Забытая Симфония

Ольга Луценко
А слыхали ли вы когда-нибудь про Школу Волшебных Музыкантов? Неужели, не слыхали? Никогда и ничего? Ну, как же! Ведь все события в Мире происходят под аккомпанемент выпускников этой Школы. Люди и не замечают, как слышат песенку Барабанщиков – и тогда у всех с утра прекрасное настроение. А есть еще трель Вдохновения – она рождает самые красивые вещи на свете! Мосты и дивные зАмки, картины и скульптуры, песни и танцы. Но самая прекрасная из всего, что умеют воспроизвести Волшебные Музыканты – это симфония Любви. Когда она звучит, то повсюду, во всех Королевствах, во всех Царствах-Государствах, без исключения, наступают гармония и понимание.

К сожалению, симфония Любви слишком долго не звучала в нашем Мире. А все потому, что выпускники Волшебной Музыкальной Школы для своих дипломных работ выбирали совсем другие, более популярные вещи: танец Пушечной канонады, Песню бесконечной печали, увертюру Раздора… Изо всего этого складывается, пронизывающий насквозь, Гимн Противостояния. А симфония Любви исчезла, как исчезают вдруг старые воспоминания. Кто только ни пробовал коснуться заветной мелодии! И Маги, и Волшебники, и даже настоящие Чародеи! Напрасно. Казалось бы, и ноты есть, и инструменты, и музыкантов в избытке, а не звучит симфония, не хватает в ней чего-то, а чего – никто не знает…

Но воспоминания – великая вещь, она порой способна творить чудеса!

Школа Волшебных Музыкантов по-прежнему существовала, несмотря ни на что.  Иначе, как бы существовал весь наш Мир? И каждые 10 лет из разных концов всех Земель приезжают туда юные волшебники, желающие стать великими музыкантами, чтобы аккомпанировать всем событиям, происходящим в разных концах планеты.

Директор Школы, строгий маэстро Филидор, седой, сухощавый старик, непреклонный и очень жесткий. Он один отбирает двенадцать человек среди тысяч желающих учиться в Школе. У Филидора абсолютный музыкальный слух, не допускающий ни малейшей фальши. Говорят, нет музыкального инструмента, на котором маэстро Филидор не мог бы играть. Скрипка в его руках поет дивным голосом, с клавишей рояля, которых касаются его сухие узловатые пальцы, льется самая прекрасная музыка на свете.

- Вы так строги, коллега, - говорили Филидору учителя Музыки. – Вы совсем изнуряеете юных музыкантов. Чего Вы ждете от них?

- Я жду того самого, одного-единственного ученика, который бы одинаково легко мог понимать и флейту, и барабан, и рояль, - говорил строгий директор Школы. – Только он один сможет постичь Тайну Музыки.
… Ней переступил порог Школы уже после того, когда Филидор выбрал двенадцать учеников на ближайшее десятилетие.

- Чего тебе? – скрежещущий голос дворецкого отдавал холодной неприязнью. – Набор закончен. Тебе не повезло.

«Не повезло» означало, что Ней уже никогда не попадет в Школу Волшебных Музыкантов, потому что в ближайшие десять лет набора не будет.

- Мне нужен маэстро Филидор, - голос мальчика был спокойным, но уверенным.

- Как ты смеешь диктовать здесь свои правила?! Кто ты такой?

- Меня зовут Ней. Я прибыл из далеких Северных Земель, куда не ходят почтовые кареты. И я очень хотел бы видеть маэстро Филидора.

Дворецкий собирался было выставить юного наглеца за дверь, но на шум из кабинета вышел высокий седой старик, с тяжелым резным посохом в руке.

- Маэстро Филидор, - дворецкий почтительно поклонился.

- Ну? – старик с негодованием взглянул на возмутителя спокойствия. – Чего ты хочешь от маэстро Филидора?

- Я прошу выслушать меня и зачислить учеником в Вашу Школу.

- Откуда ты такой дерзкий взялся? – возмутился Филидор. – Ты знаешь, что экзамены уже закончились? А это значит, что ты опоздал!

- В тех краях, откуда я родом, старики говорят – «Не бойся медлить, бойся останавливаться».
Филидор уже с любопытством взглянул на мальчика: маленький, худенький, с почти бесцветными волосами и оттопыренными ушами – он не вызывал никаких впечатлений, его лицо не запоминалось. Запоминался только голос – спокойный и уверенный. И этот голос дарил надежду.

