Резерв

Наталия Лодеева
Варвара Александровна пятый год работала заместителем заведующего детским садом. В дошкольную педагогику она попала случайно. Окончив два института, потрудившись психологом в школах, в модных центрах личностного развития, а после – менеджером по персоналу в двух солидных организациях, она однажды почувствовала непреодолимую усталость от общения, от собеседований и тренингов, от безумного ритма жизни и решила на время всё изменить. Вот и сбежала от кутерьмы жизни в добровольный затвор, а через полгода, услышав от знакомой о том, что в детском саду, где та работала, давно требуется зам. по учебно-воспитательной работе, устроилась туда.

На новом рабочем месте освоилась быстро. С её приходом педагоги начали активно участвовать и побеждать в различных конкурсах, выступать на конференциях, писались программы, издавались статьи. Имея большой круг знакомств, Варвара Александровна расширила сеть взаимодействия детского сада. Теперь частыми гостями  у воспитателей, детей и родителей на праздниках и собраниях стали военные, писатели, учителя, представители творческих и экологических организаций. Жизнь текла интересно. Пожалуй, все полезные новшества в детском саду, в первую очередь, понадобились ей самой, так как работать в обыденных методических рамках Варваре, человеку творческому, было неуютно.

В их районном отделе образования ежегодно формировался так называемый кадровый резерв – штат потенциальных управленцев для заведывания детскими садами и руководством школами. Третий год инициалы Варвары Александровны присутствовали в нём по инициативе заведующей. Правда, ей лично это было совершенно не нужно – данные должности не вписывались в планы жизненного сценария. Но от детского сада требовалось кого-то выдвинуть, и она смирилась быть этим «кем-то».

Всё выглядело вполне логично. – В районе её знали и уважали, а заведующая, страшившаяся увольнения на пенсию по причине преклонных лет, всегда могла опереться на своего заместителя. Мол, смена готовится. Просто в данный момент сотрудница работает над диссертацией, заканчивает писать очередную книгу (Варвара Александровна, ко всему прочему, была писательницей), поэтому пока возглавить детский сад она не может. Но придёт время, и…

И вот, в пору хаотически вводимых методических новшеств их отдел образования решил открыть для резервистов обучающие курсы.  Как говориться – добровольно-принудительные. Варвара послушно ходила на встречи с юристами, кандидатами наук, экономистами и прочими «курсоводами», с грустью осознавая, что всё это ей вряд ли понадобиться. Но играть по правилам приходилось, и Варвара Александровна – профессиональный психотерапевт, в прошлом матёрый руководитель кадров нашла для себя утешающий выход. – В ходе этой скучной повинности начала со стороны наблюдать за коллегами, готовящимися стать во главе современных образовательных организаций. Ведь, в отличие от неё, для других находиться в резерве означало возможность получения руководящей должности, и настроены люди были весьма решительно. 

Согласно логике пословицы о том, что рыба гниёт с головы, напрашивалось продолжение, что с головы она и созидается. Варваре было интересно узнать, какие же по сути «головы» жаждут отправиться в плавание по образовательному процессу, таща за собой тела вверенных школ и детских садов.

Первым делом она отметила, что работники дошкольного и школьного образования друг от друга заметно отличаются. Последние – более амбициозны, напористы, порою – надменны. «Дошкольники» помягче, уютнее… Такое мнение сложилось вовсе не из-за собственной на тот момент принадлежности к предшколе. Варвара умела абстрагироваться и оставлять эмоциональные нюни за бортом сознания ради дела. Разумеется, среди заместителей детских садов  у неё были приятельницы, также входящие в группу резерва. Но и данное обстоятельство абсолютно не влияло «на чистоту эксперимента». 

Во время учёбы резервисты словно разделились на касты: «школа» и «предшкола». «Школьники» как-то свысока посматривали на «дошколят» и до дружеского общения не снисходили. Их поведение вызывало у Варвары невольную ассоциацию с детьми из её детского садика. Только детишки эти вдруг стали очень крупных размеров. Порой  приходилось сдерживаться, чтобы не выдать свои мысли откровенным смешком.
 
