Проза деревенской жизни

Валентина Григорьева 2
В связи  с перетрубацией  в стране, сельское хозяйство резко пошло на спад. Жизнь в деревне стала  потихоньку затухать. Исчезли один за другим, вместе с содержимым коровники,птицеферма, свинокомплекс, конюшни – всё, как корова языком слизала. Кто был у руля,те и остались на коне, вместе со своей многочисленной роднёй. Прибрали к рукам всё, что плохо лежало.  Настала очередь прихватизации земли и техники, по остаточной стоимости.Кто не смог оплатить свой пай, в ход пошли товарные отношения, в виде спиртного и самопала.
Кто пошустрее уехали в города искать своё счастье, а кто был за пределами бедности – остался в деревне, один на один, со своими проблемами.
Приехав, в очередной раз в гости, решила зайти в сельмаг, находящийся в обычной, небольшой деревенской избёнке, внутри которой, могло одновременно быть не более десяти человек, а зимой – и того меньше. На этот раз там были две молодые женщины с тремя детьми.Одну звали Света, двадцати лет от роду. Рядом с ней, держась за мамкину юбку, стоял четырехлетний малыш. На руках у горе мамаши посапывал ещё один малыш. Округлый животик Светки говорил о том, что скоро ещё будет пополнение.
Вторую молодку звали Маринкой. Она была из соседнего села, что находилось в четырёх километрах от деревни. Возле неё нетерпеливо топтался малыш четырех лет.  Непрерывно дёргая мамку за руку,  он клянчил у неё купить ему конфетку.
-Мама, ну купи Чупа – Чупс, ну купи а, гундосил он на одной ноте.
-Отстань, не до тебя, я же тебе русским языком сказала – нет денег, ответила Маринка.
- Тёть Даш, ну дай  две банки креплёного пива под запись, конючила Светка.
-Привет, Дашутка, что за шум, а драки нет, пошутила я.
-Привет, привет,  а тебя каким ветром сюда занесло, по ягоды, или  в городских магазинах шаром покати, что за сто вёрст ко мне в лавку прикатила, пошутила она в ответ.А драка у нас не за горами, смотри как бы и тебе не пришлось ввязаться,  сказала  она с усмешкой.
-Теть Даш, ну будь человеком, дай  пивасика а, клянчила Светка.
 -Отвалите! Сказала не дам, значит и не дам! Ты, Светка, набрала уже товара на пять с половиной тысяч, а ещё только прошло полмесяца. Как ты думаешь дальше жить? Чем детей думаешь кормить ещё полмесяца, пыталась она урезонить  нерадивую мамашу.
-Ещё подругайка, как пиявка, присосалась. Это ж надо подумать, за четыре километра тащить по такой жаре мальца,  и только для того, чтобы залить ненасытную глотку, возмущалась  Дарья.
-Василий то, только  через две недели приедет, если не сбежит от такой жизни, сказала она.
-Не сбежит, он меня любит, а ребятишек я титькой покормлю,  нашла,  о чём заботится. Они потом,  дрыхнут, как убитые, ответила Светка.
-Вот видишь, соседка, куда катится наша молодёжь? Мужик по заработкам мыкается, чтобы хоть как-то,  прокормить семью, а эти, стервы, только умеют детей строгать, да спиртное, в бездонные  глотки заливать – вот и вся у них забота. Детей своих совсем не жалеют. По деревне бегают,  попрошайничают, стыд то какой,возмущалась Дуся.
-Вот и я об этом же, голодом не останутся, мир не без добрых людей.  Ну,  дай нам по баночке, и только ты нас тут и видала,  настаивала нагло Светка.
-Маринка, чего ты к ней прилипла? Видишь, у неё ни жратвы, ни выпивки нет. Ты же со вчерашнего дня тут  ошиваешься. Такого мальца по  жаре  притащила. Совесть
совсем  пропили лохудры! Пошли вон, прошмандовки,  не выдержав, закричала продавщица.
-Ну,  чё, ты, лаешься,  да ещё при посторонних людях, давай лучше нам по баночке и мальцам по конфетке, что на палочке, и мы отвалим, не будем уж сегодня беспокоить ваше  предпринимательское величество, сказала Светка.
-Ты мне ещё тут зубоскалить будешь? Ты бы лучше в доме навела порядок, детей бы обиходила.Строгать их дело не хитрое, а вот воспитать…
-Да какой ты, к чёрту, воспитатель. Жаль, что не я твоя мать, а то бы ты у меня, по одной плашке ходила, а на другую бы даже не поглядывала. По вам обоим давно наркушка  плачет.  Мужик то у тебя, Светка, золото. Тебе бы за него обеими руками ухватиться, а ты? Эх ты, тварь неблагодарная, в сердцах, сказала  Дуся.
-Ну, а я чё делаю? Вот и держусь, да только обеими ногами. Ха, ха, ха, заржали подружки.
-И заметь, я красивая, а красота она миром правит, так что не боись, Васька от меня никуда не слиняет, продолжала философствовать  Светка.
-Да как тут против правды попрёшь, вот приедет Васька, расскажу ему всё, и будешь ты у нас ещё краше, на целых два фонаря, которыми он украсит твои глаза. Тьфу, на тебя, разошлась она.
-Ну, опять, за рыбу деньги. Я же тебе сказала, что верну долг,  значит - верну, а нотации ты своему мужику почитай, а со своим мужиком я, как-нибудь, сама разберусь, отпарировала Светка.
