Вторая заповедь

Валентина Телепенина
Человек живёт так, как живётся, и считает, что всё у него в порядке и без заповедей, они ему не нужны. Есть точка соприкосновения с кем-то – хорошо, нет её – не брат ты мне и не сестра. Однако карточные домики не стоят долго, рассыпаются...

Рано или поздно, в этой жизни или в другой, всё испытав и перепробовав, устав от пресыщения, человек обнаруживает в себе тягу к иной жизни – светлой, осмысленной. Этот серьёзный импульс исходит из глубины сердца, и пробуждающийся начинает сознавать пропасть между собой и идеалом. Он понимает, что живёт неправильно, и нужно с этим что-то делать. С чего начать? Вопросов много, нужна помощь. Он интуитивно ищет того, кто может подсказать. И находит, обязательно находит: если готов ученик, то готов для него и Учитель.

Много путей ведут к Богу, и каждый идёт своим путём. Не сам человек выбирает его – он к нему притягивается в соответствии с оснащением, наработанным в предыдущих жизнях. И нет никакого основания утверждать, что твой путь – самый правильный. Ты проник в Божественный План и претендуешь на высочайшее знание? Для тебя – да, самый правильный, твоё место там, где ты находишься; точно так и для всех остальных: каждый пребывает на своём месте, потому что никто не оставлен, каждый благословлён Отцом, включая и того, кто не принадлежит ни к одной общине или церкви. Мир широк и многообразен, он не ограничивается той или иной общиной верующих. Одни люди проходят эволюцию через развитие сердца, другие – через развитие ума. Не судить нам нужно, а постигать заповеди тех великих наставников, которые в разное время воплощались в разных народах.

***
«Книжник спросил:
- Какая первая из всех заповедей?
Иисус ответил:
- «Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»; вот, первая заповедь!
Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; иной большей сих заповедей нет». (от Марка, 12:29-31)

Внимательно вчитываешься в первую заповедь и понимаешь, что нет у тебя шансов возлюбить Бога: сердце молчит, с душой своей ты не знаком... Как полюбить всем разумением своим? Выход одинь: исполнять вторую заповедь, только через ближнего можно приблизиться к Богу. Невозможно полюбить Творца, если не научишься любить Его творение: мир, людей, жизнь. Много лет заповедям, а далеко ли мы продвинулись в их освоении?

Нас не призывают возлюбить себя. Мы и так себя любим, но много ли радости доставляет нам эгоистичная любовь? Многие скажут: «А как же, конечно, я себя люблю». И расскажут, как они себя холят и лелеют, забывая или не зная, что человек – это душа, а не тело. В духовных писаниях под человеком понимается душа, именно к ней направлены усилия высших сил, а не к механизму, через который она проявляется.

Что мы любим в себе кроме внешности? Разве нам не нравятся наши искренние бескорыстные порывы, когда мы спешим на помощь к другу, отбросив свои важные дела, или чувствуем в сердце благодарность к тому, кто помог нам? После хороших поступков всегда бывает хорошо. А нежность к ребёнку, к цветку? Мы не любим пребывать в гневе, раздражении и сознательно к этому не стремимся. Нам нравится радоваться и доставлять радость окружающим нас людям. «Всё лучшее в человеке – от Бога», а душа – Его проводник. Душа развивает и направляет личность. Например, голос совести – это явное, идущее от души побуждение, мы способны ощущать его и претворять в жизнь. Мы понимаем, что поступили неправильно. Трезвый человек, уловив этот голос, обязательно делает усилие и меняет ситуацию. Голос совести молчит, если человек постоянно заглушал его, отмахивался, вот и отвернулась душа от такого делателя. Он пожнёт плоды своих дел и однажды, упав на колени, призовёт свою душу. Она не отмахнётся, придёт и поможет подняться. Без души действует животная природа, инстинкты. Все мы хорошо знаем, как проявляются бездушные люди, а душевные – это сильный магнит.

Что же такое особенное мы любим в себе, что надлежит полюбить в другом человеке? Один момент понятен – это наши лучшие проявления, наполняющие сердце радостью, нежностью, любовью, состраданием. Мы ценим не только свои хорошие качества и поступки, мы видим и ценим хорошее в других. Это нам доступно. А как мы относимся к чужому мнению? О, только не это, моё мнение превыше всего! Самое трудное для нас – принять мнение другого человека, если оно не совпадает с нашим. Именно это имеется в виду в заповеди: научись уважать мнение другого человека так, как ты уважаешь своё собственное.

