтенанта Иоганна Вебера.


   -Но Вебер был от него,наверное,уже далеко?-усмехаясь,спросил у старшего лейтенанта Ивана  Утробина,военный контрразведчик.
   -Да нет,товарищ майор.Совсем недалеко.Просто Генриху помешали стремительные события на фронте.Наши войска уже вовсю громили минскую группировку.Наступление армий Белорусских фронтов,поддерживаемых с воздуха были настолько активными,что любой немецкий заслон,который в панике выставляли они,рассыпался как карточный домик.Разлетелась в прах и моя 124 пехотная дивизия,вместе с любезным командиром бароном фон Дитрихом.В какой-то мере это была заслуга и моя Вебера-Утробина,партизанского полка Каменева,дорогих мне минских подпольщиков.Помните,товарищ майор,я начал свой рассказ с того момента,как я с со своим денщиком Гансом и автоматчиком побежал исправлять разрыв кабеля телефонной связи?Откровенно говоря,я не думал тогда еще о том,что будет дальше-вернусь в свою немецкую 124 пехотную дивизию или сбегу к нашим,хотя легче было дождаться своих в Минске.Как бы там не было на всякий случай перед тем,как заснуть,вечером во время своего последнего дежурства во славу рейха я,я заложил в аккумуляторной дивизионной радиостанции две противотанковые мины...
   Как видите,товарищ майор,обратная встреча с оберштурмфюрером уже не состоялась.Помещали ваши ребята...
   Глаза Утробина блеснули при этом молодо.И было необычным это явление-видеть такими их на фоне  седых волос на голове,контрастность которых подчеркивала белизна госпитальных бинтов.
   -Ну и ну,-весело расхохотался майор из СМЕРШа,-как говорится,товарищ старший лейтенант,в народе:своя своих не познаша!
   -Выходит ,что так,товарищ майор,-откликнулся Иван Утробин.-Где им вашим фронтовым разведчикам вместе с их командиром Петром Скалыгой было узнать в полумертвом обер-лейтенанте Иоганне Вебере старшего лейтенанта Ивана Утробина,которого они никогда не видели до этой проклятой войны в мирной жизни...
   А за окном,вторя их здоровому,молодецкому хохоту,сотрясая стены госпитального корпуса,шли свежие войска на Запад,тесня своей мощной стеной гитлеровцев дальше от Белоруссии в Прибалтику.
   До дня взятия рейхстага,Победы в этой войне оставалось еще 425 тяжелых и кровавых дней!
   
   
   
 


                КОНЕЦ