Последний сон Мастера.. Монолог в вечности

Любовь Сушко
Последний сон Мастера. Монолог в вечности



10 марта 1940  оборвалась жизнь  Михаила Булгакова. Уже полыхала война, Европа сдавалась во власть тирана, покорно лежала под сапогами фашистов.
Мастеру снились хроники последних дней, он слышал песню, которую только еще предстояло сочинить:
Двадцать второго июня, ровно в четыре часа Киев бомбили и нам объявили, что началася войны.
Мы знали эту песню всегда, но  только сейчас начинаешь понимать, что и тогда первым от рук тирана пал именно Киев, странные совпадения...


 Вот и поставлены точки и ясен сюжет,
А до финала остался один поворот.
Больше на Любинском нет и теней Азазелл,
Гордый Афраний навстречу ко мне не идет.

Мастер остался вдали, там  белеет причал,
Он не вернется на площадь, где ждет Маргарита.
Смотрит из темени снов в пустоту адмирал.
Жизнь, словно чаша с вином, безрассудно разбита.

Киев сгорел*, и оттуда теперь  не сбежать.
Дышит Москва тяжело, а порой обреченно,
Только Елена Сергеевна будет писать,
Гладить ладонь, говорить ему снова о чем-то.

Где же ответ? И металась в огне тишина…
Тяжко и холодно в мире, богами забытом,
Что напевает Наташа  в сплетении сна?
С кем  улетит в эту пропасть надежд Маргарита.

-Милая, вижу, там Киев сегодня в огне,
И упыри не дадут на Крещатик вернуться.
Бог нас оставил, и Воланд метался во тьме,
Я оглянулся, любимая,  я оглянулся.

Март надвигался, как бурый медведь,из глубин
 Снов и  сознанья,и Фрейд в этот час не спасает,
Я остаюсь в этой бездне один на один
 С девою бледною, сколько же в мире красавиц..

И надвигается город в плену Иртыша,
Вот бы сбежать на ковчег** и уплыть в неизвестность.
В дикой  столице труднее и жить, и дышать,
И слепота одолела, и губит словесность.

Что говорят? Это снова грохочет война,
Тихо сдается Европа в объятья тирана.
Окна открой, нас обнимет Ярило-весна,
Все повторится, я встану, увижу роман я.

Новую книгу издатели мне принесут,
Мы же с тобой никого ни о чем не просили,
Солнце Даждьбог появился на пару минут,
Киев пылает, но мы поселились в России.

В облаке грез улетают вампиры во тьму,
Мы не забыли Фагота, и  скалится Гелла,
Мастер свободен, скажи это снова ему,
Нет Абадонны, не правит страной Азазелло.

Мастер свободен и глыбою мрака закрыт,
Что там за сны, мне понять это нынче так сложно,
Все перепуталось, вижу, что Киев горит,
И подыхает Европа, как в мире тревожно.

Но победит и отбросит сомненья весна,
В новую жизнь  я вернусь не таким обреченным.
Мы до ковчега дойдем, ты нужна мне одна,
Темный мой ангел, с душою для меня обнаженной…

Вот и замкнулся русалок вдали хоровод,
К Лысой горе  только Лада в тумане стремится,
Мы победили, тиран в этот мир не придет,
Не различить голоса, и не вижу я лица.

Что это день или ночь, мне теперь не понять,
И в хороводе проносятся дни и недели,
Лада в тумане целует, склонившись, меня,
Я ухожу, но вернусь,  и вернусь я в апреле…

* Мастеру снятся первые кадры войны и слышится песня " 22 июня ровно в четыре часа Киев бомбили и нам объявили, что началася война"

 ** Западная Сибирь считается ковчегом, в котором спасется Русь



НЕЧЕГО НА ВОЛАНДА ПЕНЯТЬ


 Светлой памяти М.А.Булгакова, сто лет назад ему так же пришлось бежать из Киева.

  В полумраке видны были только силуэты бесов,  снова поселившихся в нехорошей квартире.

Огромная лапа кота со стальными когтями, словно с рекламного плаката на углу, вцепилась в глобус.

Кот искал самую горячую, самую горящую точку на планете.

-Последний бал королей, - произнес то ли Фагот, то ли Азазелло из темного угла. Странно, что голоса их теперь были так похожи, не различить.

Последнее слово потонуло с диком визге кота – обжегся он…
-Киев?
-Киев.
- Конечно, Киев, - звучало из всех углов.

Нестройный хор бесов определил место, где будет проходить последний бал королей.
На этот раз оно было избрано единогласно, судя по этому гулу.

- Ну что же, - пожал плечами Воланд, - я хотел чуть позже, в год побега оттуда нашего Мастера, но если вы так считаете, так тому и быть.

- А где мы возьмем королеву? – поинтересовался Абадонна.
В комнате повисла тишина.

- Не дам Маргариту, - сердито зашипел кот, - хватит ей спасать всех подряд, вот порвите на лоскутки, не дам. Никого она больше не будет спасать, сказал и баста.

- Ты уже один раз неудачно пошутил, - напомнил ему Фагот.
- Плевать мне на шутки и на все, что будет и с Киевом, и с этим миром, не дам Маргариту. Пусть он погибнет, но я спасу мою Марго

- У нас есть еще Снежная королева, - усмехнулся Азазелло.
Сразу было ясно, что он собрался отомстить красавице за что-то, но остальным идея понравилась.

