Сад земных наслаждений. Босх

Алина Алексеева-Маркезин
      Познакомимся более подробно с одной из самых известных картин Босха, "САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ"1500-1510гг. Ещё триптих называют "САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ".

      Я думаю на протяжении веков многие поняли,что сладострастие не такой уже и  большой грех,скорее всего удовольствие.Но каждому времени свои каноны.Картина очень интересная,многое на первый взгляд,совсем непонятно,но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться,что же хотел выразить этот загадочный художник.

        Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

        "Сад земных наслаждений "-это триптих.Он должен был служить для украшения алтаря .Прежде,чем приступить к детальной характеристике картины,несколько слов о художнике.Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен.)-1450-1516гг.-нидерландский художник,один из крупнейших представителей Северного Возрождения.Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

    Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи.

        Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.
        Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.


                Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.
 "Сад земных наслаждений "-состоит из 3-х частей.

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

     Босх на центральной створке своего алтаря изобразил Золотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей «безгреховности» (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный «золотой» род людей современному, худшему «железному» роду, которому присущи все возможные пороки.
        «Сад радостей земных» — представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

       С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.
   Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

    В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:
на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.

          Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;птицы становятся олицетворением похоти и разврата.
Рыба — символом беспокойного вожделения,раковина является женским началом.
Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

        Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально  фрагменты.Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре.Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.Девушки срывают с дерева экзотические плоды.Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар.
     Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:
 вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви.


          Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

          Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

                ЛЕВАЯ СТВОРКА

Она олицетворяет последние три дня сотворения мира.Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.

       Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского.                Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

        Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея «парности» всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников.
У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.

        Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.
Теперь подробнее рассмотрим животных,которые появились на земле.
 
               ПРАВАЯ СТВОРКА -МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД.

       Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

        На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.
Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Огромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни.


         Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник.

          Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

          Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала,  либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто  обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.
               
                Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

           Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины.Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами.
          Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» - и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.


          Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.В «железные ботинки» зажимали ноги - степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.

               
             ХОЧУ  ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ.
 ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ -ГЕРЦОГ МЕДИЧИ,ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ,который жил с Босхом в одну эпоху, призывал к наслаждению жизнью:               
     «Пусть каждый поет, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть веселым - веселись сегодня. Завтра - поздно». Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.

       Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал.

        Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

Текст с иллюстрациями и источники.http://maxpark.com/community/6782/content/3304343