Иван да Марья. Глава 20. Неудачное замужество

Валерия Андреева
После победы над Германией вторая мировая война еще не закончилась, и большую часть воинских подразделений перебросили на восток, на войну с Японией. Снова эшелоны с войсками и техникой ехали через всю страну.

Брат Марии Андрей по пути заехал домой и оставил чемоданы с трофейными вещами. Говорят, в Германии жуткое было мародерство, гребли и грабили все, что под руку попадалось, и везли в Россию. Высшее начальство везло вагонами, среднее машинами, а простые солдаты - чемоданами. Андрей привез чемоданы и ящики, битком набитые отрезами костюмного бостона, шевиота, драпа, шелка, крепдешина, сатина и ситца. Он объявил, что собирается жениться, и все эти ткани припас для своей будущей жены. Жадный и практичный, он не брал готовые вещи, чтобы не ошибиться с размером, а награбил тканей.
В чемоданах были припрятаны золотые часы и коронки, и среди них массивный крест-распятие длиной 12 см с выпуклым Иисусом Христом. Скорее всего, это был крест священнослужителя, такой тяжелый и огромный крест простой человек на шее носить не будет. Тело Христа было отчеканено очень изящно: терновый венец, черты лица, даже гвоздики, вбитые в ладони. Андрей был уверен, что он очень ценный, на самом деле он был из мельхиора. В Бога он не верил, в церковь не ходил, понятно, что прихватил он его как ценную серебряную вещь.

Оставляя чемоданы матери, Андрей предупредил, ничего не трогать, мол, приеду, буду искать себе жену:
- Візьму собі жінку молоду, справну, роботящу, щоб крутилася, як чортяка на мотузці!
Уезжая на советско-японскую войну, Андрей уже узнал, что крест ценности не представляет, поэтому отдал его матери. 

После капитуляции Японии в сентябре 1945-го года, он демобилизовался и, вернувшись домой, обнаружил, что мать подарила крест Марии. Почему, он разбираться не стал, скандал был страшный, Мане велел убираться из его дома.
- Це я вам, мати, віддав! Не може бути, щоб ви самі віддали, Маня у вас або вкрала, або видурила! Нехай йде звідсіля, щоб я ії тут ніколи не бачив!

Мария попыталась доказать ему, что в этом доме братья обещали ей с дочкой комнату, когда Иван переписал на них дом.
- Це не я, це Хрисанф обіцяв, йди до нього жити!
Половина Хрисанфа была еще недостроена, он жил в однокомнатной квартире, и опять Мария была вынуждена поселиться у Настушки.
Женился Андрей только через два года, ему исполнилось 39 лет, взял жену моложе на 12 лет. Вера Кузьминична, действительно, была невероятно быстрая, хозяйственная, говорила скороговоркой и при этом закатывала глаза и часто-часто моргала. Очень неприятная привычка, кстати.

С самого освобождения Донбасса от немцев и до сентября 1946-го года Мария работала диспетчером топливно-транспортного отдела «Донэнерго». Трудно было ей и материально, и морально, и таких женщин-вдов после войны были тысячи, они могли рассчитывать только на себя. Зарплата маленькая, немного полегче стало, когда пенсию начали выплачивать.

Однажды Тоня Кутепова еще раз попыталась устроить ее семейную жизнь. Прибежала к ней на работу с серьезным разговором, принесла фотографию демобилизованного капитана. На фото был самоуверенный спокойный мужчина приятной наружности, с орденом Красной Звезды на гимнастерке. Фамилия смешная - Заика.
- Познакомить тебя хочу, - торопилась Тося. - Мать его живет по соседству, в один магазин ходим. В 38-м году Володька соблазнил девчонку, она родила ему сына и при родах умерла. Ребенка из роддома Володькина мать забрала, а он вскоре в армию ушел, потом война началась. Всю войну прошел, ни одного ранения не было, только один раз был контужен серьезно. Рядом снаряд взорвался, его подбросило над землей, потом засыпало. Он хвастается: «Смелого пуля боится, смелого штык не берет!» Сейчас он преподавателем физкультуры работает в мужской средней школе.
Сынок его в этом году в школу пойдет, мать говорит, вот бы Володе жену найти хорошую, добрую, хозяйственную, а для сына строгую маму. Я о тебе подумала, Маша!

