Снайперша

Владимир Довженко
Судьба девушки снайпера после окончания Второй Мировой войны невероятно жестоко сломалась в мирное время при возвращении домой в родные Карельские края. В 1941 году Лида заканчивала учебу по специальности медицинского фельдшера и одновременно серьёзно увлекалась стрелковым спортом. Получив диплом ушла она добровольцем на ускоренные курсы снайперов. Лида четко помнила наставления военных преподавателей о том, что на войне нет ничего важнее, чем хороший снайпер с хорошей винтовкой. Основной задачей наших снайперов было уничтожение вражеских офицеров, наблюдателей-корректировщиков артиллерийского огня и чужих снайперов. Лида со своими подругами  воевала на Северо-Западном и Прибалтийском фронтах, ещё почти два года участвовала в изнурительной зимне-весенней наступательной кампании Красной Армии Советского Союза на Волховом фронте.

Порой нашим снайперам приходилось стрелять по самолётам врага, низко летящим после обстрела наших походных колонн, или по экипажам подбитых немецких танков, или по обученным собакам с подрывными зарядами, стремившихся уничтожать наши танки и орудийные расчёты.  Стрелять доводилось так же и по другим нетипичным целям противника. Неслучайно сравнивали потери от успешной работы снайперов с артиллерийским обстрелом противника.

И, вот, когда в 1942 году появилось почётное звание «Знатный снайпер» и нагрудный знак «Снайпер Красной Армии» девушка Лида была награждена этими наградами за свои боевые заслуги. Наши опытные снайперы порой часами лежали в дозоре неподвижно, выслеживая вражеских стрелков. И только ночью немного отдыхали и меняли свои боевые позиции. Эти правила она знала и строго выполняла. Однажды ранней весной 1943 года Лидию послали на помощь к соседям миномётчикам, которым принес много бед опытный вражеский снайпер.  Она решила вступить в поединок с ним и победить. После долгого ожидания и наблюдения нетерпеливый гитлеровский снайпер обнаружил себя, и Лида сразу выстрелила ему в лоб. В соседнем полку у миномётчиков стало гораздо спокойнее.
 
Сильно проморозив руки и ноги, она с трудом прошла ночью лабиринтами окопов изрытые взрывами рощи и нашла наш фронтовой госпиталь при медсанбате, где ей было уже хорошо, что дошла и её окажут медицинскую помощь.  Выздоравливая, Лида часто предлагала свою помощь медсестрам или врачам, ссылаясь на своё довоенное  медицинское образование. Через месяц пришел приказ зачислить  Лидию в медсанбат лечащим врачом.  Потом до последних дней Второй Мировой войны служила она начальником мобильного железнодорожного госпиталя, который эвакуировал тяжелораненых наших бойцов с фронтовых позиций в наши городские больницы и госпитали в тыл, далеко от войны.

После войны Лидии, капитану медицинской службы, почему-то целых 38 лет не выдавали документы участника Великой Отечественной войны. Рассказывала она, ещё при жизни, что все пороги военкомата в городе Петрозаводске вымыты её горькими слезами. Остаётся догадываться, почему так безответственно и жестоко отнеслись к Советскому воину? Может быть, эта привлекательная и с железными нервами молодая женщина какому-то «МУДрому» чиновнику в военкомате не понравилась? Ещё возможно не доверяли и долго удивлялись они откуда у Лидии, уже капитана медицинской службы, так много было серьёзных и настоящих боевых наград?  А ведь в боях погибали и снайперы нередко. А она вернулась с войны живой и достойна была почтенного к себе человеческого отношения!

Низкий поклон всем воевавшим женщинам и девушкам, погибшим и ветеранам войны, прожившим счастливую долгую жизнь. Спасибо им за Победу и за нашу мирную жизнь!