Конец Щелкунчика танков

Олег Каминский
     По собственному признанию солдат Вермахта, которым выпало «счастье» воевать на Восточном фронте, главной опасностью для них были русская пехота, танки и грязь. Но, если к обилию людских ресурсов громадного Советского Союза и сплошному бездорожью немцы постепенно привыкли и уже не удивлялись, то всё растущее количество тысяч и тысяч грозных тридцатьчетверок, КВ, ИСов и других советских танков вызывало у них буквально панику. Всю войну ведущие конструкторы и инженеры Германии лихорадочно изобретали эффективное средство борьбы с русскими танками. Были испробованы и приняты на вооружение новейшие противотанковые орудия, бронебойные снаряды, ручные противотанковые гранатометы «Панцершрек», «Панцерфауст», более известный у нас, как фаустпатрон и другое боевое оружие…
    
     Не остались в стороне от решения проблемы борьбы с танками и Люфтваффе. В испытательном центре в Рехлине была сформирована специальная группа под командованием известного аса-пикировщика кавалера Рыцарского креста капитана Ганса-Карла Штеппа. Эта группа занималась испытаниями знаменитого пикирующего бомбардировщика Юнкерс-87 новой модификации G, вооруженного двумя 37-мм пушками в подкрыльевых контейнерах, специально предназначенного для борьбы с танками. Двенадцать снарядов с вольфрамовым наконечником легко прошивали слабую кормовую броню любого танка, поэтому летчикам рекомендовалось проводить атаки сзади. Модифицированный «Юнкерс» немцы окрестили «Kanonenvogel» («Пушечная птица») и «Fliegende Pak» («Летающее противотанковое орудие»). Одним из первых немецких летчиков, испытавших новый противотанковый самолет в бою, был Ганс Лудвиг из 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельман»: 17 марта 1943 года южнее Брянска он расстрелял 37-мм снарядами два танка и ещё два танка сильно повредил. Не будет лишним уделить несколько слов этому, хотя и вражескому, но выдающемуся боевому летчику.

     Ганс Лудвиг родился 6 февраля 1921 года в небольшом селе Гутшдорф возле города Швайдниц в Силезии. С апреля 1939 года он стал служить в военной авиации и, пройдя соответствующее обучение в летных школах, стал пилотом пикирующего бомбардировщика. Попав на Восточный фронт в начале июня 1942 года, он быстро проявил себя незаурядным воздушным бойцом. Чрезвычайно метко сбрасывая бомбы, он сумел уничтожить 2 бронепоезда, 6 железнодорожных эшелонов, 11 важных мостов через реки Дон и Донец, десятки зенитных и артиллерийских батарей, грузовиков и повозок, потопил у Сталинграда большой речной пароход, на борту которого было много красноармейцев. Пересев на Ю-87G, Лудвиг за два месяца – май и июнь 1943 года – расстрелял и потопил в районе знаменитой «Малой земли» 63 советских десантных катера. В составе 10-го специального противотанкового авиационного отряда эскадры «Иммельман», в боях под Курском, на Украине, в Румынии, Польше, он уничтожил 85 наших танков, став одним из самых результативных «Panzerknacker» («Щелкунчик танков») Люфтваффе. В общем, натворил дел! За что и получил высшую награду Германии – Рыцарский крест. Всего, на Восточном фронте Лудвиг произвел 750 боевых вылетов, в которых проявил исключительную храбрость. Достаточно сказать, что в боях Людвиг был несколько раз сбит, один раз ранен, два его борт-радиста погибли, третий был дважды ранен. И кто знает, сколько бы ещё танкистов и других наших воинов погибли от смертоносных снарядов этого аса, если бы не поразительный случай, поставивший точку в карьере Ганса Лудвига…      

     Это произошло 20 января 1945 года в Южной Польше. Группа в составе девяти штурмовиков Ил-2 140-го гвардейского штурмового авиационного полка, ведущий гвардии майор А. А. Яковицкий, в сопровождении четырех истребителей Як-1 156-го гвардейского истребительного авиационного полка, ведущий гвардии старший лейтенант А. Ф. Шаманский, вылетела с задачей  –  нанести бомбардировочно-штурмовой удар по скопившимся эшелонам противника на железнодорожной станции Воссовка.

