Семейные хроники продолжение

Марина Григорьева 2
       К 70-летию Великой Победы
                эти публикации - литературная обработка семейной хроники,
                имена, фамилии, места действий, события -  подлинные..


               
                ВАСИЛИЙ

                У моего прапрадеда по линии матери Леопольда Кузьмина было, как водится, три сына: Степан, Федор и Константин.
                Следы истории простых крестьянских семей редко можно найти в  государственных архивах. Им вряд ли отыщется документальное подтверждение, но тот факт, что Леопольд Кузьмин находился  на ссыльном поселении в уездном городе Стерлитамаке вполне допустим. Поскольку, именно с 1864 по 1867 год в город прибывали ссыльные участники Польского восстания 1864 года – эти данные в архивах имеются. А то, что у нашего прапрадеда явно прослеживались польские корни, передавалось из поколения в поколение.Эту историю мы знали с детства.

                В семье Федора – второго сына Леопольда, тоже родилось три сына: Василий, Павел и Вениамин. На долю семьи Федора Леопольдовича выпало столько испытаний и трудностей, что с лихвой хватило бы на десяток семей. Впрочем, горемык, подобных семье Федора, скитавшихся без угла и работы на Руси было не счесть.

                Так сложилось, что у Федора Леопольдовича не было своей крыши над головой, не было и хоть какого-нибудь, земельного надела. А какая у крестьянина жизнь без своего дома, да без земли? Нищенская.
Как существовала семья Федора Леопольдовича с тремя малыми детьми остается только догадываться. Доподлинно известно одно, что после возвращения с войны 1914 года Степан Леопольдович, мой прадед, взял брата с женой и детьми в свой дом, и они долгое время жили все вместе. Мой дед Иван был годом старше Василия, родившегося в 1907 году.
 
                У мальчишек одногодок было немало общих интересов, ребята росли смышленые, резвые, любознательные, но позднее Федор Леопольдович переехал с семьей к другим родственникам.

                Беспросветная нужда, постоянные поиски работы - только бы прокормить семью – все это сильно подорвало здоровье родителей. Осиротели ребята рано. И вся забота о младших легла на плечи Василия Федоровича.
                «Героями не рождаются – ими становятся» - верные слова, только становятся ими не просто так.
                Заложенные с детства упорный характер и принципы, высокое чувство долга и ответственность, не проходят сами по себе, они обязательно проявятся в судьбе человека.

                Судьба Василия тому подтверждение.
            Не окончив среднюю школу, Василий был вынужден задуматься о младших, где взять средства, чтобы, что называется, «поставить братьев на ноги»? В Стерлитамаке в то время было трудно найти работу, и он принимает решение о переезде в  Уфу, где в то время разворачивается строительство Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Немного поработав  бригадиром поезда на станции «Уфа», Василий все же добивается места  на строительстве Крекингзавода, входящего в состав УНПЗ.
 
                Опыт работы на крупном нефтеперерабатывающем заводе сыграл большую роль в его судьбе. И когда группе уфимских нефтепереработчиков было предложено оказать помощь азербайджанским нефтяникам в Баку, Василий в числе других отправился в далекий Азербайджан.

             Война застала Василия в Баку. На фронт он попал уже в начале 1942 года.

                Наверняка, наша семья еще очень долго не узнала бы никаких фактов биографии Василия Федоровича, если бы не заместитель командира 183 танковой бригады, полковник Блохин Гавриил Андреевич.
 
                Гавриил Андреевич вел огромную поисковую работу родственников погибших однополчан.
                Долго разыскивал и родных Василия Федоровича. Только в конце семидесятых ему удалось через краеведческий музей Стерлитамака связаться с племянницей Василия Федоровича В.И.Уткиной (Кузьминой), двоюродной сестрой А.С.Малышевой (Кузьминой) и младшим братом В.Ф.Кузьминым.

            Переписку в основном вела Валентина Ивановна, моя тетушка. И сегодня эти письма полковника Г.А.Блохина хранятся в семейном архиве, как живое подтверждение очевидца,  подвига нашего прадеда Василия Федоровича.
           В 1983 году (в год 40-летия операции по форсированию Днепра и гибели брата) на встречу с однополчанами  на место гибели экипажа танка Василия Федоровича, ездил Вениамин Федорович Кузьмин.
                В 1985 году в год 40-летия Победы в Ржищеве состоялась встреча однополчан, куда были приглашены В.И.Уткина и А.С.Малышева. Несколько раньше, останки погибших в боях танкистов были перезахоронены в братской могиле на берегу Днепра в г.Ржищеве.

          Валентина Ивановна, делясь воспоминаниями о встрече, рассказывала: «Невозможно сравнивать празднование Дня Победы в Киеве, Ржищеве и у нас. Там совершенно иная атмосфера, это действительно праздник «со слезами на глазах», ТАМ ШЛА ВОЙНА! Там каждая выщерблина на старом здании «кричит» болью. Искреннее преклонение перед  ветеранами, перед каждой могилой. Преклонение перед памятью павших.»

          Казалось бы, пишу воспоминания о войне, но, невольно вкрадывается ремарка: куда все это делось сегодня? Что стало с людьми, пережившими ТУ войну, бывшими в пекле этих сражений и как допустила Украина возвращение фашизма на свою землю? У меня нет ответов на эти вопросы, увы…

                Возвращаясь к воспоминаниям Г,А.Блохина. Вот несколько эпизодов, описанных в его письмах:

                «До переброски на форсирование Днепра, наша 183 танковая бригада (10-й танковый корпус, 40-я армия, Воронежский фронт) вела тяжелые бои на Курской дуге. Что такое бои за Курскую дугу теперь знают все. Мы потеряли много людей и боевых единиц техники, но фашисты были разбиты. С начала августа 1943 года бригада вступила в бои на территории Украины. Только за 6-7 августа нам удалось освободить два населенных пункта, разгромив фашистскую танковую дивизию, захватить ее штаб  и множество единиц военной техники, боевых машин, танков, бронетранспортеров.

