Роковая женщина Аврора Демидова

Алина Алексеева-Маркезин
Карл Брюллов. "Портрет княгини Авроры Демидовой" (1837)

              Этот портрет заказал Брюллову вскоре после свадьбы в 1836 году Павел Демидов. Брюллов показал в этом портрете человеческую значительность ее натуры, незаурядные качества души, сложность внутреннего мира, подчеркнул, возвел в высшую степень лучшие черты Авроры, которые в дальнейшем полностью подтвердились.

        Молодая женщина спокойно сидит на диванчике золотистого цвета, окруженная сочным вишневым аккордом дорогой драпировки стены и набегающих из сумрака комнаты складок портьеры. Кажется, что вся ее фигура освещена солнцем, а тело светится и дышит, согретое теплом его прикосновений.

       На нежных щеках тает румянец ветреного студеного февраля. Темно-русые волосы, обрамляющие лоб и виски аккуратными прядями, увенчаны модным тюрбаном, искусно свитым из серой и зеленой переливчатых тканей с золотым рисунком, с ниспадающей длинной бахромой. Едва заметная мягкая улыбка, играющая в уголках губ - скорее вежливая и слегка отстраненная, но в глазах таится глубокая печаль…

           Авроре Шернваль в 1824 или 1825 г. посвятил стихотворение Евгений Баратынский, проходивший в то время службу в Финляндии:
Авроре Шернваль

Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»

     Современники называли её "Роковая Аврора."Она пережила немало трагических случаев,преследовавших её всю жизнь.Быть роковой-удел красивых женщин.А называли её так потому,что женихи её и мужья умирали.

          Первым женихом был друг Пушкина Александр Муханов,перед свадьбой он скончался.Потом был ещё один жених,который после помолвки исчез.

   При русском дворе Аврору и Эмилию Шернваль называли «финляндскими звездами», однако по крови они были не финки, а шведки. Их родители — Карл Юхан Шернваль и Ева Густава фон Виллебранд — бедные шведские дворяне, перебравшиеся в Финляндию, которая была частью Российской империи, а потому более благополучной страной. Их дочери родились уже в Бьёрнеборге (Выборге).
 
   Ее сестра Эмилия вышла замуж за графа Мусина-Пушкина, сосланного в Финляндию по делу декабристов. В 1831 году графу разрешили вернуться домой, и в Петербург он приехал вместе с женой и Авророй. Аврора и Эмилия были украшением своей эпохи, эпохи "пушкинских женщин". Их образы остались не только в письмах, записках, воспоминаниях, но и в творчестве Баратынского, Вяземского, Жуковского, Тютчева, Брюллова, Гау.

      В 1832 году Аврору представили императрице Александре Фёдоровне, жене Николая I. Вскоре ее принимают ко двору фрейлиной, что давало красавице определенный материальный и социальный статус. Ей шел уже двадцать седьмой год, когда в доме своей сестры она познакомилась с Павлом Николаевичем Демидовым, одним из самых завидных женихов России, тридцативосьмилетним миллионером, промышленником, известным коллекционером, археологом, любителем антиквариата.

         Брак этот поначалу многие называли не более чем удачной сделкой. Да и сам Павел Николаевич не скрывал, что женитьбу на Авроре считает еще одним приобретением для своей коллекции дорогих редкостей. Поэтому, посватавшись к одной из первых красавиц Петербурга, Демидов напрямую изложил свои требования: он обеспечивает жене безбедное существование, а она… как можно реже будет появляться в гостиной. И вообще: каждый из них станет жить своей жизнью.

        Похоже, эти требования не очень удивили невесту: в свете давно поговаривали о том, что почти все из представителей богатейшего рода Демидовых были с чудинкой. И засидевшаяся в девицах Аврора, поддавшись уговорам родных, мечтавших наконец выдать ее замуж, согласилась. Судя по всему, о чувствах ни с чьей стороны речи не шло. По некоторым свидетельствам, к тому времени жених был тяжело болен и во время свадебной церемонии сидел чуть ли не в инвалидном кресле…

         В качестве свадебного подарка он преподнес жене шкатулку из платины, добытой на уральских рудниках, внутри которой расположил четырехрядное ожерелье из жемчужин величиной с орех и знаменитый алмаз «Санси». Свадьба, которую устроили на родине новобрачной, в Хельсинки, не знала себе равных…

         Рассказывали, что в первую брачную ночь жениха ожидало настоящее потрясение. Аврора разительно отличалась от знакомых ему прелестниц: выйдя замуж в двадцать семь лет, она оказалась целомудренной и невинной, как ребенок. Разве мог предположить Павел Николаевич, что фрейлина императрицы, в чьих апартаментах царили далеко не строгие нравы, окажется такой скромницей?