Двое сидят визави, между ними – растение в горшке. Один видит со своей стороны распустившийся цветок, а другой – бутоны. И спорят они, доказывая свою правду о цветке. А можно встать, проверить и больше не спорить. Не всегда так легко проверяются мнения, бывает, нужны годы, поэтому нам сказано: прими чужое мнение, поставь рядом со своим и уважай его. Не отворачивайся от человека только оттого, что он думает не так, как ты. Разве Жизнь не показала тебе хоть однажды, что прав не ты? Смирился ты тогда или лез из кожи вон, чтобы доказать своё вопреки здравому смыслу? Кто тебе внушил, что ты всегда прав? Сам себе и внушил. Для того и существует иерархия на земле в виде начальства, чтобы хоть как-то смирять нас.

В редких случаях мы видим в жизни исполнение Второй заповеди, так как сильна привычка настаивать на своём, держаться за своё с неимоверной силой, переубедить нас крайне трудно. Всё это учтено в заповеди, не случайно сказано: «Возлюби БЛИЖНЕГО твоего, как самого себя», а не «каждого» или «всех». Не можем мы любить каждого, наше сознание пока не готово к этому, но мы можем научиться желать каждому человеку как минимум добра.

Кто для нас ближний? Привычно отвечаем: семья, друзья, родственники. Другие ориентиры: профессия, возраст, вероисповедание и пр. В семье бывает всякое, особенно если есть что делить. Отношения между мужем и женой – не показатель, по-настоящему счастливых браков мало. И с иноверцем иной раз легче договориться, чем с единоверцем. А попробуй указать на какой-нибудь недостаток родному или близкому человеку! Это приведёт к предсказуемому результату: он обидится, возможно, затаит обиду на всю жизнь, а ты об этом и не догадаешься. А если то же самое скажут тебе? «На себя посмотри, а потом учи других!» – это самая распространённая, плохо окрашенная реакция в подобной ситуации. Зерно, конечно, есть: не просят – не учи, прежде всего ищи недостатки в себе. Мы ответственны перед детьми, мы должны им подсказывать, но делать это нужно тактично, с умом. Став взрослыми, они вправе принять или отвергнуть нашу философию, и нам придётся уважать их выбор, если не хотим их потерять.

Итак, БЛИЖНИЙ – это знаковое слово, за ним стоит нечто нерушимое, незыблемое, прочное. Речь идёт о духовной жизни, а не о мирской.

Мы привыкли к мнению, что у нас одно тело, хотя прекрасно понимаем, что не мясо и не кости думают и чувствуют. На самом деле тел – семь, как и у хозяев Земли и Солнечной системы. Человек рождается под одним из двенадцати знаков Зодиака и всю жизнь находится под влиянием своего созвездия. Кроме того на человечество воздействуют семь Лучей сознания, от них зависит наше движение вперёд. Другие факторы: эволюционный статус (принадлежность к определённой волне индивидуализации), раса, поляризация сознания: одни люди – эмоциональны, другие – ментальны, а кому-то суждено заниматься физическим трудом... 

Комбинируя всего лишь семь нот, творческие люди создают неограниченное количество мелодий. Много сил и факторов влияют на нас, и кто-то филигранно потрудился над каждым, учёл все необходимые аспекты, свёл их воедино – и получились уникальные существа. Естественно, что восприятие многогранного мира у нас индивидуальное, мы не можем видеть и адекватно отражать в своём сознании все его грани. Одни и те же события вызывают разную реакцию: один видит катастрофу, а для другого это – потенциал, новые возможности. Объединяет нас то, что мы одинаково далеки от Истины, которая есть только у Творца. В споре Истина не рождается, в споре портятся отношения. Людям сделано прекрасное предложение: не барахтайтесь в невежестве, учитесь уважать мнение ближнего и сокращайте расстояние между собой и Богом, потому что именно на уважении строятся доброжелательные отношения. «Чистые сердцем Бога узрят».
 
Ближний – тот, кто близок нам по духу, с кем смотрим в одном направлении, то есть тот, кто тоже устремлён к Истине, кто хочет понять, кто есть Бог и как Его найти в себе. Подвижники Запада и Востока оставили нам богатое наследие, и сейчас на земле много мудрых людей, передающих свой опыт. И все утверждают в один голос: прежде всего от человека требуется воспитание в себе искренности.

