Сочинение ко Дню Победы Их обвенчала победа

Юрий Каргин
9 мая 1945 года – это не только окончание самой страшной войны XX века, но и начало отсчёта мирной, счастливой жизни. В этот день родилась новая семья Рязанцевых: Виктор – командир самоходной установки, Сашенька – связист в авиационном соединении.

Рязанцева:
- Познакомились в Германии, аэродром Перлиберг. Пошли в город и познакомились с нашими русскими танкистами. Любовь с первого взгляда.
Рязанцев:
- Их дивизия приехала. Они с девочками пошли гулять. А её подруга - одноклассница моего друга. Мы встречались и решили пожениться.

У каждого за плечами – немало пережитого, может, поэтому и понимали друг друга с полуслова.
Сашенька хоть непосредственно в боях участия не принимала, но зато пережила блокаду Ленинграда. И трудно сказать, где было тяжелее. До сих пор она с ужасом вспоминает страшный голод:
- Продавали всё, что можно. Меняли на клей столярный. Пластиночки эти переваривали, он снова застывал, и мы его ели.. Как только началась война, в Ленинграде сгорели Бадаевские склады, где хранились запасы для города. И вот мама ездила на это пепелище собирать эту сладкую землю. Мы ее заливали водой, отстаивали, и пили сладкую водичку – тоже подспорье.
Далеко не у всех хватало сил, чтобы выдержать такое испытание, которое дополнялось холодом и отсутствием всякого водоснабжения и канализации. Люди умирали прямо на улице:
- По улице идёшь, а перед тобой человек падает, прислоняется к стеночке и говорит: «Всё… всё…» Он ещё живой, но подняться уже не может.
Сашенька выдержала и даже устроилась работать:
- Устроилась в поликлинику (рядом была), чтобы получать карточку. И когда я приходила на работу, видела горы трупов. Родные свозили во двор своих родных или соседей, а потом за ними приезжала машина.
А в 42-м Сашенька уехала к родственникам в Калининскую область и там попросилась на фронт. Закончила курсы связисток, и – в батальон аэродромного обслуживания. С ним она прошла до Германии. Там и со своим суженым встретилась.
Виктор - из знаменитого рода Рязанцевых, которые прославились как активные строители Советской власти в селе Сулак Пугачёвского района Саратовской области. Именем одного из них, Семёна, даже местный колхоз назвали. Правда, в 37-м отца Виктора, председателя сельсовета Петра Кузьмича арестовали, а колхоз переименовали в Сталинский:
- Мать часто ездила в Саратов. Потом состоялся суд. После него – свидание. Я спросил отца: «Неужели ты и правда враг народа». Следователь, который сидел рядом, сказал, что такие вопросы задавать нельзя. И его этапом отправили до Норильска, где он строил металлургический комбинат.
Семью Рязанцевых (пятеро детей) выселили из дома: ведь он принадлежал сельсовету, – приютил мамин брат:
- Нас пятеро и у него трое. А изба маленькая. Спали, кто где. Ни денег не было, ничего. Мать ружьё продала, шубу. Корова ещё была, а кормить её было нечем. Так и зарезали.
А Виктору пришлось на время бросить школу. Один слишком рьяный учитель стал преследовать его как сына врага народа. Хотя в селе в предательство
- Всё село знало, что не виноват. В Сулаке очень мирно прошла революция. Благодаря брату отца Семену Кузьмичу. Ребята и сельчане хорошо помогали.
Отца реабилитировали. Он вернулся в 40-м, а через год началась война. Виктор закончил школу в 42-м, и сразу – под ружьё. Его направили в Ульяновское танковое училище. Толковый курсант из него получился, но строптивый: сказалась рязанцевская кровь:
- Командир взвода был недобрый человек. гонял до упаду. Даст команду «газы!» - мы – в противогазах и полном снаряжении, а у него только пистолет на боку и противогаз не надевает. Ребята не выдерживали – падали. Я ему сказал: «Чего ты издеваешься над людьми? Надень противогаз и снаряжение и беги вместе с нами». Ну, после этого, несколько ночей мыл в казарме полы.
Приходилось курсанту Рязанцеву отстаивать свою честь и другим способом:
- Я познакомился на танцах с девчонкой. Потанцевали, встали. Стоим. Подошёл связист. Зовёт её. Она отказывается, а он её чуть ли не силой тащит. Я вступаюсь. Начинается борьба: связисты – к связисту, танкисты – к танкисту, и пошла потасовка.
Попал курсант Рязанцев на войну в сентябре 43-го – на Брянский фронт. Командиром Т-70, самого плохого в то время танка:
- 45 мм лобовая броня, а остальное пробивала даже бронебойная пуля.