По правде говоря, все резервисты вели себя своеобразно, даже забавно. Складывалось ощущение, что каждый из них мысленно уже присаживается в кресло руководителя. Было видно, кто решительно на него рассчитывал, а кто пока ещё присматривался, раздумывал, постепенно осознавая, что именно его почему-то выделили, отметили и поставили в очередь к олимпу педагогической власти уровня заведывания или директорства. Каким-то непостижимым образом сама ситуация меняла в человеке и осанку, и поглядку, и даже его манеру речи. Печальные чудеса…

Варвара любила людей, а своими безобидными наблюдениями просто забавлялась от скуки, не осуждая при этом никого. Ну, раз такие игры людям нравятся, почему бы и нет? Каждый – сам кузнец своего счастья.  Она даже и представить себе не могла, какой материал для её подпольного исследования принесут скорые события.

В тот день резервистам вновь предстояло поглощение очередной порции  знаний в течение непрерывных трёх часов. Организаторы курсов собрали их команду в довольно тесном для такого количества людей помещении, где, правда, присутствовали мультимедийные технические средства, без применения которых выступления сегодня почему-то считаются дурным тоном, прошлым веком и дремучей деревенщиной…

 При взгляде на «чудо прогресса» Варвара с грустью вспомнила переполненные аудитории в институтах и во время курсов в Медицинской Академии на лекциях любимых профессоров, умевших увлечь слушателей одним лишь словом, не прибегая ни к презентациям, ни к видеофильмам. Те знания прочно сохранялись не вследствие применения зрительных рядов с таблицами и схемами, а благодаря таланту лекторов, зажигающих слушателей своей любовью к науке. Старая школа учила слушать и слышать, внимать и понимать. А нынче складывается впечатление, что к ученикам – всем – от мала до велика, относятся как к компьютерам, в которые нужно впихнуть информацию, намертво «заэнелпив» её в головах.  Такая вот реформа российского образования с развлекательно-интерактивными технологиями… 

В кабинет вошли две дамы. Одна – из районного отдела образования, по сути – куратор. Она поздоровалась и представила гостью – кандидата педагогических наук, которая должна была вещать о построении единой школьной программы, согласно новым стандартам, спущенным сверху. Все приветственно закивали, но у Варвары скользнула тревожная мысль: «Школьная программа? А при чём тут сады»?

Варвара Александровна ценила своё время. Помимо работы были семья, писательское творчество, спорт, друзья и масса других областей, интересных и необходимых для неё. Поэтому перспектива потери драгоценных часов впустую да ещё в душном помещении её определённо не радовала. Обведя взглядом свою касту будущих заведующих, она с удивлением обнаружила, что никого из них сегодняшняя тема не насторожила. А ведь люди пришли на курсы после работы. У всех, наверняка, есть заботы и проблемы. Зачем сегодня их, дошкольников, собрали? Разбирать построение школьных программ – это уж точно не по адресу. Другое дело – будущие директора…

Приглашенная специалистка уже активировала свою флэшку. На интерактивной доске появилась первая страница презентации: «Федеральный государственный образовательный стандарт. Строение школьной общеобразовательной программы». Аудитория распахнула блокноты и принялась записывать. Самые продвинутые включили диктофоны…

«Не миновать», – Варвара с тяжелым вздохом начала… рисовать. За окном – весна, и на странице её тетради появлялись цветочки, веточки с листьями, весёлые котята и прочие милости… Безусловно, поначалу она вслушивалась в слова лекторши, монотонно озвучивающей картинки презентации, но вскоре убедилась, что предлагаемый материал её ни каким боком не касается. Вскоре заёрзали и остальные резервисты предшколы. У кого-то в руках появилась книжка, кто-то занырнул в прихваченную утром в метро газетку с кроссвордом. Словом, процесс пошёл.

