История одной картины Дама под вуалью Рослина

Алина Алексеева-Маркезин
     Эта картина не оставляет никого равнодушным. Притягивающий  взгляд,приятная улыбка, а также положение веера, прижатого к щеке, символизируют любовь к тому человеку, на которого она смотрит.

    Картина принадлежит Национальному музею Швеции в Стокгольме и считается одним из наиболее известных произведений живописи в коллекции музея.
КТО ЖЕ ОНА ЭТА ПРЕКРАСНАЯ НЕЗНАКОМКА?

      На полотне изображена французская художница Мария-Сюзанна Жиру 1734—1772), в замужестве Рослин — жена художника Александра Рослина. Её одежда соответствует моде женщин Болоньи того времени. Её лицо частично прикрыто чёрной шёлковой вуалью, а в правой руке она держит веер. Она одета в нарядное платье из розового шёлка с белыми кружевами.

       МАРИЯ- СЮЗАННА-дочь королевского ювелира, рано осиротев она родилась и жила в Париже. Училась живописи у прославленных художников Мориса Кантен де Латура и Жозефа Мари Вьена.Влюбилась в бедного, но перспективного шведского художника Александра Рослина, однако опекуны были против свадьбы, в том числе потому, что жених был протестантом, а Мари католичкой. 5 января 1759 года она все же вышла за него замуж, причем свидетелем на свадьбе был посол Швеции. У них родились три сына и три дочери.

        Рисовала портреты, особенно искусно пастелью. В 1771 году была организована её  персональная выставки. Удостоилась похвалы самого Дидро за использование насыщенных цветов (работа «Портрет скульптора Пигали»). Некоторые картины Жиру сегодня выставлены в Лувре и частных коллекциях.
В 1772 году в возрасте 38 лет умерла от рака груди.
        Когда портрет был представлен на Парижском салоне, писатель и критик Дени Дидро назвал её «очень пикантной».

        Картина была подарена Национальному музею Швеции в 1945 году. Человек, подаривший картину, пожелал остаться неизвестным. По некоторым сведениям, в начале 1945 года — перед тем, как картина была передана музею,— она была выкуплена у её предыдущего владельца компанией Kooperativa F;rbundet.

             НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.

     Александр Рослин, живописец и портретист, родился в семье врача, в шведском городе Мальме. Начал с военно-морской архитектуры, но увлёкся живописью. С 1736 по 1739 год Рослин учился у известного портретиста Г. Шредера в Стокгольме. После учебы работал в Швеции, а с 1745 - в Бранденбурге. В 1747-1751 годах знаменитый художник жил в Италии.В 1752 году Александр Рослин поселился в Париже. Он стал известен в высшем обществе и его портреты скоро привлекли внимание знатоков своей блестящей виртуозностью, которая выделилась даже в беспощадной Парижской конкуренции. Ему особенно удавалось передать фактуру бархата, блеск драгоценностей, что порой восполняло недостаток портретного сходства. Постепенно, он стал одним из наиболее уважаемых портретистов аристократии.

               
    В 1774г наследный принц, будущее Густав III, пригласил Рослина в Швецию для создания портретов членов королевского семейства. В январе 1776 года, Рослин получает приглашение в Россию, чтобы написать парадный портрет императрицы Екатерины II.Когда в 1776 г. Александр Рослин приехал в Петербург, он был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский.


     В Санкт-Петербурге, где он провел два года, Рослин написал более сотни портретов. Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым. После России, уехал обратно в Париж, где и умер в 1793 году.
 
 Полный текст с иллюстрациями и другими работами художника здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3207420