- Что ж, - старый Волшебник вдруг задумался. – Все двенадцать комнат уже заняты… Эй! Дворецкий! Освободи ему чулан под лестницей!

- Вы даже не станете меня слушать? – тут уже удивился мальчик.

- Нет. Ты проделал долгий путь, идя к своей цели, и опоздал на экзамен. Так?
Ней кивнул.

 - На моей родине старики говорят:  Если в конце своего пути ты споткнулся и упал, это еще не значит, что ты шел не туда. Первое занятие завтра в восемь. Не опаздывай.


*****
В классе все оказалось рассчитано на двенадцать ученических мест. Когда все расселись по своим местам, Ней остался стоять у двери.

- Это кто? – хмыкнул долговязый парнишка с виолончелью. – Ты здесь убираешь?

- Я здесь учусь, - как всегда невозмутимо ответил Ней.

- Учится он! – хихикнул конопатый увалень из-за рояля. – Что-то не видать у тебя никакого инструмента!

- И на экзаменах тебя не было! – пискнула единственная девочка в классе.- А место твое где?

- За дверью! – поддакнул долговязый.

Дверь отворилась, и в класс вошел маэстро Филидор. Он строго окинул взглядом притихших учеников, потом повернулся к Нею:

- У тебя будет место, а пока садись за мой стол.

Ней послушно прошел через весь класс и сел в огромное, обитое темно-зеленым бархатом, кресло. Учительский стол тоже был огромен, от чего Ней казался совсем маленьким. Одноклассники с завистью глядели на ученика, который, даже не сдавая экзамены, сидел на месте самого маэстро.

- Ну-с, давайте погладим, кто на каком инструменте будет сегодня играть? – Филидор оперся на свой посох. – Так – скрипки, виолончель, рояль, труба, губная гармошка… Уже неплохо. Арфа, барабан… А это?

- Янцинь! – раскосый мальчишка улыбнулся. – Вот молоточки!

- Это хорошо, - кивнул старый волшебник и повернулся к Нею. – А ты с чем пришел? На каком инструменте ты умеешь играть?

- На всех, - Ней встал из-за стола.

Филидор побледнел:
- На всех? В нашей Школе учат играть на многих инструментах, но чтобы на всех? Если ты врешь, я немедленно выдворю тебя отсюда! А если нет… Тогда это надежда… Ну-ка, дайте ему инструменты!

Первой Ней взял в руки скрипку. Едва смычок коснулся струн, как нежная, прекрасная мелодия полилась чистой рекой, наполняя стены Школы и растекаясь повсюду вокруг нее.

- Ну-ка! Возьми арфу! На ней сможешь играть?

- А труба? Барабан?
 Но какие инструменты ни попадали в руки юного волшебника, они вмиг оживали, а с ними оживала и дивная музыка.  Только у раскосого мальчика из Восточных земель Ней остановился:

- Я не знаю, как играть на твоем инструменте, я никогда не видел его раньше… Ты можешь мне показать, как на нем играют, тогда и  я, наверное, смогу?

- Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься, - мальчик коснулся маленькими молоточками тонких струн. – Смотри!

Ней внимательно следил за руками одноклассника, а потом уверенно взял в руки инструмент с непонятным названием янцинь, и сыграл так, как будто всю жизнь только этим и занимался.

- Ты удивил меня, ученик Ней, - Филидор заглянул в светло-серые глаза, чистые, словно талая вода. – Учись и стань лучшим. Придет время, и цветы распустятся сами.


*****
Долгих семь лет Ней с одноклассниками учился искусству волшебной музыки, что могла изменить целый Мир вокруг, тщательно шлифуя свое мастерство.

В крохотной каморке под лестницей, где жил Ней, было тесно. Там помещалась только узенькая кровать, небольшой комод и огромное зеркало на стене. Зеркало было старинное, в кованой оправе в виде сплетенных виноградных листьев. Когда Ней смотрел в него, ему почему-то казалось, что кто-то очень внимательно за ним наблюдает.

В тот вечер Ней вернулся уставшим и сразу после ужина лег спать. А когда в доме стало тихо, и погасли последние свечи, Нею снова показалось, что кто-то на него пристально смотрит. Осторожно приоткрыв глаза, он увидел легкую тень в зеркале.

Сквозь сизое стекло на Нея смотрел мальчик, примерно его же лет. Он был почти прозрачным и слегка мерцал в темноте. У мальчика был живой, любопытный взгляд.
Сон тот час же улетучился, и Ней сел на кровати:

- Ты кто?
- Меня зовут Фил, - голос звучал, словно прикасался, легко, как дыхание. – Ты не бойся. Я тоже когда-то жил в этой каморке.