- Тебе  за ней и отправляться, ты у нас обаятельный, - прыснул кот, - остальные согласились.

Азазелло тяжело вздохнул, он понимал, что инициатива наказуема, но все-таки не мог не высовываться, такая вот у него натура, сам себя перехитрил, как истинный восточный бес.

-Последний бал. Снежная королева. Страна снегов и льдов, - перебирал четки Воланд.

Бесы переглянулись и поняли, что Мессир  принял решение.

-На одной стороне вулкан, на другой ледник. Лед и пламень.

Внезапно погас последний факел, и нехорошая квартира погрузилась в кромешную тьму. Ничто не могло нарушить гробовую тишину.

Но она очнется, она оживет на миг, потому что впереди последний бал королей… Снежная королева уже спешила на свой бал.

Не спал только кот Бегемот, он что –то писал в старинном свитке, опуская острый коготь то ли в чернила, то ли в кровь, он вынимал его и быстро записывал какие-то свои  былины:

Тень Воланда мелькнула над Майданом,
И рев сирен нарушил тишину.
Здесь Мастер жил тогда,  в столетье странном,
Пилат взирал угрюмо на луну.
Ну а теперь Коровьева ухмылка,
И Бегемота отрешенный взгляд.
Все бесы, бесы, холодно и зыбко,
И никого они не пощадят.

Исчезли все реальности приметы,
Остался бред сомнений и страстей.
Бунтовщики, сомненья, сигареты,
И Воланд с грустью смотрит на людей.
Понять не может. Их мечом крестили,
И их пытали, как тогда, огнем.
И стонет Русь, когда такой Мессия
 Им говорит неведомо о чем.

А в тишине, в чаду носились тени.
Сгорали души. Рушились миры.
И лишь Пилат, очнувшись от забвенья,
Продолжит бред отчаянной игры.
Нет, не подняться им, не возродиться,
Нет Мастера, и света нет вдали.
В чаду оглохла древняя столица,
Забывшая о вере и любви.

Там, в Раде,  снова яростно дерутся,
С усмешкой смотрит Воланд с высоты.
В узорах дыма тоже тени бьются -
Безжизненные каменны цветы.
Кот глобус крутит – снова Украина.
Опять туда, и там последний бал.
Нет Мастера, исчезла Маргарита.
А этот снял очки и замолчал.

Афраниев спокойно расстреляли,
И в мясорубке ярости полки.
И бродит Воланд – холодно печален.
И понимает – Киев не спасти…
Здесь Мастер жил тогда,  в столетье  странном,
Пилат взирал угрюмо на луну.
Тень Воланда мелькнула над Майданом,
И рев сирен разрушил тишину.

3/

26 февраля  2015 года

Украинский президент Петр Порошенко назвал киевского князя Владимира Великого создателем «средневекового европейского государства Руси-Украины». Указ о чествовании памяти князя, 1000-летие со дня смерти которого отмечается в 2015 году, он подписал в среду, 25 февраля.

Цель проводимых мероприятий — «сохранение и утверждение традиций украинской государственности, напоминание о роли исторического наследия Руси-Украины в их становлении, признание важности принятия христианства для развития украинского общества как неотъемлемой части европейской цивилизации».
Роман о князе Владимире Святом оказался первым. С него начинался цикл о Рюриковичах, но он должен был стать последним, потому что именно этот князь погубил Русь светлую и прекрасную, никто не разубедит меня в том, что это не так.

№№№№№№

Будь проклят, император Петр
 Б.Чичибабин

 И черные кони над белой равниной
 Метались, прося о любви и пощаде.
Когда он меня так внезапно покинул,
Прощайте, Владимир, ну что же, прощайте.

Мой мир не для вас, мы почти незнакомы,
В тумане снегов расстаемся до срока,
Святым назовут, провожая до дома,
Осталась Рогнеда твоя у истока.

Уже Ярослав подрастает во мраке,
И Новгород темный его воспитает.
Прощайте, Владимир, мне роль в этой драме
 Досталась сегодня такая простая.

А там, в Византии царевна рыдает,
Женой ей приказано стать, понимаю.
И черные кони протяжно вздыхают.
-Святой, не смеши, я тебя умоляю.

Дописан роман, я закрою ворота,
В иную эпоху, за окнами вьюга,
И ждет он меня за другим поворотом,
В кольчуге врага и в личине ли друга.

Я князя страшнее не знала, о, Велес,
Почто ты его сохранил и оставил?
Над полем заснеженным лютые звери,
И все искажается, все против правил.

И где-то в тумане рыдает Рогнеда,
И белые кони увозят куда-то
 Во тьму Святослава, а после Олега.
Все кончилось, нам остаются утраты.

Любовь позабыли во злобе и гневе,
И стала старухой прекрасная Лада.
Прощайте, Владимир, я больше не верю
В ту светлую птицу  из райского сада.

По-моему очень символично, что наш герой выбрал именно этого князя

-Рожден от князя Святослава и рабыни Малуши
-Расправился со всеми своими братьями, все погибли насильственной смертью.
-Изнасиловал невесту своего старшего брата, а потом взял ее в жены, убив ее отца  Рогволода
-Крестил Русь огнем и мечом, насильно навязывая чужую веру
- Пошел войной на Новгород против сына своего Ярослава, но  умер при загадочных обстоятельствах