жизнь за колючей проволокой глава 23 Кому пироги и

Владимир Галин
               Кому пироги и пышки ,
       а кому кулаки да шишки.

                «Пошел по шерсть, а вернулся стриженым»
                ( Из школьного альбома )


                Судьба человека , как нынче обще признано, определяется на небесах, однако всевышний наделяет каждого , кто появляется на свет божий, свободой воли . т. е  свободой выбора. Таким образом получается , что наша судьба в наших руках, и каждый сам отвечает за себя, в какие бы обстоятельства он не попадал. Какие бы изменения не происходили в природе , всё живое  приспосабливается к среде обитания . Это делает и человек. Но судьба человека зависит не столько от типа нервной системы, с которой он рождается, сколько от характера, который  у него формируется в процессе жизнедеятельности. Всё начинается с поступка , переходящего в привычку,  привычка формирует характер, который определяет принятие решений, как отреагировать на  слова и действия другого субъекта и окружающую среду. Всем известно ,что прежде  чем один раз отрезать , следует семь раз отмерить, но в жизни мы не ходим с метром, а рубим ,что называется , сплеча!  Ну а после приходится расхлёбываться годами заключения. Но что делать, такова жизнь. А иначе у древних  греков не было бы мифа о прокрустовом  ложе, в которое то  голова не вмещается, то ноги коротки.

           Причинение вреда здоровью  путем нанесение телесных повреждений  во время ссор или драки, подпадающие под санкции статьи 108 Уголовного Кодекса , весьма распространённое преступление.А вот за то, что  по хамски сидишь на постели спящих супругов, статьи в кодексе не было. Большинство таких преступлений происходит  именно в семьях во время ссор между супругами  или близкими друзьями.

           Таким примером  может служить уголовное дело заключённого Белявского , 1920 года рождения, работавшего учителем, и осужденного  по статье 108 ч. 1 УК ,как и Вершинин , к 3 годам лишения свободы за то, что поранил жену , с которой за 16 лет совместной жизни  нажил шестерых (!) детей.

              Преступление тоже произошло спонтанно , но  при  участии посторонних лиц.  Дело случилось следующим образом . Некто « приятель Перов»  наговорил жене Белявского ,что её муж  ухаживает за продавщицей магазина  Марией.   После жена в магазине при людях обозвала продавщицу всяческими нецензурными словами . А когда Белявский стал уговаривать жену прекратить брань ,то она ударила его по лицу и ушла.

                Прошло время, на новогодней  вечеринке Белявский с женой  и продавщица с мужем оказались в одной компании за одним столом и его жена снова стала укорять продавщицу. Чтобы отвлечь жену от ссоры , Белявский попросил жену подать ему соли, а супруга вместо соли сунула  мужу две дули. Белявский, будучи уже выпившим  и не помнит ,как схватил с тарелки вилку и нож и ударил жену по дулям.  За нанесение  телесных повреждений средней тяжести, Белявского судили и приговорили по ст. 108 ч.1 к  3 годам лишения свободы.Начало срока с 1 января 1961 года. В январе 1963 года он отбыл уже 2/3  срока наказания, мы-(администрация) рассмотрели его заявление с просьбой  о досрочном освобождении и с учётом его положительной характеристики за время пребывания в колонии и ходатайства жены ,представили его на рассмотрение народного суда и наше ходатайство ,удовлетворить его просьбу, он был освобождён на 1 год раньше срока.

        О такой возможности я постоянно напоминал Вершинину, но для него  это было сложнее ,так как он содержался на строгом режиме, как неоднократно судимый, и поэтому ему надо было постараться лучше Белявского, который был ещё и участником войны все 5 лет.