     Дальнейшие события, по версии разных источников, несколько отличаются друг от друга. Так, по мемуарно-художественным описаниям, наши самолеты дошли до цели, «сброшенными бомбами и пушечным огнем подожгли на железнодорожной станции Воссовка несколько эшелонов, разбили десятки вагонов, паровоз и разрушили пути. Затем, во время второго захода на цель штурмовики и истребители неожиданно встретились с большой группой вражеских самолетов».

     Однако в наградном документе на командира нашей группы Яковицкого, ничего не говорится о налете на станцию. Напротив, там написано, что «…не доходя до цели, на маршруте, в районе Люблинец, группа встретила до 20 Ю-87 под прикрытием 12 Ме-109 и ФВ-190, шедших бомбардировать боевые порядки наших наземных войск».

     Заметим, что это были не простые пикировщики, а противотанковые, о которых мы уже говорили, из состава 10.(Pz)/SG.2 «Immelmann».

     Поскольку документы, всё-таки, гораздо точнее и правдивее, чем множество опубликованных уже в послевоенное время мемуаров, продолжим изложение событий данными наградных документов, лишь чуть подправив тогдашних штабных писарей:

     «Шесть Ме-109, ФВ-190 и до десяти Ю-87 навязали воздушный бой нашему сопровождению, остальные самолеты противника навязали воздушный бой группе Илов. Ведущий Яковицкий принял решение  -  для облегчения маневрирования группой, сбросить свой бомбовый груз на головы гитлеровцев, оборонявших город Люблинец и вступить в неравный бой с превосходящими силами над территорией занятой противником.
     Благодаря умелому командованию и маневрированию группой, в завязавшемся ожесточенном воздушном бою, сопровождавшимся несколькими атаками, своим мастерством тов. Яновицкий заставил бомбардировщиков противника сбросить бомбовый груз на головы своих войск. В ходе проведенного воздушного боя группой сбито 3 Ю-87 и 1 Ме-109, из которых лично тов. Яновицким сбит 1 Ю-87».

     Немного прервемся от наградных документов и вставим несколько слов из художественной литературы, чтобы уточнить имена отличившихся летчиков:

     «Освободившиеся от бомб штурмовики сомкнулись вокруг командира и открыли огонь по вражеским самолетам. Гвардии майор А. А. Яковицкий первым поджег «юнкерс», затем гвардии старший лейтенант Н. П. Пушкин в лобовой атаке сразил второй бомбардировщик. Воздушный стрелок гвардии сержант Н. С. Нестеров пулеметной очередью свалил еще одного. Второй воздушный стрелок гвардии старшина А. П. Наумов заметил пристраивающегося сзади «мессера», ударил по нему длинной очередью из пулеметной установки, и тот потянул за собой дымный шлейф…

     Наши истребители храбро отбивали атаки немецких летчиков и тоже записали на свой счет  четыре фашистских самолета: гвардии старший лейтенант А. Ф. Шаманский сбил один Ю-87 и один ФВ-190, гвардии лейтенант Н. А. Сметана уничтожил «фоккер», а гвардии младший лейтенант В. Г. Шуклин сбил Ме-109».

     А теперь продолжим описание боя языком наградных документов, так как здесь мы подходим к самому главному в нашей истории:

     «Кроме того, ведомый группы гвардии младший лейтенант Иванников, израсходовав свои боеприпасы, своими дерзкими действиями, мужеством и преданностью Родине, пошел на таран Ю-87, в результате Ю-87 сбит и горящим пламенем вместе со своим экипажем врезался в землю. В этом бою погибли смертью храбрых тов. Иванников со своим стрелком и самолетом».

