К этимологии слова богатырь

Анатолий Мармазов
Анатолий Мармазов

К этимологии слова «богатырь»

Считается, что русское слово «богатырь» восходит к древнетюркскому «багатур» - «герой,  доблестный воин».  Оно известно также в формах: бахадур, батор, баатар, батыр, батур, боотур, бахадир.
Это  слово было в ходу в среде степных народов к северу и западу от Китая ещё в VII веке. Оно употреблялось хазарами и булгарами в качестве личных имен. «Википедия». В ней также говорится о том, что впервые  в славянской литературе слово «богатырь» появилось в 1585 году,  хотя, на самом деле, это слово упоминается в Никоновской летописи под 6509 годом от сотворения мира (1001 год),  где говорится об убиении Яном Усмошвецем печенежского богатыря.  Скорее всего, это слово  имеет более древнее происхождение,  уходящее вглубь языческих времен. Первая часть его тождественна санскритским словам: «bhaga» - счастье, благополучие;  «bhaga» -  часть, доля;  «bhoga» - поворот, изгиб; власть польза, выгода. Причем, эти слова, в свою очередь,  делятся на две части: «bha» (P. pr. «bhati» ) –  светить, появляться, быть и  «ga» (P. pr. «jigati» ) – воспевать, восхвалять.  Вполне возможно, что наидревнейшие богатыри имели отношение  к жреческому сословию, в молодые годы проходившему инициацию на военном поприще. Обращает на себя внимание исчезновение значения «воспевать, восхвалять» (первоначально, восход солнца)  в таких эквивалентах слова «богатырь» как «батор» и «батур». Теперь рассмотрим другую часть слова «богатырь»,  а именно, «тырь»,  имеющую в других языках эквиваленты «тор», «тур», «тир». Наличие их свидетельствует о непростой фонетике буквы, следующей за буквой «т» в исходном слове.  Например, слово «сын» в русском языке соответствует английскому «son»,  болгарскому  «син»,  польскому  «syn»,  что указывает на схожесть ситуации в обоих случаях.  Приведем список слов санскрита, возможно, способных хоть немного прояснить ситуацию: «tara» - конь;  «tura-ga» -  конь (букв. быстро идущий);  «tura» -  сильный, крепкий, полный сил, богатый, обильный; «turya» - сила, мощь победа;  «taru» -  быстрый, скорый;  «taru» - дерево;  «tara» -  проникающий,  громко звучащий,  сверкающий,  спаситель,  высокий;  «tra»  – охранять, спасать, «dhara» - острие, резкость, «tira» - берег, край. Здесь можно упомянуть и так называемую «туру»  -  осадную башню.   На немецком языке башня –  “turm», на португальском  -  «torre», на латинском – «turris»,  на норвежском  - «tеrn».  Исходя из всего вышеназванного, изначально, богатыри – это ловкие и сильные дозорные, несшие службу, например, на дереве или вышке, на границе племени, поселения, а так же на других опасных участках, и, возможно,  обладавшие громким голосом для передачи сообщения. От их умения и внимательности зависела жизнь и благосостояние их соотечественников. Впоследствии, богатыри пересели на необычайно дорогих и редких на Руси в те времена коней. При любой битве они были в первых рядах, чаще всего, они и начинали этот бой, то есть, всегда находились «на острие атаки». Вряд ли, первые богатыри были все как на подбор высокими и мощными, только впоследствии их образ приобрел именно это значение. Так, например, Алешу Поповича отличали не сила и не рост, а находчивость и хитроумие. В этом он схож с древнегреческим Одиссеем.  Являясь,  по своей сути, непоколебимыми язычниками, готовыми в любой момент пойти на смерть, богатыри немало пролили «христианской кровушки», за что и были вычеркнуты из древнейшей истории Руси. Впрочем, и самой этой истории осталось лишь чуть.  Но в разных вариантах славное имя «богатырь» сохранилось у близких, а от них и дальних, соседей Руси, которые взяли то, что оказалось не нужным на родине самих богатырей.  Впоследствии, когда древнейшие слова «bhaga» - счастье, благополучие и «bhoga» - власть, польза, выгода, объединенные  в слово «бог»  (дающий все эти блага), стали применяться к Иисусу Христу, богатыри вернулись на родину, только уже в качестве христианских воинов. То, что некогда слово «бог» не относилось к небесному покровителю, можно подтвердить на примере названия реки «Буг» («Бог»).  Правда,  все вышесказанное пока еще нельзя отнести к именно славянскому  происхождению слова «богатырь»,  потому что в том же санскрите есть немало слов с окончанием на «тар», имеющих значение «боец, защитник, победитель». Но в этих словах нет ничего похожего на первую часть слова «богатырь». Обратим внимание на то, что в английском языке «Bog” – это болото, в польском и белорусском «багно» - болото, в чешском «bazina» - болото. То, что древние англы и саксы, проживая некогда бок о бок со славянами, взяли слово «Bog» у соседей (вспомните реку Буг(Бог),- в этом нет ничего удивительного. Удивительно другое: в Древней Руси, возможно, существовала мощнейшая на тот момент металлургия, о которой мы ничего не знаем из-за того, что она была теснейшим образом связана с языческими верованиями. Хотя ее следы, причем многочисленные,  остались,  на всей территории России, где были леса и болота.  