       От начала Мира и до наших дней был есть Каин-убийцы, был и есть Иуда-предатели, был и есть Хам и хамы. Подлости людской не было предела и не видно конца.  Как в случае с Вершининым , так и с Белявским не обошлось без Змея-искусителя.
          Белявский ,будучи учителем и директором школы , нёс общественные нагрузки, был пропагандистом и зав. Агитколлектива. На одном собрании села критиковал Перова за грубиянство и пьянство. Ранее Перов отсидел 10 лет и работал сторожем магазина. После собрания Перов начал писать во все адреса кляузы на Белявского. Все проверки только вскрывали ложь  кляуз. Тогда «приятель» Перов   с «заботой» о  жене Белявского  внушил ей в тайне ,что её муж ухаживает зам продавщицей и собирается её бросить.Чёрное дело было сделано. Отлились кошке мышкины слёзки. «Порок»- наказан, «добродетель»- торжествует и ждёт возмездие на небесах.


         Завершался  1962 год, год  не сбывшихся надежд и новых разочарований. В жизни из века в  век, всё по непрерывному кругу: «кому пироги и пышки , а кому тумаки да шишки.» Главное , не при каких обстоятельствах не  терять мужества и присутствие духа.

               Так 31 ноября я был ни то приглашен, ни то вызван  без предупреждения на заседание Бюро Паводарского горкома партии. На котором заслушивался вопрос о работе вечерних школ города.И так  я ,как Чацский, попал с корабля на бал.

              На Бюро пригласили  замполитов всех колоний , а взгрели только меня одного, доведя до белого каления. Я не понял, за что  мне поставили на вид «За невнимание к нуждам школы, за не заботу об учителях, за  плохую посещаемость  и низкую успеваемость  учащихся»

            О работе школы в нашей колонии докладывал инспектор ГорОНО  т. Сизых, которого я до этого и в глаза не видел, и со справкой по результатам проверки  не был знаком. Сизых   доложил членам Бюро,что в школе нашей колонии нет классных досок, отсутствуют наглядные пособия, учителей из города на работу в колонию не подвозим или везём на открытой грузовой автомашине.

            И тут я снова наблюдал и был свидетелем, как правда извращается , а ложь начинает торжествовать. И ты хоть лопни, хоть лоб разбей , но не  разорвать порочный круг. Маленькая ложь рождает большие подозрения. И как известно,нет дыма без огня.  Как я понял , что Бюро есть лобное место, где пряники не раздают. Задача Бюро устранить недостатки и исправить положение дел к лучшему, а главным средством для достижения этой благородной цели и задачи , это «взгреть» , «накачать», повысить ответственность , чтобы и другим был урок.  На первый случай -поставить на вид или выговор без занесения в учётную карточку или с занесением, а последняя санкция -освободить от занимаемой должности. , которые номенклатурные. В кадрах была сила партии , которая придерживалась заявлению Сталина: «Кадры-решают всё».
            После доклада проверяющего для объяснения подняли директора нашей школы Мукса. Он не стал объяснять, почему учителя пропускают занятия в школе , а 9 классе вообще уроки по литературе не проводятся . Причины слабой работы школы назывались уже названые: нет классных досок, плохо подвозят учителей, нет учебников.Передёргивание фактов меня возмущали. Лицо моё горело от возмущения, учащённо билось сердце, я себя едва сдерживал, чтобы не прервать говорящего,наводящего тень на мой плетень. Но тут подняли меня.