- Жил? А сейчас? Тебя нет? Ты,..- Ней смутился. – Ты умер?

- Умер? Нет! – мерцающий Фил засмеялся. – Что ты! Просто сейчас я здесь не живу. Я, как бы это сказать? Я – воспоминание. У зеркал тоже есть своя память. Я жил здесь очень давно, много лет тому назад. И я тоже был учеником Школы Волшебных Музыкантов.

- Вот это да! – Ней окончательно проснулся. – А сейчас? Кем ты стал теперь?

- Не знаю, зеркало не помнит меня взрослым.

- А почему я не видел тебя раньше?

- Потому, что я не выходил за пределы памяти зеркала. Тебя ведь зовут Ней? Так?

Ней кивнул.

- Мое время здесь – только это зеркало. А мне хочется сделать что-то большое и нужное. Раньше у меня было такое дело. Я хотел сыграть Забытую Симфонию…

- Это какую?

- Симфонию Любви. Но у меня не получилось…

- Не получилось? – Ней сел у самого зеркала. – Почему? Расскажи!

- Хорошо. Я расскажу. Ты не думай, что я трус. Если не смог я, может быть, сможешь ты. Я очень хочу, чтобы в нашем Мире звучала симфония Любви.

И Фил, пристроившись на самом краю комода, прислонился спиной к зеркалу, начал свой рассказ:

- Когда-то, давным-давно,  в нашем Мире берегли симфонию Любви, поэтому все жили в счастье и согласии. Пели песни, ездили в гости, сажали цветы, растили детей и радовались каждому дню. В Мире царили гармония и взаимопонимание. Каждую весну Музыканты со всех Земель собирались в этом городе и исполняли прекрасную симфонию, а все слушали и радовались.  Но вот однажды в Школе Волшебных Музыкантов появился Черный Волшебник из далеких, никому не известных Земель. Он стал говорить пианистам, что скрипачи не дают звучать роялю в полную силу, а скрипачам – что барабанщики разрывают скрипичную трель барабанной дробью. Все Волшебные Музыканты перессорились, а Черный Волшебник стал говорить, что играть старую музыку уже не модно, надо идти в ногу со временем. Но Волшебные Музыканты не понимали, что это значит – идти в ногу со временем. Тогда Черный Волшебник принес им свои ноты. За такую музыку платили много денег, но гармония в ней исчезла. Каждый стал сам по себе…

Фил тяжело вздохнул и замолчал.

- А дальше? – отчаянно воскликнул Ней. – Что же дальше? Как же симфония Любви? Почему Музыканты не хотят ее играть?

- Хотят, но не могут. В каждой из Земель есть часть нот Забытой Симфонии, но Черный Волшебник внимательно следит за тем, чтобы они не были собраны вместе.

- Неужели до сих пор никто не пробовал это сделать? – Ней видел свое отражение сквозь прозрачного Фила в зеркале.

- Собрать все ноты и сыграть симфонию Любви сможет лишь тот Музыкант, который одинаково хорошо понимает и барабан, и скрипку. Ну,и  все остальное тоже. Я был таким Музыкантом много лет назад. Я пришел в Школу, уже умея играть на всех инструментах. Мы все тогда очень хотели, чтобы симфония Любви зазвучала в нашем Мире. Мы собрали ноты всех Земель, мы долго репетировали, но когда настал день выпускных экзаменов, у нас ничего не получилось – все играли вразнобой, а потом и вовсе перессорились… А вечером приехал Черный Волшебник и раздал нам совсем другие ноты. И все стали играть по его нотам…

После долгого молчания Фил продолжил:
- К сожалению, я не знаю, что нужно сделать, чтобы Забытая Симфония снова звучала в нашем Мире. Я даже не знаю, кем я стал, зеркало не помнит этого. Оно помнит только мое поражение… Вот я и подумал, может быть, ты найдешь правильное решение?... Если я – воспоминание, то ты – настоящий! Ты ведь тоже, как и я, с самого начала  умеешь играть на всех музыкальных инструментах, Ней? Верно?

- Да, - Ней кивнул. – Но разве это что-то меняет?

- Что-то, наверное,  меняет! – прозрачно-серебристый Фил, словно облако, выплыл из зеркальной поверхности. – Это значит, что ты можешь одинаково слышать и чувствовать всех Музыкантов в оркестре!

- А где найти ноты этой самой Забытой Симфонии?