Варвара попыталась разговорить своё окружение на предмет несуразности происходящего. Мол, давайте, други, извинимся, объясним преподавательнице, что тема абсолютно не для детских садов, и покинем помещение. Пусть будущие директора вникают в педагогические тонкости, предназначенной именно для них. Но «други» не поддержали, напротив, в их глазах обозначились страх и нерешительность, а со стороны школьной касты в адрес Варвары застрочили пулемётными очередями возмущенные шепотки и цыканье с намёком угомониться.
Она давно бы покинула аудиторию под каким-нибудь предлогом, но по привычке заняв место в последнем ряду у стены, понимала, что при выходе придётся тревожить коллег, окруживших её плотной массой. И не просто вежливо тревожить, а пробираться между тесными рядами стульев словно через бурелом! Вот если бы вся дошкольная половина, облюбовавшая «галёрку», согласилась прервать нелепую ситуацию! Но будущие заведующие после осуждающих взглядов и реплик со стороны будущих директоров как-то съежились и, пряча глаза от Варвары, словно отгородились от неё…

Варвара Александровна ощутила себя героиней театра абсурда. Раздражение и удивление! Собрались взрослые люди, которые серьёзно собираются стать руководителями, а руководитель непременно должен уметь обозначить свою позицию. Спокойно, достойно, но обозначить. Ну, хорошо, ошибся кто-то в отделе образования, собрали всех в кучу, хотя могли бы пригласить и двух специалистов, соответственно для школ и садиков. Но вышло, как вышло, и все «уже в ситуации». Зачем же её продолжать? Ведь для того, чтобы объясниться с лектором и покинуть помещение довольно и пяти минут!

И тут случилось! Из сумки Варвары внезапно раздался звонок мобильного телефона. Она всегда отключала звук на подобных мероприятиях, а тут – забыла!

Стоит отметить, что внешне Варвара Александровна была очаровательна. В её сорок лет ей можно было дать не больше тридцати. Приятельницы зачастую шутили, что она совершенно не походит на педагога, а, скорее, смахивает на актрису или богемную балерину. Хорошенькие женщины редко подвержены перфекционизму. Это болезненное стремление к совершенству – компенсация низкой самооценки, которой они не страдают. В сумочках у бесшабашных красавиц обычно царит хаос, и быстро отыскать какую-то вещь в недрах отделений – задача невыполнимая. Так получилось и с трезвонящим телефоном.
Лектор перевела взгляд от доски с презентацией в сторону раздражающего звукового источника в последнем ряду. В том же направлении сурово сверкнула двадцатью парами глаз каста будущих директоров, а потенциальные заведующие, уже давно откровенно мающиеся дурью, осмелев, начали посмеиваться, что, ещё больше возмутило «школу».
 
«Немедленно выключите телефон! Безобразие! После лекции надо поговорить с организаторами! Что за нахальство»!

Варваре было совершенно очевидно, что эти «Павлики Морозовы» на неё, несомненно, настучат. События принимали просто трагикомичный оборот. Наконец, мобильник был найден. Увидев, что звонит дочь, Варвара кратко ответила, что находится на совещании и перезвонит позже.
«Какая наглость! Она ещё и разговаривает? Как можно»? Будущие директора – энергичные женщины, чуть прореженные мужичками, казалось, были доведены до белого колена.

«Конечно, разговариваю, не мяукать же. Почему все такие нервные? Как же они школами руководить-то станут, бедненькие? И вообще, радовались бы, что их команда сегодня в выигрыше – не попусту сидят», –  пронеслось в голове.
Вот тут самое время и вступиться бы за Варвару её коллегам по дошкольной команде! Ситуация бы прояснилась, а бессмысленная каторга в душегубке закончилась. Но, услышав очередные обличения школьных резервистов, оттаявшая было предшкола вновь сникла, покраснела. Каждый испуганно захлопнул свою раковину.
 
Почему же сама Варвара в тот момент не вышла из кабинета?
 
Просто теперь это был бы настоящий вызов. Ей-то не привыкать, но заведующая потом в саду с ума сойдёт. Конфликтов не хотелось, да и сидели резервисты настолько кучно, что Варвара понимала, что быстро прошмыгнуть не удастся. «А вдруг ещё и побьют»? – усмехнулась она, мысленно рисуя кровожадную картинку.
С другой стороны – уже становилось долгом после лекции подойти к преподавателю с объяснением причин недоумений, чтобы женщина не расстраивалась и не принимала чего-то на свой счёт. Потом нужно было найти «куратора» и предложить впредь внимательнее подходить к вопросам их обучения.  Ведь на курсы приходят взрослые люди, нацеленные серьёзно. Было ясно, что кроме неё эти вопросы никто не озвучит – все боялись потерять возможность подъёма по карьерной лестнице. Варваре же в данном вопросе терять было нечего.