Как вспоминает Виктор Петрович, взвод таких танков однажды зашёл в один населённый пункт, а с другой стороны – немецкие «тигры», машины гораздо прочнее. И пришлось их брать на таран. Разбили гусеницы и потом сожгли. В этом «гробу для двоих», как называли Т-70 танкисты, Рязанцев воевал недолго. Вскоре его пересадили на самоходную установку. И опять сказался строптивый характер. Не поладил с командиром батареи:
- У нас дежурство по батарее каждый день назначается. Мы сутки целые шли. Зашли в населённый пункт и вечером остановились. Меня комбат вызывает и говорит: «Давай двух человек, чтобы полы в моей избе помыли и печку затопили». А я – ни в какую: «У тебя ж ординарец есть, пусть он и делает».
После этого Рязанцевская самоходка всё время в головную походную заставу ставилась и одной из первых бой принимала. Один из них закончился трагедией. В районе города Хойница в Польше. Затаились фашистские танки в лощине – только пушки видать. И не достать их из укрытия – снаряды рикошетом улетают в сторону. А танки стали дома обстреливать – первые раненые появились:
- Комбат зовёт меня в воронку и говорит: «Видишь танк?» - «Вижу», - говорю. – «Давай переехай и снимешь этот танк». Я говорю: «Лёшка, я сейчас только вылезу из окопа, и он меня уничтожит». – «Трусишь?» Я тогда экипажу говорю: так, мол, и так. А у нас 20 литров спирта. Они говорят: «Наливай, командир, по 50 граммов, последний раз». А я не пью. Я вообще всю войну не пью. Я механика проинструктировал. Выехали. За дом встали. Я по танку стреляю. А с дома черепица посыпалась, и мне не видно. Зампотех кричит: «Витька, под гусеницы!» Я командую: «Подкалиберным!» Снаряд пошёл. – «Витька, попал: экипаж выскочил!» А тогда платили за каждый подбитый танк. Думаю, надо ещё поджечь. Заряжающий полез в боеукладку, и в это время мне влепили. Снаряд перерубил наводчика пополам, и его даже выкинуло.
Рязанцеву повезло: отделался лёгкими ранениями.
А в одном бою командиру пришлось самому за рычаги садиться – механика ранило. И удачно повоевал. Танкистов вражеских расстрелял – в результате «Фердинанд» целёхонький в трофеи взял. Ещё один памятный трофей – несколько «мессершмитов»»
- Иду по проселочной дороге, слышу – посторонний звук. Думал, что-то с машиной. А потом вверх посмотрел: двухмоторный самолет на низкой высоте – как бы на посадку идёт. Говорю механику: «Увеличить скорость!» Выскакиваю на большую поляну. С опушки леса смотрю – самолет выходит. Я: «Стой! Осколочный! Фугасный!» Потом второй самолёт, третий, а я всё никак не попаду. Я – к самолёту. Мотор работает – лётчика нет: я видел, как он убегал. Еду дальше – еще 4 «мессершмита». Подъехал комбат, но я был с ним не в ладах, и он никому об этом не сказал. Только зампотех потом командиру батальона доложил. И меня наградили орденом Боевого Красного Знамени.
Так, с боями и прокатилась рязанцевская самоходка до самой Эльбы. Вышли на неё в районе города Ленцинг. На одной стороне – наши, на другой – американцы. Ну, всё: война закончилась. Пора отдыхать. На ночь расположились на центральной городской площади – около своих самоходок. И тут случилось неожиданное:
- Ночью чувствую: кто-то ко мне прижимается. Смотрю – немец. Я поднимаюсь, смотрю: ёлки-палки, а они кругом лежат. Все спят. И наши, и немцы. Разбудил комбата. Всех разбудили. Комбат будит немца: «Кто командир?» Тот не знает. – «Ищи». Нашёл, привёл капитана. Лешка говорит: «Война закончилась. Сдайте оружие, распустите солдат». Так и случилось. Их выстроили, они сдали оружие и ушли кто куда. Вот таким для меня стал последний день войны.
Виктор и Сашенька решили стать мужем и женой на День Победы, и хотя официально расписались лишь спустя почти год (вот она кочевая солдатская жизнь), именно 9 мая считают днём своей свадьбы: две победы одновременно – на военном фронте и на фронте любви. Чем не славная традиция. Виктор так и остался военным и отдал армии 26 лет. Дважды заканчивал высшие командирские курсы. Дослужился до майора, до должности замкомполка самоходной артиллерии. Несмотря на то, что армейская судьба в основном забрасывала в отдалённые районы – чаще в Архангельскую область, Сашенька всё время была рядом и терпела вместе с мужем все армейские невзгоды:
- Жена офицера должна быть терпеливой, если любит человека.
Любят, до сих пор любят друг друга Виктор Петрович и Александра Васильевна и, присаживаясь за традиционный семейный вечерний чай, нет-нет, да и вспомнят, как они, молодые, разгорячённые победой, в поверженной Германии отдали друг другу себя навсегда.