     Само собой разумеется, что сказать с полной уверенностью, как и что именно произошло тогда в воздухе, никто не может, так как экипаж погиб. Однако в списке безвозвратных потерь 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии четко записано, что пилот гвардии младший лейтенант П. П. Иванников «погиб при таране немецкого самолета».

     О том, что это был действительно таран, сообщают и немецкие документы. Вот что в них написано о гибели обер-фельдфебеля Ганса Лудвига: «…при атаке танков был таранен одним из Ил-2, при этом половина правой плоскости Ю-87 была отбита, самолет вошел в штопор и врезался в землю в районе деревни Лобен. Вместе с ним погиб руководитель полетов эскадры лейтенант Герберт Вайссбах, который летел на самолете в качестве бортового стрелка».    
 
     Вот так, воздушным тараном, причем штурмовиком (!) был уничтожен лучший ас 10-го противотанкового отряда эскадры «Иммельман»!

     Разумеется, нужно рассказать не только о немецком асе, но и о наших храбрых летчиках, которые его одолели. Что же нам известно о наших героях?

     Пилот штурмовика гвардии младший лейтенант Петр Пантелеевич Иванников родился 23 июня 1921 года в селе Лотежском ныне Ижморского района Кемеровской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов школы. Работал на производстве, жил на станции Тайга. В РККА был призван 14 декабря 1940 года Тайгинским районным военкоматом Новосибирской области. В 1943 году окончил 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов имени К. Е. Ворошилова.
     На фронтах Великой Отечественной войны с 18 сентября 1843 года, воевал на Степном и 2-м Украинском фронтах.
     За 12 успешных боевых вылетов, в которых уничтожил 2 танка, 5 автомашин, 1 ДЗОТ, до роты солдат и офицеров противника, был награжден 9 декабря 1943 года орденом Красной Звезды.
     1 мая 1944 года при выполнении боевого задания в районе Котул-Иван был ранен и подбит в воздушном бою, но смог долететь до линии фронта и посадить самолет на своей территории.
     К началу июня 1944 года произвел 41 боевой вылет, уничтожил и повредил до 5 танков, 12 автомашин с войсками и грузами, 5 вагонов, взорвал склад с боеприпасами, до взвода пехоты противника. За боевые успехи был награжден 28 июня 1944 года орденом Отечественной войны 1-й степени.
     После этого произвел ещё несколько десятков боевых вылетов, но подробности их не известны. 

     Воздушный стрелок штурмовика гвардии младший сержант Анатолий Емельянович Сорокалетов родился в 1923 году в городе Белгороде. Русский. Жил он в Москве, откуда и был Ростокинским (Кировским) районным военкоматом призван в Красную Армию в 1941 году. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года. Сначала служил в составе 15-й инженерной бригады РГК в 69-й армии. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах, в боях был дважды ранен. За храбрость в боях был награжден медалями «За отвагу» (16.3.1943) и «За боевые заслуги» (5.9.1943). С мая 1944 года воевал в качестве воздушного стрелка в 140-м штурмовом авиационном полку. Воевал на 1-м Украинском фронте. К середине октября 1944 года произвел 20 боевых вылетов, за что был награждён 5 ноября 1944 года орденом Красной Звезды. После этого награждения произвел ещё какое-то количество боевых вылетов.

     Добавим также, что наш самолет упал на территории, занятой вражескими войсками и, к сожалению, никакими сведениями о захоронении отважных летчиков мы не располагаем.

     В заключение заметим особо, что все наши летчики, заявившие о сбитых ими вражеских самолетах в том беспримерном воздушном бою, были награждены. Все, кроме Иванникова и Сорокалетова. Какая несправедливая ирония судьбы для геройского экипажа! Особенно, если учесть, что за исключением уничтоженного тараном Ju 87G-2 (заводской номер 491216) обер-фельдфебеля Ганса Лудвига, немцы в этом бою других потерь не понесли…