прощальное письмо

Маргарита Школьниксон-Смишко
Письмо матери, написанное  23-х летним Кристофом Пробстом 22.02.1943 года

«Дорогая мамочка,
благодарю тебя за то, что ты подарила мне жизнь, если я её правильно понял, это был единственный путь к Богу. Поскольку мне не дано им идти дальше, конец его перепрыгиваю. Единственная моя забота в том, что я вынужден доставить вам боль. Не очень обо мне печальтесь, это доставит мне в бессмертии боль. Теперь же я на небесах и могу подготовить вам там чудесный приём. «

Кристоф был арестован в горной казарме Инсбрука, потому что в кармане Ханса Шоля нашли разорванный, но не уничтоженный проект 7-ой листовки, сформулированной Кристофом*. В ней он в частности  писал:»В России 200 000 немецких братьев будут пожертвованы милитаристскому авантюристу**...Гитлер, замучивающий евреев до смерти, искоренивший половину Польши, желающий уничтожить Россию,.. свободу, мир, семейное счастье, надежду и радость — убийца» Кончается листовка призывом:» Чтобы Германия не погибла, Гитлер и его режим должны пасть.»

Кристоф заканчивает письмо маме:

«Только что я узнал, что у меня остался лишь час времени. Я сейчас крещусь и приму святое причастие. На случай если не смогу продолжить письмо, передай всем дорогим от меня привет...Скажи им, что моя смерть была лёгкой и радостной.»

Последние мысли прощального письма обращены к семье:

«Я думаю о моём чудесном детстве, о моих чудесных годах супружества. Через  всё мне просвечивает (мама) твоё дорогое лицо. Какой заботливой и щедрой в любви Ты была. Не позволь отнять у тебя твою радость жизни. Не хворай. Иди дальше своим путём к Богу. Навсегда и навечно Твой Кристоф. Твой сын, Твой Любимый»
Мама, дорогая мама»

Это письмо мать Кристофа не получила, его ей только после казни сына показали в присутствии гестаповского служащего, и она его записала по памяти.

*Ханс Шоль получил проект этой листовки 31.01.1943 г.

** имеется в виду сталинградский котёл