Внутренний механизм просветления

Александр Ом
***


- Деда, что нужно делать, чтобы просветлеть? - спросил я как-то Дедушку Тао.
- А ничего, - ответил он мне невозмутимо, хотя в этой невозмутимости я уже предчувствовал начало интересного разговора.
- Не, ну ведь считается, что для достижения просветления необходимо выполнять определенные действия, например, повторять мантры, делать специальные упражнения, совершать какие-то ритуалы, сидеть в медитации и тому подобное.
- Что ж, Саша, большинство людей, стремящихся просветлеть, так и делает. Конечно, выполнение упражнений и медитация в какой-то степени способствуют этому, но все это все же не является залогом того, что выполняющий их обязательно просветлеет. Если бы только от этого зависело просветление, то вокруг нас давно была бы масса таких, а наш мир был бы намного лучше. Но, как мы видим, так не происходит. Так что, Саша, мозоли на заднице от многолетнего сидения в медитации не являются доказательством того, что их обладатель просветлен, - усмехнулся он. - Впрочем, подобный подход был и у последователей чань буддизма в Китае. Для них важным было достичь просветления не в результате длительной сидячей медитации, а, например, во время работы в поле или собирая хворост в лесу. Мало того, они даже считали, что именно такое переживание просветления является истинным и, что немаловажно – намного более устойчивым. Поэтому в отличие от своих индийских предшественников они все же меньше сидели в лотосе, а больше рассуждали над положениями сутр и пытались «разгадать» смысл коанов, что действительно можно делать и во время пахоты, и собирая хворост в лесу, и во время паломничества и так далее.
- Почему так?
- Видишь ли - в процессе достижения просветления важна прежде всего интеллектуальная составляющая. То есть, необходимо понять то, что имеется в виду наставниками и учителями, а для этого необходимо заставить работать сознание в несколько ином режиме при этом, конечно, не забывая о простых рутинных ежедневных обязанностях, которые, впрочем, и так приходится выполнять, поскольку плоть все равно кормить нужно, а значит и работать в поте лица, чтобы была еда, - усмехнулся Дедушка Тао, глядя на меня. - К тому же многое зависит от спонтанности и неожиданности переживания просветления. Иначе говоря, ты постоянно размышляешь над мучающими тебя вопросами, но при этом твой день наполнен повседневными трудами и хлопотами, и вдруг в какой-то момент – раз! – и в твоем сознании происходит нечто такое, от чего ты начинаешь видеть ясно то, что ранее казалось таким сложным и непонятным. Недаром некоторые композиторы на ночном столике держат блокнот на cлучай, если вдруг во время сна на них снизойдет озарение и им приснится то магическое сочетание звуков, которое в повседневной суете никак не удается услышать, но которое затрагивает души других, благодаря чему их музыкальное произведение может стать классикой или по крайней мере шлягером.
Кстати, многие известные поп-музыканты часто признаются в том, что их самые известные хиты создавались не в студии в результате подбирания соответствующих нот или аккордов, а совершенно спонтанно как бы по наитию в процессе выполнения чего-то совершенно далекого от музыки.
- Деда, а почему тот или иной музыкант становится звездой или даже поп-идолом, или почему один человек просветлевает, а другой сидит как истукан годами и ничего не ощущает?
- Это, Саша, до конца неизвестно. Но ясно одно – все же существует своеобразная диалектика или ментальная «химия» души, которая иногда срабатывает подобно тому, как это происходит в таблице Менделеева, когда количественные накопления – постоянные размышления над каким-то мучающим тебя вопросом в определенный момент дают иное представление о том, что раньше тебя так волновало и ... и теперь появляется новое качество и многие явления в этом мире становятся понятны. Ты же недоумеваешь от того, что решение оказалось таким невероятно простым, несмотря на то, что ты его раньше почему-то не замечал или не понимал. Известно, что озарения у ученых да и вообще у всех творческих людей происходят подобным образом. С попытками достичь просветления также - когда ты наконец-то решил коан или понял ответ на долго мучающий тебя вопрос, то оказывается, что разгадка не только была удивительно проста, но становится смешно от того, что раньше ты ее никак не замечал. Недаром смех в буддизме, как реакция на провокационный вопрос, обычно воспринимается как признак того, что ученик в своих поисках идет правильным путем.
- То есть, ни озарение, ни тем более просветление невозможно запланировать и пережить по заказу?
- Конечно нет, Саша. Не существует особых стопроцентных методик, гарантирующих, что после их применения тогда-то и там-то будет достигнут ожидаемый эффект. Поэтому подобно тому, как говорят в Китае, что вокруг очень много теоретиков кунг-фу, а вот настоящих мастеров мало, так и с просветлением – стараются многие, а достигают его единицы.
– Но все же некоторые люди просветлевают! – воскликнул я.
– Конечно! – хитро улыбнулся Дедушка Тао.
– Что же тогда является залогом или необходимым условием для переживания этого феномена? – спросил я.
- Так же как и в случае с учеными необходимо только одно – прежде всего неуемное внутреннее стремление к тому, чтобы найти то правильное решение, благодаря которому многие изначально непонятные явления или процессы наконец-то становятся понятны. Тогда-то в душе и происходит трансформация и изменяется восприятие того же самого мира, а в конечном итоге и подход к жизни. Эта одержимость поиска ответов на постоянно мучающие вопросы не дает жить спокойно и заставляет одних сидеть часами в медитации, искать наставника, читать массу книг или спорить до хрипоты. Так что, Саша, как это на первый взгляд не покажется парадоксальным, но фактически внутренним механизмом просветления является стремление найти ответ на вопрос о том, в чем заключается Абсолютный смысл всего того, что нас окружает. Правда, одни его ищут в пустотности всего сущего, другие в поиске ответа на вопрос: «Кто я?», а третьи ищут Бога или Абсолют, пристально всматриваясь в звездное небо. Поэтому стремящийся к просветлению подобен ученому, только его поиском является этот пресловутый смысл и этот процесс становится не просто неотъемлемой, а главной частью жизни. Лишь только тогда в какой-то момент чудо просветления возможно.
