Загадочная и интригующая Неизвестная Крамского

Алина Алексеева-Маркезин
    Сегодня поговорим о картине Крамского"НЕИЗВЕСТНАЯ".1883г Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, умный Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности.
 
      Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей.Сегодня мы внимательно приглядимся к этой интригующей картине и рассмотрим множество существующих версий.

 КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОМ ПОРТРЕТЕ?
      ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ


 Перед нами городская модница. Девушка безупречно одета.Надменное выражение лица выдает натуру избалованную, капризную. Художник в качестве модели выбрал, несомненно, красивую девушку. Большие черные глаза в окружении пышных ресниц, полные губы, густые брови, мягкий овал лица, восточный нос. Гордо взирает восточная красавица на зрителя, сидя в открытой коляске.

        Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг. , претендующие на дорогую элегантность.Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

 
         Взглянуть на эту загадочную даму вышел чуть ли не весь Петербург. Гордо откинувшись в карете, глядя в публику дразнящим взором полураскрытых мерцающих глаз, завлекая нежным округлым подбородком, упругой гладью матовых щек и пышным пером на шляпке, - она ехала под жемчужным небосводом огромного холста, как посреди мира.               
         Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его "Неизвестная", и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный.


                «Неизвестно: кто эта дама, порядочная или продажная, но в ней сидит целая эпоха», - констатировали некоторые. Стасов громогласно назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске».Третьяков также признался Стасову, что «прежние работы» Крамского ему нравятся больше последних. Были критики, которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального положения, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета.

               К началу XX века скандальность образа постепенно сошла на нет с появлением романтически-загадочной ауры Блоковской «Незнакомки».

 И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.( А. Блок)

        Крамской видимо твердо решил, что портрет Неизвестной должен остаться его тайной. Ни в одном дневнике художника не было упомянуто об этой загадочной картине.В  середине сороковых годов 20-го века в художественных кругах узнали, что в одном из частных собраний Чехии хранился неизвестный нашим музейщикам и искусствоведам этюд к «Неизвестной».

        Когда так называемую «пражскую находку» обнародовали, стало очевидно, что Крамской действительно замыслил «Неизвестную» как обличительный социальный портрет. Женщина с пражского этюда – нахальна и самодовольна. В ней нет ничего от загадочности и притягательности «Неизвестной».
 
           САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВЕРСИИ.КТО ЖЕ ИЗОБРАЖЁН НА ЭТОЙ КАРТИНЕ?

       Первая из них ,что портрет написан с жены художника Ярошенко Марии Павловны, либо с его племянницы.
      Есть мнение, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом. На картине – во всем видны противоречия и противоположности, которые и притягивают! Единство противоположностей наверное в этом и состоит особая магия Образа Неизвестной…

       Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя… Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа..

       Следующая версия,что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.

        Есть и достаточно сенсационное предположение о том, что «Неизвестная» - это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской,любимой женщины Александра Второго.Екатерина Долгорукая ради любви к царю навсегда погубила свою репутацию, пожертвовала не только жизнью в свете с присущими ей развлечениями, но и вообще нормальной семейной жизнью. Когда же у них с царем родились сын Георгий, а затем и две дочери, у нее появилась новая печаль: ее дети были бастардами.

       Александр гордился сыном, говорил со смехом (почему со смехом?), что в этом ребенке больше половины русской крови — такая редкость для Романовых! В 1874 г. детям был дарован титул светлейших князей Юрьевских.2 мая 1880 г. императрица умерла, а 6 июля Александр II тайно обвенчался с Е.М. Долгорукой.


          САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ ВЕРСИЯ и потому воспринимаемая, как самая правдивая.
По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка.Он был так очарован ее красотой, что увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. “Столбовой дворянин и мужичка!” – возмущалась помещица-тётя, но молодой Бестужев её победил. Крамской бывал в их семье и конечно же также был восхищен красотой Матрёны Саввишны.


                Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано. Матрёна Саввишна тяжело заболела при возвращении на родину и умерла в земской больнице.


         Крамской узнал об этом не сразу, а только когда приехал в деревню, так и не дождавшись от Матрёны обещанного ему письма. А как же портрет, спросите Вы?
По всей видимости, картина связана с историй, которую Матрёна Саввишна рассказала супругу, вернувшись однажды с прогулки. Якобы она встретила на улице свою бывшую помещицу, и они обе узнали друг друга. Помещица ждала от бывшей горничной потока благодарностей за то позволение отдать её Бестужеву. Но Матрёна Саввишна проехала мимо неё с таким величавым видом, словно не узнала свою бывшую помещицу.

         Возможно Крамской живо представил себе эту ситуацию и как художник домыслил-дорисовал-видоизменил суть встречи, и теперь мы видим её такой загадочной и недосказанной… Магия Образа…!

          Своеобразным эпиграфом к картине могут служить слова Сергея Булгакова: "Земная красота загадочна и зловеща, как улыбка Джоконды.. . Томление по красоте есть вопль всего мироздания".

 Обсуждение картины можно почитать здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3181670