            Секретарь бюро, нахмуря и без того насупленные брови, не поднимая глаз от лежащих перед ним на столе бумаг, сказал: « Надо послушать работников из колоний...Кто из 23 ?»
               --Я, лейтенант Макаров, -резко поднялся я.
В чём дело, почему у вас такие безобразия ?-грозно уставился он в меня.
Разрешите пояснить. Говорят и утверждают ,что в классах нет досок.Но доски есть, они просто не стандартны по размеру. На них писать можно и на них пишут.Сейчас мы уже достали линолеум, приобретём пиломатериал и сделаем большие, по стандарту.Но как пояснить ,что по геометрии проведено с начала занятий только четыре урока, что формулы не вместились на доске?- возмущенно и запальчиво спросил я. Моя ошибка в том, что не хватает хладнокровия и выдержки, когда передергивают факты.
Утверждают, нет учебников! Учебники есть, он их мало, не достаёт каждому. Школу благодаря стараниям администрации ,только что открыли,как говориться с нуля. Вообще не было ни учебников ,ни учебных пособий. Мы сумели приобрести около 700 штук. Я уже второй месяц прошу учителей и директора  выяснить ,каких не хватает , отобрать их на складе и мы изыщем средства для их приобретения и привезём.
Вы нам это не рассказывайте!-сухо прервал меня секретарь,-вы скажите почему нет досок?!-и у меня сразу пропало к нему доверие и всякое желание дальнейшего разъяснения
Да как же нет? Доски есть.
Что у вас материалов нет на доски, а диваны делаете.?!
Мы работаем на стройке и у нас ничего нет и мы мебель не делаем.
Ну закажите у других.Леса у них нет! Сколько досок вы каждый день сжигаете на объекте?!
Другие тоже просто за так не сделают..
Что вы всё оправдываетесь?!Не вам контролировать учителей! Какое вам дело до педагогического процесса?! Вы  нам поясните, почему не возите учителей?!
И это не правда. Не было ни одного случая ,чтобы учителя ушли пешком. Другое дело ,у нас  машина грузовая ,но она оборудована будкой со скамейками и мы сами на ней ездим. У нас нет автобуса.
А какую заботу вы проявляете о учителях?
 Я не знаю ,как с этим делом обстоит в других колониях, но мы считаем учителей частью своего коллектива , и при заготовке картофеля и овощей мы не забываем о них.
Хорошо. Это правильно. Но почему у вас к ним такое отношение?!
Да какое же оно?- с мало скрытым возмущением,переспросил я.
Покороче!-угрожающе прервал меня секретарь.- Вам школа нужна?!
Конечно.Потому мы так настойчиво добивались ,чтобы школу открыли и у нас.
Так надо о ней и заботиться!Не будут,закройте её у них! Вы что же , а как у вас там заключенные? Они ведь тоже люди! Это наши люди.
       На этом забота секретаря горкома о людях и закончилась
Переходим ,товарищи , к другим вопросам.
      Мне было :«Поставить на вид»- и требовалось: « В ближайшее время устранить все имеющиеся недостатки».

          И как говорится,пошел по шерсть ,а вернулся стриженым. Когда я вернулся домой, то у меня от нервного напряжения до самого утра во рту было сухо, языком не провернуть. За ложь и клевету ,возводимые на меня время от времени на протяжении всей моей трудовой деятельности в разных должностях., я никогда и не кому не выговаривал , не преследовал и не мстил клеветникам, полагаясь на то, что Всевышний сам рассудит, кто прав ,а кто виноват , и воздаст каждому по его заслугам. Так в общем в дальнейшем и получалось.

             Главным моим  правилом в жизни  было правило быть нужным       людям  и никогда н

         Письма от Вершинина шли одно за другим. Я ему отвечали он хватался за них, как утопающий за соломинку. В одном письме он писал:

                Здравствуй, Володя!
      Сейчас я пришел с работы . Усталости особой я не чувствую, но хочется посидеть за книжкой. Раздеваюсь и  вдруг дежурный подаёт твоё письмо. Ага!!! О чём же он пишет?  Я посылал три , на  какое пришёл ответ?

       Володя, поверь, мне нет охоты опять писать о себе и о своём  преступлении , а вот о жизни в колонии напишу. Друзей у меня нет. Хотя вру-одного зовут  школа, второго -уроки, а третьего зовут Литература. Это мой самый главный друг. Сейчас я влюблён  в журнал « Дружба народов»,который я читаю от корки до корки.Сейчас читаю роман Юрия Ростхэу « Долина маленьких зайчиков».Если не читал, прочти, замечательно.жаль время маловато , а читать по ночам  не разрешают.  Думаю здесь окончить все 11 классов.

         Знаешь, откровенно говоря, смотрю на всех с презрением, а а после инцидента с газетами  тем более. На твой вопрос , не засосёт ли меня болото , в которое я снова попал, отвечаю- теперь нет. Однако , если человек будет находится среди остовов человека , то можно в это болото скатиться и тогда один конец чтобы избавиться от этих остовов.

