Ремонт палубного компрессора

Михаил Бортников
Спустя 3 месяца после вьетнамского рейса, я вернулся на "Солнечногорск" уже ремонтным механиком. Была тогда такая должность. Ветераны говорили мне, что когда-то раньше в штатном расписании уже существовали ремонтные, но их зарплата тогда соответствовала заработкам второго механика. Понятно, что многие опытные профессионалы с удовольствием соглашались не вахту стоять, а работать в нормальное  рабочее время. Выгода от такой работы и от таких специалистов была очевидна.

От меня же, как от ремонтного механика, пользы было тогда, как с козла молока. Самостоятельно я не мог отремонтировать даже смеситель в ванной, не говоря уже о более сложных конструкциях. Единственным моим достоинством был новенький рабочий диплом механика третьего разряда и кое-какой практический опыт участия в периодических моточистках вспомогательных дизель-генераторов и главного двигателя.

Первой самостоятельной работой для меня стал ремонт палубного компрессора, агрегата, который должен был обеспечивать необходимый для палубных работ сжатый воздух. На выходе из компрессора давление рабочего воздуха должно составлять пять атмосфер. Наш же компрессор поизносился, воздуха не хватало даже на краско-пульт, не говоря уже о пневматических шарошках и прочей технике.

Получив в помощь выпускника средней мореходки, Колю Евтушенко, я пошел на палубу осмотреть объект ремонта. Компрессор был почему-то крепко привязан к борту судна.

 - Молодец боцман, подстраховался! – подумал я,- за борт при качке не улетит.

Развязав крепления агрегата, мы с Евтушенко решили проверить компрессор в работе. Оказалось, что для установки веревочного крепления была и другая причина. После включения компрессор запрыгал по палубе, как молодой козлик, радующийся жизни. Консилиум решил, что виной тому является неуравновешенный маховик. Мы стащили его съемником, и понесли в мастерскую.

Получалось, что часть работы будет выполнена силами опытнейшего токаря.
Вторую, и главную часть ремонта спихнуть было не на кого. Посовещавшись, мы решили, что компрессор – такая же поршневая машина, как и двигатели, которые мы уже повидали разобранными, только проще и меньше по размеру. Запасные поршневые кольца мне выдал четвертый механик.

Мы быстро разобрали клапана, сняли головки цилиндров, вытащили поршни. Чистить детали компрессора оказалось гораздо легче, чем аналогичные части дизелей. В двадцать раз меньше по размеру, и не такие грязные, детали быстро чистились, отмывались и готовились к сборке. Свежий морской ветерок и ласковое солнышко помогали почувствовать удовольствие от хорошо сделанной работы.
 
Часам к четырем компрессор был собран с новенькими поршневыми кольцами и клапанами. Токарь помог установить отбалансированный маховик на вал, мы залили масло в картер и включили наш, уже ставший родным, агрегат. Теперь он не прыгал и не скакал, а гордо стоял, как вкопанный у наших ног и плавно вращался, мы ликовали.

Боцман, однако, был недоволен:
- Да он еще хуже качает, чем раньше,- злобно заявил дракон.
- Быть такого не может, - возразил я, - ему положено по паспорту выдавать пять килограмм, и он их выдает.
 
Боцман поднес ладонь к выходной струе: - Тут и трех атмосфер не будет.
- Нет, пять!- настаивал я.

- Ну так установи манометр, и увидим, -предложил боцман. Манометра на компрессоре не было, а место для него было. Николай быстро сбега в кладовую. Через десять минут компрессор вновь работал и показывал чуть меньше... двух атмосфер.
- А я что говорил, - заорал дракон,- понабирали тут пацанов.

Он долго разорялся, сначала на палубе, потом в кают-компании, где жаловался на меня старпому и деду. Мне на глаза им попадаться не хотелось. Было уже время ужина.

Рабочий день закончился, но после ужина мы собрались с Евтушенко на баке.

- Слушай, Коля! -сказал я, мы все сделали правильно. Не может он не качать. Наверное, ты принес неисправный манометр.
- Да я в коробке взял. Он новенький, с иголочки.
- Ну-ка принеси другой.
Коля неохотно поплелся в машину, а я включил компрессор и с удовольствием прислушивался к стуку новеньких клапанов.

Давление к Колиному возвращению немного поднялось. Я решил затащить агрегат в незаметное место на баке и погонять его часок.

Но через час меня кто-то позвал, потом на палубе стало темно, и компрессор остался  в работе до утра. Наутро мы побежали на бак. На манометре было ровно шесть атмосфер.

- Обкатка закончена,- важно объявил я дракону,- принимайте работу!