Два урока физики

Сергей Рубанкин
Школьные годы чудесные…
Но я школу так и не закончил.
Но не будем о грустном.

Учился я в самой что ни на есть средней Средней школе.
Из школьных преподавателей мне запомнились геогафичка и физичка.
Географичка любила театрально подойти к доске, взять в правую руку мел и с размаху нарисовать идеальный круг. Это был Земной шар! Все заворожено смотрели на круг, перешёптывались, и никто уже не вслушивался в то, о чём она вещала негромким голосом. А в седьмом классе у нас появилась новая молодая физичка и начала нас обучать электричеству. Это сейчас я понимаю, что пришла к нам совсем молодая девчонка, сразу после пединститута.

А надо вам, читателям, сказать, что, кажется, с четвёртого класса я занимался в радиокружке и к седьмому классу мы умели читать, рассчитывать и паять радиосхемы,  пользоваться лобзиком и ножовкой, молотком и напильником и даже сверлильным станком. Знали, что такое электрический ток и ЛАТР (лабораторный автотрансформатор), разбирались в радиолампах и радиодеталях, умели мотать и собирать трансформаторы, собирали радиоприёмники и передатчики, участвовали во Всесоюзных соревнованиях по коротковолновой радиосвязи. Поэтому на её уроках я читал художественные книжки или готовил задания по другим предметам. Но один урок физики мне запомнился. Разбиралась простейшая схема последовательной цепи, изображённая на рисунке и состоящая из источника питания (батарейка), резистора R (в те времена называлось сопротивлением), выключателя и амперметра. Вопрос: в каком месте электрической цепи нужно поставить амперметр – до резистора или после, - чтобы показания тока через резистор были правильными? Вопрос, конечно, глупый, но наша учителка очень убедительно говорила, что ток течёт от плюса к минусу и чтобы правильно измерить ток через резистор, амперметр нужно включать после резистора (сопротивления)! Услышав краем уха странные слова, я оторвался от книжки, посмотрел на схему и крикнул с места, что без разницы, куда поставить амперметр. Она не согласилась со мной, на кону стоял авторитет учителя. Я доказывал своё, сказал, что вообще-то ток в проводнике – это движение электронов, а они движутся от минуса к плюсу, и тогда они сначала пройдут через амперметр и только потом через сопротивление! Окончательно сбитая с толку, со слезами на глазах она неуверенно проговорила, что в Институте её учили, что ток идёт от плюса к минусу. Класс с интересом наблюдал наши разборки. Урок был сорван. Меня, кажется, вызывали в кабинет директора, я стоял на своём, велели привести родителей.

Я понял, что в этой школе мне делать нечего. Закончив 7 классов, я поступил в радиотехникум.

В радиотехникуме было всё по-другому! Мы должны были купить общие тетради и записывать лекции! Это называлось конспекты! А предметы назывались курсами! Были курсы физики, химии, математики, литературы, иностранного языка, истории, конечно, физкультуры, потом прибавились курсы электротехники, радиотехники, передатчиков, приёмников, сопромата, черчения, источников питания, радиоматериалов (называли пренебрежительно «тряпочки»), локационных устройств и много-много других. В нашей группе было человек 25-30, число студентов-учащихся по годам менялось. Кто-то уходил, кто-то появлялся новый. Девчонок и мальчишек было примерно поровну. После поездки в колхоз все подружились, и в нашей группе сплотилась тёплая дружная компания, человек 17-20, которая все каникулы, дни рождения и праздники проводили вместе. Вместе ходили на каток, вместе с лыжами выезжали в интересные места. Летом в пятницу брали палатку в прокате, и на выходные на электричке выбирались за город, на озёра или к реке. Всей компанией ночевали в одной палатке. Мальчишки и девчонки. Родители нас отпускали, не боялись. А надо сказать, что курса биологии у нас не было, поэтому устройство человека и его органы мы не изучали, поэтому отношения у нас были чистыми и романтическими. Прошли годы, но каждые 5 лет мы собираемся вместе и отмечаем окончание учёбы. К сожалению, нас остаётся всё меньше и меньше.

Преподавательский состав у нашей группы был отборный! А как же иначе, в нашей группе учился Илья Б., а папа его был зам.директора техникума! Математику преподавала Полина Иосифовна, она рассказывала, что ещё  давным-давно учила будущего известного аса  маршала Покрышкина. Тогда он был порядочным шалопаем.
Физику вёл Олег Александрович. Влюблены в него, думаю, были все девчонки! Уже не совсем молодой, но и не старый, красивый, умный, эрудированный! А как были оборудованы лабораторные работы и кабинет физики! Нажатием кнопки опускалась и поднималась доска. Таким же образом чёрными шторами закрывались окна и ставились опыты со светом. Все продумано до мелочей, вся аппаратура в идеальном состоянии! А как он читал лекции! 
Проходим магнитную индукцию. В конце вопрос: Всё понятно?!
Тихие голоса: «Да, понятно». Он повышает голос: «Да как же тут вам всё понятно? Вот к катушке подключаем батарею постоянного напряжения, ПОСТОЯННОГО, а во второй катушке наблюдаем появление тока! Почему?» Полная тишина. И снова детально разбираемся в физике дела! А ещё он преподавал нам химию.