-Вот, видишь, соседка, какая у нас молодёжь? И это наша надежда? Да, такая, стерва, всё исподнее  с  покойника снимет и пропьёт, лишь бы повеселиться, сказала  Даша.
-Так, дамы, устала я слушать вас, а ну, ноги в руки, и пока не поздно, тикайте отсюда, или я вызываю полицию, скажу, что магазин грабят, продавец подтвердит. Ну, так как, сказала я.
-Достали уже, добрых полчаса  слушаю ваши разглогольствования, вместо того чтобы купить продуктов.  А ты, Маринка,  бери дитё и топай отсюда, я не шучу, если сию секунду не уберётесь вызову полицию, даю слово.  До чего ж докатились, без совестные, сказала я.
-Да, я при чём? Я ей толком сказала, что ничего тут не выгорит, а она – уломаем. Пошли, давай,сказала она подружке  и первая, нетвёрдой походкой, дёрнув малыша за руку, вышла из лавки.
Видя, что Светка, даже не делает попытки её догнать, ещё сильней обозлилась.
-А ты, дура, если хочешь приключений на свою задницу,  жди воронка, домчит с ветерком,только, чур, без меня, на ходу крикнула Маринка Светке.
-Дай мне две булочки и немного конфет, и бутылочку минералки, я догоню и мальцу дам,сказала я.
Дарья, тот час, подала  булочки,  горсть конфет и бутылочку воды.
Я их быстро догнала. Передавая малышу еду, спиной почувствовала злой взгляд Маринки.Я на неё вопросительно посмотрела, что не так?
-Да, если бы не ты, тоже мне доброхотка нашлась, мы бы её уломали – не первый раз.Я, молча, достала телефон, и набрала номер сестры.
-Алло, полиция? Здравствуйте! Я звоню Вам по поводу ограбления магазина в Маслово.
-Ты, чего сестра, какая полиция? Когда ограбили? Ничего не пойму, заволновалась Галя.
-Шутка, сейчас буду у вас, сказала я шёпотом и дала отбой.Тут же зазвонил мой телефон.
-Я, что-то не поняла тебя сестрёнка, какая полиция? Ты где, спросила Галя.
-А так вы уже выехали, хорошо, я буду тут вас у магазина ждать и снова выключила телефон.
Маринка, схватив малыша, с такой скоростью рванула с места, что ей позавидовал бы спортсмен.
Я зашла в магазин, в котором стоял невообразимый шум. Дети плакали в два голоса, в воздухе летала тяжёлая артиллерия – мат. Пришлось, брыкающуюся, мамашу, вдвоём выводить из сельмага. Долго ещё нам в след неслась ненормативная лексика, приправленная угрозами.
Я так была поражена изощрённостью и сложностью мата, что, напрочь, забыла, что мне нужно купить. Мы помолчали. Я тупо стала разглядывать витрину, надеясь вспомнить, что хотела купить, но ничего путного на ум не пришло.
Первой нарушила молчание продавщица.
-Вот так, почти, ежедневно, на работу, как на войну. Если бы была другая работа  ушла бы, без оглядки. Магазин то не мой. И за что мне это всё перепадает. Зарплата тут мизер. Как распался колхоз, так народ спиваться начал. Ладно, у кого есть транспорт, так они хозяйством держатся на плову, а такие как эти, голь перекатная, в пиве утопают, по «самое не балуй».  Ладно, ещё хозяин разрешил продукты под запись выдавать, а эти алкашки, кроме спиртного, ни на что глаз не кладут,  одно на уме – напиться. До детей им дела нет, вечно голодные, видала, как он булочку, не жуя, уплетал. Господи, к чему катимся, за что воевали наши отцы и деды. Одно утешает, не дожили они до этого позорища. Кошмар, а не жизнь. Прихожу с работы еле живая от постоянного стресса, а нужно ведь ещё со скотиной убраться и приготовить поесть.
Да, вот такие у нас дела, сказала Дарья.  А как там у вас в городе, спросила она.
-Крысы убавились, бомжи прибавились. Кругом беспредел. Цены растут ежемесячно, теперь вот ЖЭК нас душит своими расценками. Никакого контроля нет ни над чем. Лекарства - подделка.
Продукты, ещё хлеще. Купила фарш куриный коту, так он понюхал и отошёл - ешь сою сама.
Порой, кажется, идёт намеренное уничтожение людей. Кавказцы  продают овощи – сплошная химия, есть невозможно. Садом только вот и спасаюсь, а много ли вырастишь на четырёх сотках.
У дома стоит пивнушка, так алкаши там пасутся постоянно и деньги клянчат. Попробуй не дай,в миг на кулак нарвёшься. Работы нет, одна торговля процветает, а там очень мало платят,да и без оформления. Теперь появилась новая форма от налогов скрываться. Берут с испытательным сроком на месяц, без оформления, потом, под любым предлогом, избавляются и снова другого раба  нанимают, и так до бесконечности. Вечером на улицу уже, как раньше, не выйдешь – там беспредел гуляет. Так что, подруга, хорошо там, где нас нет.
-Взвесь мне по килограмму всех фруктов и вот эту плитку воздушного шоколада дай.
Расплатившись и попрощавшись с Дашей,  я подошла к машине, и прежде, чем её завести,посидела несколько минут. Голова раскалывалась на части, перед глазами прыгали чёрные мушки – давление подскочило.
-Господи, за что нам такие страдания? Как будут жить дальше наши дети и внуки?
Мой возглас повис в воздухе и остался без ответа. Видно, здорово мы нагрешили, пришёл наш час расплаты.