Время занятий наконец-то проползло. Резервисты-школьники важно покидали помещение. «Дошкольники», снова вышедшие из анабиоза, высказывали Варваре своё одобрение, что хотя бы она одна решилась выразить чувства их коллектива. Они вместе подошли к кандидату наук, и встали за Варварой. После прояснения ситуации приглашенная специалистка удивилась:

– Почему же вы сразу не сказали, что для вас эта тема не актуальна? Получается, что вы три часа отсидели напрасно?!

– Я и пыталась, – горько усмехнулась Варвара Александровна, – Но всё равно – спасибо Вам. Читать материал перед аудиторией, сама знаю, труд – нелёгкий.
Любезно распрощавшись с гостьей, педагоги высыпались в коридор. Но чувство товарищеского локтя у Варвары снова исчезло. – Их компания увидела группу резервистов-школьников, окруживших кураторшу и оживлённо что-то кричавших.
 
 – Вон она! Это – она! – внезапно затыкали в сторону Варвары указательные пальцы будущих директоров.

Дошкольники при этом метнулись врассыпную.

– Наябедничали… Точно – детский сад!

Дама из отдела образования решительно направлялась к Варваре. Воображение стало рисовать картины корриды. На память пришла мелодия «Марша Тореадора» из оперы «Кармен». Ну, хоть её мне искать не придётся – тоже плюс!

– Ольга Николаевна, как хорошо, что я Вас встретила! Произошла нелепая ошибка, и мы с коллегами из детских садов вынуждены были присутствовать на занятии, которое предназначалось коллегам из школ, – Варвара с любезной улыбкой нанесла упредительный удар.

– Мне уже рассказали! – жестко отрезала куратор.

– Да-да! Я вижу! Уважаемые коллеги, видимо, тоже, пытались сообщить о недоразумении. Понимаете, нам, в отличие от них, пришлось впустую просидеть в кабинете целых три часа. Но, тем не менее, лектора мы поблагодарили. У нас большая просьба – в  дальнейшем правильно планируйте занятия.

– Мне тут Ваша активность не нужна! Тоже мне! – недобро сверкнув глазами, повысила голос куратор, но смущенная смелым ироничным взглядом Варвары Александровны, внутри которой в тот миг заговорили не садиковские замы, а менеджеры и психотерапевты, Ольга Николаевна внезапно осеклась и, смягчив тон, стала увещевать: – Вы поймите, это же так тонко! Это была очень полезная лекция. Образовательная программа. В садах она тоже будет. И стандарты введут…

– Допустим, в садах она уже есть. Только разрабатывать её пришлось коллективам, вернее, замам по учебной работе самостоятельно, так как, не предложив общей программы, результат потребовали. Что касается методов воспитания для предшколы и школы, то, поверьте мне, они – разные. У каждого возраста свои особенности… А насчёт моей активности… Ну что ж, видимо Ваш отдел больше устраивают управляемые, а не управленцы… 
– Ольга Николаевна, я как раз хотела с Вами поговорить, – рядом оказалась злосчастная лектор. – Вы знаете, сегодня произошло досадное недоразумение! К сожалению, коллеги сразу об этом сказать постеснялись, а ведь мой материал совершенно не был на них ориентирован. Вы же просили – для директоров школ о стандартах… Вижу, Вы тоже извиняетесь, позвольте, я к Вам присоединюсь и ещё раз попрошу прощения, что так всё получилось, – это уже относилось к Варваре, вокруг которой вновь откуда-то собрались торжествующие резервисты предшколы.

Варвара Александровна посмотрела в сторону «Павликов Морозовых», а точнее – будущих директоров и директрис, и удивилась тому, что на их ещё недавно перекошенных от возмущения лицах, играли понимающие улыбки…

«А король-то – голый», – вдруг вспомнилась старая добрая сказка…
И ещё подумалось: «Такие вот головы у современных вожаковых рыб»…
Одним словом – резерв…