      Таким же скромным и уступчивым был и ее нрав. Она изо всех сил старалась выполнять условия их брака: как можно реже показываться на глаза Павлу Николаевичу. И Демидов… безоглядно влюбился в собственную жену.В 1839 году Аврора родила сына.

             Через четыре года «роковая Аврора» вновь осталась одна, на сей раз с маленьким сыном: Демидов скончался на ее руках, сгорев от скоротечной чахотки…

    После смерти Демидова Аврора шесть лет не снимала траурного платья. Совместно с младшим братом мужа она осталась наследницей колоссального состояния и огромного хозяйства Демидовых: почти миллион десятин земли, уральские рудники, шахты, медные и железные заводы, пятнадцать тысяч крепостных душ. И Аврора приняла довольно смелое для женщины ее круга решение, взяв на себя управление делами на уральских заводах.
   
        Светская красавица, желанная гостья в литературных салонах двух столиц, она становится прекрасным руководителем. Первой из рода Демидовых она обратила внимание на нужды заводских рабочих: построила богадельню, родильный дом, несколько школ и детский приют, создала специальный фонд, деньги из которого шли на материальную помощь пострадавшим от несчастных случаев.

     Позже она вышла замуж за полковника Карамзина.Они были но настоящему счастливы.
   Карамзин писал ей:"Я всё время думаю о тебе,со счастьем,тоской и любовью.Я люблю тебя до опьянения,до головокружения".Но вскоре он погиб в одном из сражений в Турецкой войне.
    Роковые случайности продолжали преследовать её.В 1867году она заболела оспой и потеряла свою красоту.Но несмотря на это ,Аврора прожила долгую жизнь.Она пережила своих возлюбленных,сына и двух его жён,собственных братьев и сестёр.

   Но и после смерти её имя осталось роковым.В 1920 году поэт Маслов решил написать поэму"Аврора",но заболел и умер.Её именем был назван корабль,участвовавший в Крымской войне,который потопили англичане.А позже знаменитый крейсер "Аврора"
.
                ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

       Проблема в том,что картин -две.Одна находится в Нижнетагильском краеведческом музее.А другая появилась на аукционе в "Сотсби "в 1995году.Её купила Галина Вишневская,но после смерти Ростроповича она решила продать коллекцию.За день до начала торгов российский бизнесмен Алишер Усманов приобрёл всю коллекцию за 72 миллиона долларов и принёс её в дар своей стране.Сегодня она размещена в Константиновском дворце в Стрельне под Петербургом и каждый желающий может ею любоваться.До сих пор идут споры,где оригинал,а где копия,а возможно и два оригинала.

     Аврора Демидова является основателем Института сестёр милосердия в Хельсинки. Большой вклад внесла в общественную работу и в женское образование в Финляндии. Также долгое время занималась благотворительной деятельностью. Сначала лично, а потом с помощью кого-нибудь из слушательниц института сестёр милосердия принимала в назначенные дни нуждающихся в помощи. Помогала многим студентам. Посещала по праздникам народную школу в Тресканде, где участвовала во вручении учащимся стипендий и наград.

  Хотелось бы,чтобы свидание с Авророй,умной,яркой,благородной женщиной,сумевшей прожить свою жизнь честно и чисто и заслужить благодарность потомков запомнилось вам навсегда.

    Она прожила очень долгую жизнь-94года. Но под старость, когда случалось любопытствующим заговорить с ней о постигших ее за долгую жизнь утратах, она говорила: «Я была не так уж несчастна. Меня любили на этой земле четверо мужчин. Они простились с жизнью в уверенности, что и я любила их столь же сильно, как и они меня. Любить стольких и быть ими любимой — чем не дар Божий?»

     Ее похоронили на кладбище Хиетаниеми.На ее могиле мраморный памятник. Скульптор Вилле Валлгрен (1855-1940) изваял две скорбящие фигуры, обнимающие лик усопшей.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/1773023