Уже много лет спустя, после армии, я поступил на физический факультет университета и в физической аудитории я увидел те же передвигающиеся моторчиками доски и такие же лабораторные работы по курсу общей физики, разве что масштабом чуть больше.

Но вернёмся к Олегу Александровичу на очередное занятие. В этот раз вместо физического опыта он неожиданно ставит на большой стол проигрыватель, бережно достаёт пластинку и в аудитории раздаются чарующие звуки оперы Чайковского «Евгений Онегин». В аудитории тишина, 14-15 летние мальчишки и девчонки затаили дыхание, слушают. Олег Александрович прерывает мелодию. И начинает рассказывать увлекательную историю создания оперы, переходит к Пушкину, вдохновенно читает огромные куски из «Евгения Онегина», по памяти! Наши девчонки, открыв рты, заворожено ловят каждое слово, каждый жест. Ну, разве можно не любить такого преподавателя! А когда наши девчонки к 23 февраля устраивают в зале для нас концерт, им аккомпанирует за роялем Олег Александрович. 

Теперь мы понимаем, что эти уроки были важнее уроков физики. После окончания учёбы единицы продолжили работу по специальности, я ни дня не проработал по специальности в дипломе, но каждый из нас впитал эти уроки и остался порядочным человеком, не равнодушным к нашей истории и культуре.

Вот такие два урока физики. И двое совсем разных преподавателей.

О любом преподавателе можно рассказать много поучительных историй. У меня лично сложились очень тёплые отношения с Тамарой Ильиничной – преподавателем радиотехники. Она знала, что после службы в Армии, я собираюсь поступать в ВУЗ. Во время службы, она присылала мне пособия, олимпиадные задания по физике и математике. Уже учась в университете, мы с женой приезжали к ней в гости. Она нам рассказала об одном забавном эпизоде, случившемся со мной во время учёбы в техникуме. Был тогда период в жизни страны, когда началась кампания борьбы со стилягами. Меня не сильно занимали эти модные течения, даже увлечения песнями Битлз меня обошли стороной. Мода меня занимала ещё меньше, но моя причёска заинтересовала администрацию техникума, в частности, того самого зам.директора Б. И по его приказу меня стали отстранять от занятий. Проще говоря, показывали пальцем на дверь. Честно говоря, причёска меня тоже мало интересовала, но я не любил ходить в парикмахерскую и стригся редко. Но меня задело, что без особого объяснения меня выгоняли с занятий и требовали постричься. По чьему указанию это делалось, я тогда не знал.  Я почему-то упорствовал, относился к этому с юмором. Продолжалось это недели две, потом всё кончилось. Учился я хорошо, закончил техникум с красным дипломом, поэтому за учёбу я не беспокоился и с юмором наблюдал за этой игрой. И вот через много лет мне об этой милой истории и рассказала Тамара Ильинична и ещё добавила: «но мы, преподаватели, были на вашей стороне».

Возвращаясь сегодня по ступенькам памяти в те детские счастливые годы понимаешь, что действительно, нам несказанно повезло, на наших глазах творилась история страны! Это сегодня развелось множество нытиков, для которых отсутствие ананасов на их столе в те годы или невозможность купить 30 сортов колбасы - трагедия вселенского масштаба.
 
Как сейчас, помню тот день, большой перерыв между занятиями, в это время мы успевали пообедать в своей столовой, и вдруг срочное сообщение ТАСС: "12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту! Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич..."! Всеобщее ликование! Какие тут занятия! Какая радость на лицах у всех! Вспоминаю, как с Юрой, тоже из нашей группы, в это день возвращались домой в переполненном трамвае, висели на подножках и кричали от радости. Да и весь, забитый людьми с радостными лицами, трамвай  почти непрерывно гудел и звенел, незнакомые друг другу люди не скрывали слёз радости, все мы были одной семьёй в те минуты! А ведь лишь несколько лет до этого, осенью 1957 года мы запустили первый в мире искусственный спутник Земли! И это произошло всего через 12 лет после окончания кровавой, разрушительной войны, в которой погибли около 27 миллионов лучших людей нашей страны и пол страны лежала в руинах!

А что мы значительного сделали за последние 12 лет? А за 24 года? Уничтожили Великое государство, породили миллионы безработных и бедных, наркоманов, алкоголиков и беспризорников! Разрушили лучшее в мире школьное образование, доступную медицину, систему дошкольного воспитания, дома пионеров с бесплатными кружками, детские лагеря отдыха... И последнее "достижение" - гражданская война на Украине! Из сложных технических бытовых приборов перестали вообще что-либо выпускать! Наивысшее достижение - сборка из готовых комплектующих.