Дедушка Тао на некоторое время умолк, а потом продолжал.
- Самое же интересное в этом всем, Саша, то, что для того, чтобы это пережить, вовсе не нужно ехать далеко за три-девять земель в Тибет или в Индию, или еще куда-то. Обычно это с тобой происходит  совершенно неожиданно как гром среди ясного неба – трах-бабах!!! – и в голове вдруг запросто умещается чуть ли не весь космос, а в душе ты его чувствуешь и ликуешь от переживаемой радости облегчения в перемешку со слезами невообразимой печали и тоски.
- Почему так, Деда?
- Неизвестно, Саша. Видимо в этом и заключается мистика нашей души, которая не поддается привычному логическому анализу, поскольку она сама является частичкой Абсолюта, о котором мы лишь знаем, что Он есть, но увидеть Его или физически почувствовать мы не в состояние. Но вот после этого переживания все вдруг проясняется и становится на свои места. Такие казалось бы привычные обыденные явления, события, предметы и знания вдруг приобретают не просто более глубокий смысл, а проявляется их взаимосвязь и взаимозависимость. Когда-то отдельные и на первый взгляд не имеющие между собой ничего общего сведения о мире словно элементы–пазлы повседневной реальности вдруг соединяются и проявляются единой картиной мироздания. Ты мало того, что начинаешь воспринимать этот привычный мир совершенно по-новому, но и понимать его по-новому – объемно и в деталях. 
- Деда, неужели именно новое знание приводит душу в новое состояние, а не ритуалы или обряды?
- Конечно. Недаром в буддизме кроме традиционного сидения в медитации существуют сутры, в которых передается учение – то есть ничто иное как определенные знания, способствующие приобретению нового качества сознания. Кроме того, заметь, что в буддизме есть ведь даже тексты, которые не просто разъясняют суть буддийского учения, но и способствуют так называемому «внезапному просветлению», как, например, известная «Сутра помоста шестого патриарха». Впрочем, и в христианстве фраза «Сначала было Слово ...» кроме всего прочего говорит о том, что прийти к новому состоянию души – к святости – можно лишь впитав в себя определенные знания, передаваемые словами и они могут привести в движение механизм духовной трансформации. Опять же, заметь, что основная проблема этого нового состояния заключается в том, что если, к примеру, ученый о своем озарении или о новом открытии может рассказать коллегам и они его в какой-то мере могут понять и проверить его хотя бы расчетами, то с просветлением все обстоит совершенно иначе. Это все же новое состояние души и ее невозможно одолжить кому-то на время, чтобы он почувствовал то, как быть просветленным или хотя бы ощутил себя в этом пресловутом «здесь и сейчас». Он может часами объяснять свое состояние другим, но нет никакой гарантии, что его слова будет правильно поняты и что после разговора слушатели с облегчением вздохнут и воскликнут: "Как же все это просто оказывается!"
- Так все же, Дедшка, от чего зависит просветление?
- Основным внутренним механизмом каждого, кто жаждет достичь просветления, является все же пассия поиска ответа на главные вопросы нашей жизни – зачем я и зачем все это вокруг меня с миллиардами людей на нашей планете, с миллиардами живых существ, и миллиардами звезд во Вселенной? И никакие длительные медитации не помогут, если вопрос этого Абсолютного смысла не будет теребить душу. Он, конечно, для многих начинается с вопроса: «Кто я?», а заканчивается вопросом: «Зачем я и весь этот мир?» - то есть все тем же пресловутым избитым вопросом о том, в чем заключается Абсолютный смысл всего, что нас окружает и зачем Вселенная – такой невообразимо огромный энергетический ресурс по сравнению с которым мы сами даже не пыль и не мгновение. Когда же после длительных и порой мучительных поисков в сознании вдруг что-то проясняется, то лишь тогда наступает просветление и тогда все становится на свои места – человек, жизнь, Вселенная, Абсолютный разум. Лишь тогда становится очевидна четкая взаимосвязь между всеми этими элементами и тогда жизнь приобретает настоящий смысл. Вместе с тем также приходит понимание того, что просветление это всего лишь завершение определенного этапа жизненного пути и что теперь начинается настоящий путь – путь к духовному совершенству и хоть этот отрезок уже последний и прямой, он все же и самый сложный, поскольку достигнутый уровень совершенства не является чем-то навсегда приобретенным. Ты начинаешь понимать, что правы были мудрецы, утверждающие, что только безусловная Любовь ко всем и ко всему является ежедневным ежеминутным экзаменом твоей души и что малейшая агрессивная или просто негативная мысль по отношению к кому-то или чему-то сразу же перечеркивает всю твою уверенность в том, что ты достиг необходимого уровня и низвергает тебя с пьедестала совершенства. И нет, Саша, никакой уверенности в том, что тебя Там примут после того, как ты оставишь свое тело и может оказаться, что тебе вновь придется вернуться на Землю и продолжать вращаться «в колесе смертей и рождений» пока твоя душа в конце концов не приобретет то необходимое качество, которое сделает тебя хоть чуточку равным Абсолюту и позволит тебе если уж не окончательно соединиться с Ним, то быть уже ближе к Нему. ...
Далее на:
https://ridero.ru/books/prostye_istiny_dedushki_tao/