                8 августа освободили районный центр Тростянец Сумской области и вышли на Зеньков, Олешки. После чего нас отправили на переформирования, чтобы дать отдых бойцам и укрепить батальон новыми силами. 12 сентября (д.Лебедин) наш батальон укрепили остатками части, где воевал В.Ф.Кузьмин.
                Сержант Кузьмин  воевал сначала механиком танка, затем башенным стрелком.  14 сентября мы вышли по направлению к Днепру через населенные пункты Лохвица, Липовая долина, Чернухи (? Не нашла), Пирятин,  Гребенка, к 21 сентября вышли на Переслав-Хмельницкий, а уже 22 сентября -  к Днепру.

                Основная задача была форсировать Днепр и создать плацдарм на правобережье для продвижения наших войск. Боевая машина Василия Федоровича преодолела Днепр в районе хутора Монастырек (ныне г.Ржищев) и надежно закрепилась на правом берегу. Василий, как башенный стрелок со своим экипажем в боях на Днепровском плацдарме уничтожил несколько огневых точек и живой силы врага.
                12 октября 1943 года экипаж танка вел тяжелый бой, наши танки и пехота вклинились в немецкую оборону, рассекли ее, отрезав от командования и подвоза боеприпасов. Немцы отчаянно сражались, чтобы сохранить сообщение и в этот момент по  нашим танкам ударила немецкая артиллерия.
                Танк, где сражался экипаж Василия Федоровича, получил прямое попадание артиллерийским снарядом. Командир танка Сулимов был убит, Василий Федорович тоже, механик-водитель Крылов Н.Н. тяжело ранен. Легкое ранение получил только радист-пулеметчик, он и вытащил весь экипаж из горящей машины.
Весь экипаж танка был представлен к Званию Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина и Медалей Золотая звезда». Двое из них – посмертно, механик-водитель Крылов умер уже после войны. О судьбе радиста-пулеметчика мне ничего не известно».
        Благодаря настойчивости полковника Блохина Г.А., мы узнали о подвиге Василия Федоровича, практически во всех подробностях.
 
              Увы, но неоднократные попытки выяснить его судьбу через запросы в ЦАМО много лет ничего не давали.
             Даже на запросы краеведческого музея Стерлитамака из ЦАМО приходили ответы:  «наградного листа на Кузьмина В.Ф. в Архиве МО нет», а значит, нет и подтверждения за что присвоено столь высокое звание.
             Переписка велась не одно десятилетие (судя по датам на официальных письмах).
             Помогли украинские коллеги-краеведы, не без участия все того же Блохина Г.А.Они прислали подтверждение о награждении Званием Героя Советского Союза нашего родственника и земляка, розыскав-таки копии наградных листов.
               Извиняюсь, но опять просится ремарочка: к счастью тогда мы были единой страной и одинаково чтили героев, отдавших свои жизни в боях за освобождение нашей единой Родины.

               А из Архива МО по-прежнему приходили «отписки» - наградные листы на Кузьмина Василия Федоровича не поступали.  Парадокс? Халатность?

               Сегодня на сайтах Интернета размещены те самые Наградные листы, сканированные с оригиналов. И казалось все встало на свои места…
Только вот осталась какая-то недосказанность, неуспокоенность в душе …
Вырос наш город, изменившись настолько, что передать словами, пожалуй невозможно…
                В честь 60-летия Победы в городе разбит сквер им. Г.К. Жукова, где установлены бюсты всех наших земляков, удостоенных этого высокого звания – Герой Советского Союза. В их числе, одним из первых был поставлен бюст Василию Федоровичу Кузьмину. А конец аллеи памяти венчает «Стена памяти», где высечены имена всех наших горожан, не вернувшихся с той войны.

               В честь Героя Советского Союза Кузьмина В.Ф. названа улица в новом районе города и три переулка.

               Каждый год мы семьей приходим в сквер с букетами красных гвоздик, оставляя часть из них Василию, проходим к Стене памяти. Там, среди тысяч фамилий находим его брата, моего деда, с которым они провели свое «босоногое детство», с которым делили дом и хлеб.

               Он тоже не вернулся с той войны. Он до сих пор считается пропавшим без вести. Основанием так считать стало донесение 56777с-46г. ППС 809. Полевая почтовая станция 809 обслуживала 244 стрелковую дивизию, которая была расформирована, как погибшая в боях на Западном фронте. Документы дивизии на хранение в ЦАМО не поступали.

        Наверное, именно это и не дает успокоиться сердцу. Ведь и о Василии Федоровиче мы многие годы не знали ничего, получали из ЦАМО похожие письма.

         В год 70-летия победы на парад, по уже сложившейся традиции, выйдет самый почетный «бессмертный полк». Портрет своего прапрадеда Ивана Степановича понесет Сашок – внук моей сестры, самый младший из Кузьминых, пройдя через весь проспект Ленина, мы остановимся у Вечного огня, а затем, шествие направится в сквер.

                К бюсту Героя Советского Союза Василия Федоровича Кузьмина Сашок подойдет с портретом Ивана Степановича Кузьмина. Братья, наконец, встретятся!