Чтобы помнить...

Гульнара Миранова
    Приближается 70-летие Победы нашей Родины над фашисткой Германией.
Годы идут, все дальше и дальше отдаляя нас от тех событий военного времени…
    Сегодня современной молодежи трудно представить и прочувствовать все то, что пришлось пережить поколению того времени. И все, что мы можем сделать – это рассказать нашим потомкам  о потерях,  невзгодах и трудностях со слов тех, кто все это пережил лично, перенес на своих плечах.
     Я хочу рассказать о маленьком отрезке жизни моей бабули. Она не воевала, нет. Когда началась война, ей было всего 9 лет, но она и ее сверстники проявили такую стойкость и мужество, что об этом я не могу молчать и считаю нужным поделиться этим с вами.
       Мы знаем, что в годы войны все, кто не пошел на фронт, помогали своим трудом Родине. Все: старики, женщины, дети. Превозмогая  усталость, голод и холод они трудились кто в поле, кто на заводе, кто - где мог…
        Моя бабуля работала в колхозе. Как и все дети, летом и осенью она собирала урожай, а зимой помогала взрослым на ферме.
В военное время дети свой труд не воспринимали за наказание, наоборот, чувство личной ответственности  и любовь к Родине заставляли понимать, что их труд важен «для фронта, для победы!»
         Бабуля рано осталась без родителей, когда ей было 11лет,  умер отец, а в 14 лет она похоронила и маму. На ее хрупкие, еще детские, плечи легло  воспитание младших сестренок. Очень хорошо запомнился мне ее рассказ о том, как она зимой искала в поле оставшуюся с осени в земле  картошку, как из нее делала лепешки, кормила ими сестренок и ела сама. И им казалось, что вкуснее нет ничего на свете! Урожай старались убирать более чем тщательно, поэтому найти хоть пару картофелин было невероятной удачей! Я замечала, что рассказывая это, у нее дрожал голос, моментами она замолкала, отворачивалась и плакала. Плакала она и тогда, когда показывали по телевизору фильмы о войне. Я по своей детской наивности спрашивала у нее: «Бабуля, почему плачешь? Детей жалко, да?». Она отвечала: «Да». Но лишь сейчас я понимаю, что тогда  она вновь и вновь переживала все те события военного времени, вспоминая  свое детство день за днем, месяц за месяцем…
В такие минуты  от жалости  к ней мне хотелось отвернуться и бежать, куда глаза глядят, но я не могла, ведь я на инвалидном кресле. Мне казалось, что на меня давят и прижимают к земле, не позволяя пошевелиться все ее переживания и тяжелые воспоминания.
Помню, как бережно и с трепетом она относилась к хлебу. Бабуля никогда не выбрасывала даже  крошки, и учила нас также относиться к хлебу.
Несмотря на все трудности, которые пришлось перенести маленькой девочке, бабуля сумела сохранить такие человеческие качества как доброта, сострадание, умение быть рядом в трудную минуту и радоваться за других их успехам.
Трудно писать о ней в прошедшем времени...
Воспоминания о ней я храню в себе, как самое дорогое и лучшее. Эти воспоминания согревают меня и придают  новые силы.
          Для чего я все это пишу? Ведь о том военном времени много уже написано и снято фильмов.
  Пишу для того, чтобы не забыть, чтобы помнить…