- Каждый из нас хранит в своем сердце музыку своей родины, Ней. Твоя задача – собрать ее в Симфонию Любви, – Фил улыбнулся. – И чтобы каждый не только играл, но и слушал! Пожалуйста, будь сильнее, чем был когда-то я!


*****
Целых три года Ней потратил на то, чтобы по крупицам собрать всю музыку, что звучала в разных концах всего Волшебного Мира. Каждый из Волшебных Музыкантов очень хотел помочь ему и сыграть Симфонию Любви.

Но что-то не получалось – не было гармонии и согласия в той игре. Музыканты сбивались с ритма, перебивали друг друга. Близился день выпускного экзамена. Ней в отчаянии подошел к зеркалу:

- Фил! Слышишь, Фил? Что-то не так, что-то не получается! Завтра из Дальних Земель приезжает Черный Волшебник!

- Да, - глаза Фила были грустными. – Это самое трудное…

- Понимаешь, когда каждый из нас играет музыку своей родины – это звучит прекрасно, - Ней опустил голову. – Но когда мы начинаем играть вместе, получается вовсе не симфония, а чудовищная какофония и визг!

- Я думал, ты разгадаешь загадку, - и без того прозрачные очертания Фила, стали совсем блеклыми. – Но я больше ничего не знаю… Я ведь только воспоминания старого зеркала…

Дверь вдруг протяжно скрипнула, и в каморку протиснулся сам маэстро Филидор. Он внимательно посмотрел в зеркало:

- Здравствуй. Не думал, что ты еще здесь. А ты совсем не изменился, - старик улыбнулся.

- Кто Вы? Я не помню Вас! – Фил испуганно попятился.

- Зато я тебя помню и скучаю по тебе, - директор Школы устало присел на уголок кровати. - Я – тот, кто знает тайну Забытой Симфонии. Я – тот, кем ты стал, когда вырос.

- Маэстро Филидор! – удивленно воскликнул Ней. – Значит, это Вы когда-то были тринадцатым учеником? И значит, это Вас помнит старое Зеркало?

- Слушай меня, малыш Ней, - Филидор улыбался одними глазами. – Симфонию Любви надо играть с Любовью! С любовью ко всем, играть так, как восходит солнце! Но не вразнобой, а всем вместе, слушая и поддерживая друг друга. Тогда в нашем Мире снова наступит гармония и понимание.

Ней оглянулся на Зеркало: Фила там не было.

- Теперь старое Зеркало запомнит тебя, Ней. Твоя задача трудна, ты не имеешь права на ошибку, иначе – снова настанут долгие годы забвения… И без волшебной палочки тут не обойтись, - маэстро Филидор протянул Нею тонкую палочку золотистого цвета. – Помни – не так важно, насколько высоко умение Музыкантов в оркестре, гораздо важнее, кто в нем дирижер!



*****
… Черный Волшебник раздал выпускникам нотные листки и уселся в кресло с уверенностью победителя. Маэстро Филидор сухо кивнул и сел рядом.
Выпускники Школы Волшебных Музыкантов заняли свои места на сцене, все двенадцать человек. Черный Волшебник удовлетворенно хмыкнул.

Но тут на сцену вышел тринадцатый ученик – неприметный, худенький, но очень уверенный. Он поклонился комиссии и встал спиной к залу. У него не было никакого музыкального инструмента. Черный Волшебник занервничал.

Тонкая и яркая, как солнечный луч, волшебная палочка взмыла вверх.

«Играть, как восходит Солнце!» – Ней взмахнул палочкой, и зазвучала песня Восточных земель. Вместе с удивительным инструментом янцинь ее подхватили скрипки и флейты – и поднялось над Миром огромное красное Солнце! Следом быстрыми ручьями полилась мелодия Горного Королевства, открывая восходящему солнцу снежные вершины. Белые снега Северных Земель переливались драгоценными алмазами, рассыпаясь по клавишам рояля. И Южные, и Западные Земли подхватывали забытую Симфонию Любви, лишь только волшебная палочка кивала в их сторону. И рассыпались, разлетелись повсюду ноты Увертюры Раздора, исчезла вдруг Дробь Пушечной канонады, в молчаливом бессилии умолкла Песня Бесконечной Печали, и канул в лета Гимн Противостояния.

… Исчез, словно растаял, Черный Волшебник, и только бесконечно прекрасная музыка растекалась над Миром, храня в себе воспоминания о самом прекрасном и чудесном, что только возможно вообразить.



Иллюстрация взята из Интернета