2005 г.

P.S.
Удивительное дело: Рязанцевы живут в том доме и в том подъезде, где много лет назад жила семья моей жены, ну, и, конечно, сама жена, ещё девочкой. Так что встретили супруги меня как родного. Мы подружились. Я бываю у них редко, но мы перезваниваемся. Они очень активные. Недавно обоим исполнилось 90. В этом году они отпразднуют семидесятилетие не только победы, но и совместной жизни.

Выписки из наградных листов.
Орден Красной Звезды:
«Мл. лейтанант Рязанцев 27.01.45 г. действовал с подразделениями 207 танкового полка и в боях за Вартенбург огнём своего оружия уничтожил: орудий - 1, пулемётов разных – 6.
29.01.45 г., поддерживая боевые действия 86-го кавалерийского полка в боях за Заммерфельд уничтожил пулемётов – 4.
13.02.45 г. северо-западнее г. Конитц, сопровождая в бою подразделения 86-го кавалерийского полка, уничтожил 1 танк противника.
14.02.45 г. был ранен, а 17.02.45 г. вновь принял самоходную установку и повёл её в бой.
21 февраля 1945 г.»
Орден Красного Знамени:
«Батарея совместно с 86-м кавалерийским полком участвовала при взятии переправы через реку Хавель. В районе д. Мариенталь орудией мл. лейтенената Рязанцева одним из первых вышло к переправе и с короткой дистанции расстреляло на противоположном берегу одну противотанковую пугку и до 50 немецких солдат и офицеров. В дальнейшем орудие огнём способствовало переправе конницы через реку.
30.04.45 г. в районед. Цебельсдорф орудие сопровождало атаку танков. Противник в данный населённый пункт стянул много танков и пехоты. Но никакой огонь не остановил орудие Рязанцева, которое при этом уничтожило 1 бронетранспортёр. Две пушки и до 40 немецких солдат и офицеров.
Противник был сброшен и обратился в бегство.
Участвуя в наступлении с 30.04 по 4.05.45 г., орудие взяло в плен более 2- немецких солдат и разбило 8 фаустных гнёзд и три пулемёта.
10 мая 1945 г.»