Мария подумала с тоской: «Как раз сынок Сашенька бы в этом году в школу пошел! Наверное, это судьба». И согласилась на встречу.
Договорились они с Володей легко и быстро, особого восторга не было, а так - деловой разговор. Зато мать Володи была довольна. Спокойная, вежливая и строгая - именно такая жена, как Мария, нужна была ее сыну. Она надеялась, что Мария удержит его в строгости от частых пьянок и бесчисленных друзей.

Они подали заявление в ЗАГС, и Мария переехала к нему жить. Оказалось, что красавец офицер не только любит выпить, а еще и покуражиться в компании таких же пьяниц. По дороге домой из школы он сначала заходил в винный магазин на рынке, после этого - в винный погребок недалеко от дома. Жили они на 16 линии, а винный погребок был у самой дороги, там, где сейчас газовая заправка. Зная его расписание уроков, мать старалась вроде бы случайно оказаться рядом с ним после работы, чтобы не допустить пьянку, но это мало помогало.

Рядом с винным магазином на рынке был магазин «Сельхозкооперация», куда частники сдавали свою продукцию. Брат Марии, Костя, продавал в этом магазине мясо своего кабанчика и увидел Володю среди пьяниц, он задирался и лез в драку. Возмущению Кости не было предела! Андрей специально ходил посмотреть на «этот цирк», рассказали Хрисанфу. Опять скандал!
- Манька нас всех опозорила! Такого у нас не было! Где она его нашла?!
Мария и Хрисанф в одном здании на разных этажах работали, как встретятся на лестнице, так он ей выговаривает:
- Зачем нам этот позор?
Всего три месяца прожила она с Заикой, его каждодневные пьянки переходили в запои. Мария надеялась, что со временем все наладится, но случай помог ей принять решение.

Однажды вечером она возвращалась с работы, и недалеко от дома услышала ругань и шум. Возле забора стоял сильно пьяный ее муж, ноги не слушались, подкашивались, его шатало в разные стороны, а руками он старался ударить в лицо своего отца, выкрикивал какие-то бредовые слова, матерился. Отец и мать пытались удержать его, отец бубнил, уворачиваясь от его ударов:
- Сынок, пойдем домой, дома меня побьешь, тут стыдно, пойдем, дома побьешь.
Тот все-таки упорно старался достать его и ударить, то утихал, то опять зверел. Мать плакала, хватала его за руки и звала домой. Мария спряталась за трансформаторным киоском и с ужасом наблюдала за этой семейной сценой. Ей стало по-настоящему страшно.

«Зачем мне нужно такое замужество? Правда, позор!» - думала она. Тем временем Володька как-то сник, родители закинули его обмякшие руки себе на плечи и потащили бесчувственное тело сына в дом.
Выждав некоторое время, Мария тоже зашла домой. Мать плакала и говорила, что это результат контузии, стоит Володе немного выпить, и он ничего не помнит. Мария молча собрала вещи и снова ушла к Настеньке.

Уже позже Марии сообщили, что его убили в кабаке по пьянке. Он зашел, как обычно, в винный погребок недалеко от дома, выпил и протянул продавцу новенькую красную хрустящую 30-ти рублевую купюру. Это были большие деньги, так как стакан вина стоил 20 копеек. Подал ее развернутую во всю 20-ти сантиметровую длину, с выкрутасом, шикарным блатным жестом, держа двумя пальцами вытянутой руки за краешек, нагло улыбаясь и не глядя на продавца. Какой-то парень, случайный посетитель, выхватил у него деньги и побежал к выходу.

Зная буйный Володькин характер, никто бы из местных так с ним шутить не стал. А это был чужак, погребок стоял на самой трассе, он надеялся сразу убежать. Володя тут же догнал парня, поднял его высоко над собой, вынес по ступенькам вверх и бросил изо всех сил об землю. С видом победителя вернулся назад и продолжал пить под одобрительный гул своих собутыльников. На выходе из погребка его встретил неожиданный сильнейший удар ножом в живот, его не просто ударили, а распороли пополам. Когда приехала скорая помощь, он лежал в луже крови и держал в руках свои кишки... Через три дня в больнице он скончался.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/26/2129