Ещё немного об учёбе в техникуме. Забавный случай произошёл во время зимней сессии. Сдавали азы электротехники. Мы, группа сильных студентов, обычно сдавали в первых рядах. "Отстрелявшись", спустились в подвал, где размещались лаборатории с действующими образцами современной техники. Несколько ребят сгрудились у локационной установки, под присмотром преподавателя изучали экран радара. А я в другом углу крутил настройки коротковолнового радиоприёмника. И вдруг услышал знакомый голос: "Геннадий, Геннадий! Энергия изменяется с двойной частотой..." Все повскакивали и бросились бежать к аудитории, где проходил экзамен. Успеваем крикнуть преподавателю: "Пожалуйста, не выдавайте!". Прибежали, осторожно приоткрываем дверь и видим! Геннадий сидит в конце аудитории с забинтованной головой, правая щека и ухо спрятаны под повязкой, а сверху ещё обмотано всё это тёплым шарфом! "С больным ухом" он пришёл на экзамен. Добавлю, что Геннадий в нашей группе появился позднее, моряк, отслуживший на флоте (в те времена служили 4 года!) для нас, пятнадцатилетних мальчишек, казался уже взрослым дядькой. Он долго, может около года ходил на занятия в морской форме. Может, не было приличной гражданской одежды, не знаю причины. Отслужившие в армии или имеющие стаж работы, имели льготы при поступлении. Но требования в техникуме при обучении были довольно жёсткие, и ему с большим перерывом после школы приходилось труднее, чем нам...

Первые годы учились мы на дневном отделении, но, кажется это было на третьем курсе, Никита Сергеевич Хрущёв бросил в народ лозунг «Связь школы с жизнью». Для нас на практике это означало, что днём мы будем работать в НИИ, а учиться – вечером, после работы. В результате срок обучения увеличился примерно на пол года, и получили свои дипломы мы 28 декабря. Приём в институты давно закончился и у кого подошёл возраст через два дня были призваны в армию. И я в их числе.
 
Работали мы, точнее, проходили практику в секретном НИИ, занимавшейся разработкой аппаратуры радиоразведки. Работали там умнейшие ребята. В это время уже во всю применялись транзисторы. Использовался модульный принцип.  Были модуль-усилитель, модуль-триггер, модуль-генератор, и т.д. Каждый модуль отрабатывался на стенде, затем полностью заливался эпоксидкой и далее проходил испытания влажной атмосферой, перепадами температур и давлений в течение длительного времени. Из таких модулей затем собирали полный комплекс. Вслух не говорилось, но все понимали, аппаратура отрабатывается для тропических условий (как на Кубе).

В качестве дипломного проекта мне была поставлена интереснейшая задача, состоящая в следующем. На участке фронта, допустим в 50 км, действует одновременно несколько, например 10, локационных станций противника примерно в одном диапазоне радиоволн. Задача – разделить сигналы каждой станции и определить параметры этих станций. Причём, требовалось не только разработать теоретическую схему, но и собрать действующий макет!  Вот такие задачи ставили руководители проектов! Мне тогда было 15-16 лет и меня поразила внезапно возникшая мысль: эх, если бы такие люди, такие головы да работали для народного хозяйства, какие устройства мы бы имели в народном хозяйстве и в быту! Но в народном хозяйстве работали, похоже, сплошь троечники или двоечники.

И подумать не мог я тогда, конечно, что через несколько лет, уже во время службы в Армии, произойдет неожиданная встреча в Москве с замечательными ребятами из той самой лаборатории в НИИ, где я делал диплом!
Встреча была неожиданной и для меня, и для них. Служил я под Москвой и старался на субботу и воскресенье брать увольнительную и выбираться в Москву.  Была у меня «явка», где я переодевался в гражданскую одежду и только после этого отправлялся на электричке в Москву. Иначе легко можно было нарваться или на патруль, или не заметить офицера и не отдать честь, и тут как повезёт, попадались всякие. А в Москве и патрулей, и офицеров хватало.
Так вот, иду я по улице Горького, а навстречу мне ребята из нашей лаборатории. Вот так встреча!
Разговорились, рассказывают, что они приехали на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) – главную выставку страны. Оказывается, были в те времена и закрытые выставки, на которых демонстрировались изделия оборонного назначения «закрытых» предприятий и на которых отбирались лучшие разработки.


За дипломный проект мне поставили оценку отлично.
Специальность по диплому: радиолокационные устройства.
По этой специальности я не работал и минуты. Но у нас были широкие познания в области радиотехники.
И эти знания в Армии очень пригодились.

Может быть, интересные моменты из армейской службы опишу в других рассказах...