В португальском языке есть слово «palude» - болото, в испанском «paludico», а во французском «paludeen» с тем же значением, которые очень уж схожи со словом «полюдье», - зимний период, когда древнерусские князья собирали дань с подвластных им племен… или, все-таки, налог с металлургов, работавших на болотах? Эти металлурги – великаны волоты не только добывали болотную руду и выплавляли из нее железо, но и делали качественные мечи. То есть, на болотах существовали целые производственные комплексы, за чьей продукцией в гощи – заболоченные леса, а точнее, в удобные места-«погосты», расположенные рядом с ними, приезжали «гости» - купцы. Не зря же существуют такие слова как:  латинское «palus» - болото; турецкое «раlа» - меч, кинжал; венгерское:  «pallos» - меч.
Рассмотрим теперь происхождение слова «болото», которое в официальной этимологии выводят из слова «белый, белеть» (сиять).  Удивительно, но в китайском языке есть слово «diwa» – болотистый,  которое можно связать с санскритским «div» – излучать, сиять, небо, день; «dhi» – иметь, «dha» - давать, а также  «deva» -  небесный, божественный, бог, жрец, владыка, царь,- имеющий и дающий (девающий).
Таким образом, болота не просто "белеют", как, например, белеет снег,- от них исходит сакральный божественный свет,- цвет Солнца, чьим посланником на земле являлся бог Волос (Велес). Именно так воспринимали слово "болото" наши далекие предки.
В санскритском языке есть также слова: «prabalat» - сила, значительность, важность, величина; «rabhas» - сила, мощь (эст. raba – болото); (Не отсюда ли идет извращенное slave – раб?) «balata» - детство (из которого возрастает сила и могущество); Jambala, palala – болото; «phala-grahi» -плодородный, богатый; «balin» -  крепкий, сильный, воин; «pal» ( pp. «palita») - защищать, охранять;  «pala»  - повелитель, защитник; «bala» - сила, власть, военное господство;  «phal» (P. pr. «phalati»)  – рождать, производить, созревать;  «pali» -  край, запруда, плотина, линия, ряд. Несомненно эти слова связаны со словами «bhaga» – счастье, благополучие; «bhaga» – место, сторона, собственность, доля, наследство; «bhoga» – власть, польза, выгода, «bhoja» (божа)  - роскошный, богатый, щедрый,  «bhogin» - едящий, наслаждающийся, богатый, «багно» - болото.  А через них и со словом «бог, боже» - имеющий и дающий. С ними связано и древнерусское слово «палить» - жечь, восходящее к выплавке железа из болотной руды, а также к изготовлению древесного угля. Имеет оно и значение «стрелять», что  не удивительно.
Таким образом, речь идет о важности и значительности плодородных болот с их болотной рудой в истории древнерусской земли. Они являлись истоком не только рек, протекающих на ее территории, но и  местом древнейшей металлургии,-  образно говоря,  «болото» – это «детство» меча, которым добывались и власть и могущество в древнем  мире. На этих сакральных местах строились языческие храмы, где возносились хвалы Волосу-Велесу   - богу богатства и древних кузнецов-металлургов. От этих мест и получили свое название  «богатыри» - защитники счастья и процветания родной стороны. При этом, элементы самого слова уходят в более отдаленные времена. Таким образом,  слово «богатырь» никак не могло родиться в среде степных народов. Место его появления – густые заболоченные леса, где росло достаточно  дубов и берез для выработки качественного древесного угля, необходимого при выплавки железа из болотной руды. При этом не очень высокое содержание железа в болотной руде компенсировалось ее обильностью и близким расположением необходимой для производственного процесса древесины. А вот слово «палван» - воин, богатырь родилось уже в тюркской среде (пала, по-турецки, меч). В заключение приведем список арийских племен: камбоджи, мадры (мадраки или бахлики), бходжи, парси (фарси)=персы, ватсы, видехи, ядавы (сатваты или дашархи), сакья, ушинары, чеди, шиби, аю, арья, анта, шурасены, матсья, куру (бхараты), панчалы, прабхадраки. Выделим из них племя «анта».
Как известно, на территории Древней Руси существовало племя антов, которое в последний раз упоминалось под 602 годом н.э. Одного из вождей этого племени звали Бож - роскошный, богатый, щедрый. Возможно, в этом, судя по всему, арийском племени уже служили богатыри. «Википедия» сообщает, что «особенно характерными для антов были длинные мечи, высокого качества. В археологии они дали название целому классу подобных изделий, «мечи антского типа». И даже в англосаксонской поэме «Беовульф» герои сражаются антскими мечами». В санскрите есть слово «anta», имеющее значение «прекрасный, близкий, чудесный, граница, предел, смерть, гибель». Возможно, древние арийские племена горько сожалели о своих братьях, которые навсегда ушли из мест их первоначального обитания.