    Ты вот что, почаще мне пиши, а то  я твоих писем  как Бога жду. Я тоже писать буду.  О работе. Она для меня , как ты убедился , просто вещь узаконена, но если  когда у меня будет отказ от работы ,то это только по уважительной причине.  А вообще то работать трудновато , но не потому что в смысле трудно, а потому, что  я болен после падения на производстве,рука перебита. Обращаться в санчасть не хочу, не любитель я больниц.

         Эх, встретиться бы нам  хоть на 3 часа, поговорить, я бы всё рассказал и объяснил, вернее объяснил бы мой дневник.
        Я стремлюсь вперёд,чтобы не отстать от тебя.  Самообразованием прохожу курс  « Основы философских знаний» Афанасьева. Жаль время маловато.  Окружающие меня чёрствые натуры  за это хохочут надо мной.на лагерном языке ,который  не подлежит переводу на язык человеческий. Избавится от болота  это тоже подвиг,но мне дай боже его не совершать.
       Хуже нет ,когда нарываешься на тщеславных  людей типа Кузнецова. Ему ничего не стоит осмеять человека  в присутствие толпы.И они злопамятны и мстительные.  Понимаешь ,мне трудно смотреть на всё надоевшее, опостылевшее, чужое и мерзкое. Но что поделаешь, надо  терпеть, Надо жить.

       Вообщем , пока обещаю тебе быть человеком, А ты пока поверь мне на слово.
              Твой Эд.

          Через несколько дней я ему ответил:

                Здравствуй, Эдуард!
       Задержался с ответом всё потому что мало свободного  от работы времени. Конечно  это не хорошо и я не хочу оправдываться,хотя на это есть свои причины.
       Я вполне удовлетворён твоими ответами на мои вопросы.  Что я ещё могу сказать, то только повторить ,что всё в руках твоих.  Не ежедневно, а даже ежечасно, когда ты не спишь ,а бодрствуешь , ты должен  держать себя в руках и контролировать не только дела-поступки, но и слова. Зная свой характер, держи свою гордыню на замке и не поучай своих начальников, у них  и без тебя есть кому учить.

        Занятия в школе  -это дополнительный труд и это хорошо. Но и к учителям надо относиться уважительно, а не заноситься, как это у тебя случалось ранее, особенно перед молодыми учительницами.  И вообще, чем  с большим  уважением ты будешь относиться к ним, тем с большим они к тебе. Не зря же говорится: «Как аукнется, так и откликнется» 

         Ещё   ты пишешь, что  смотришь на всех с презрением.  Во-первых, не следует всех сваливать в одну кучу, тем более ,что один тебя обидел , а ты к нему в компанию прибавил и других. Ну и кому от этого стало хуже, как не тебе самому.  Особо  не уважительно относятся к надзирателям, называя их «дубаками» . Не стоит забывать, что все мы люди, все мы человеки.  И всякое неуважение вызывает обратное неуважение.  И собака начинает кусаться, если её начать дразнить.

        Грубым нарушением  режима  является отказ от работы. Что за детский лепет,что ты не любитель ходить по больницам,если это необходимо. Вместо того , чтобы через санчасть  согласно состоянию своего здоровья, добиться перевода на лёгкий труд, ты готов, чтобы тебя водворили в БУР, где небо видно только через зарешётчатое оконце? Что это за бред здраво мыслящего человека. Ну и как я тебе туда буду писать письма ,о которых ты просишь?

         И ещё, продумай, как не упустить возможность законным путём добиться сокращение срока наказания. Есть несколько путей:пересуд, помилование, условно-досрочное, но везде прилагается положительная характеристика, о которой ,как мне кажется, ты мало заботишься.  Ты влип, как кур во щи, и собираешься вариться?Другого не дано...

           Тебе уже не надо становиться на путь исправления , ты на него уже встал прошлый раз. Тебе только это надо сохранить ,несмотря на новое злоключение. Побольше простоты и самокритичности. Нечего жаловаться,что « трудно одевать натуральную человеческую кожу» она на тебе уже надета. Вот только к уму ещё надо  иметь здравомыслие, и не делать поступков себе во вред, типа: куплю билет и на зло кондуктору пешком пойду, По ранней молодости ты уже находился.

              Будь здоров, Всего доброго.   В. Макаров.