В миру люди не любят открывать своё сердце, часто лукавят. Путь к Богу – Истине – начинается с искренности перед собой и ближним. Задавая вопрос созвучному брату,  ты заранее знаешь, что ответ будет искренним, без лукавства, потому что твой брат, как и ты, работает над важнейшим качеством: учится говорить то, что думает и чувствует.

Самостоятельная работа везде приветствуется. Но может ли человек сам разобраться в том, что находится за пределами его опыта? Можно обложиться духовной литературой, изучать её взахлёб, при этом всё хорошее относить к себе, а недостатки… сразу в памяти всплывает тот, кому нужно адресовать прочитанное о негативном качестве. Мало послушать проповедь или почитать книгу, нужно полученные знания применить на практике. Как известно, вера без дел мертва.

Неспроста устремлённые люди объединялись в общины или уходили в монастыри. Единомышленники обменивались опытом, обращались за советом к старцам, стоявшим на более высокой ступени сознания. В коллективе человек развивается гораздо быстрее. Трудное это дело – избавление от эго, не может человек справиться с ним сам, без взгляда и подсказки со стороны. Эго само с собой не борется; будучи бесконтрольным, оно имеет тенденцию только к укреплению.

Ближний – это не тот, кто потакает твоим слабостям и расточает мёд там, где тебя нужно решительно остановить. Христос «мыл ноги» своим ученикам. Была ли в этом нужда, разве ученики не могли сами за собой поухаживать? Это аллегория. Иисус помогал вскрывать духовные язвы и тем способствовал духовному очищению и совершенствованию своих учеников. Праведники и святые просили в молитвах о великой милости – о даровании зрения своих грехов, они считали, что их у нас столько, сколько песчинок в речном песке. Сначала нужно увидеть то, с чем следует вести непримиримую брань, и должна быть готовность засучить рукава и потрудиться над собой. Святые люди знали, что должно человеку делать на земле, они оставляли мирские заботы и прокладывали путь в Небесное Царство – для себя и для того, кто пожелает следовать за ними.

Человек на земле – это вечный ученик. Понадобятся годы упорного труда над собой, чтобы родилась привычка уважать мнение ближних, зато потом она будет действовать в любой среде, среди ближних и «не ближних».

Когда поймёшь, что нужно смотреть внутрь, в сердце, где происходит отклик на внешний мир, когда начнёшь разбираться в своих реакциях и сдерживать себя, когда внешняя жизнь будет всё реже и в меньшей степени вызывать в тебе раздражение, несогласие, страдание, а внутренний мир встречных всё больше будет интересовать тебя, – считай, что ты приступил к освоению второй заповеди. Ты начал помогать своей душе. А пока вертишься в своём эго как белка в колесе, тебе нужен только ты сам, а не ближний.

«Взгляд внутрь потребует от нас большой осторожности и большой смелости – почти полного изменения нашего отношения к жизни и уму. Мы настолько пристрастились смотреть наружу, что почти полностью лишились доступа к нашему внутреннему существу. Мы боимся заглянуть внутрь, потому что наша культура не дала нам никакого представления о том, что мы там увидим. Сложилось мнение, что от этого можно сойти с ума. Это одна из последних и наиболее сильных выдумок нашего эго, используемая для того, чтобы не дать нам открыть нашу реальную природу». (Экхарт Толле, «Новая земля».)


ЧАСТЬ 2.          

Как же полюбить ближнего? Мы сильно привязаны к своему мнению, к своим представлениям, доверяем только своему опыту, механизм распознавания более высоких вибраций не работает, хотя в наших тонких телах имеются аналоги физических органов восприятия. Мы не чувствуем побуждений других людей, нам кажется, что все вместе и каждый в отдельности – против нас. Живём в скорлупе своих предубеждений. Гордость, тщеславие, зависть, критицизм, корысть, обида – кто свободен от этих язв?

Как же обнаружить и заставить работать этот важный чувствующий механизм?

Ясно, что одно желание не изменит ситуацию, без усилий не выбраться из скорлупы. Нужно существенно потрудиться над собой, чтобы очистить сознание, сделать его более тонким и чувствительным. РАБОТА – это деятельность человека на благо своей души, это бескорыстный труд на общее благо не только планеты, клетками которой мы являемся, но и вселенной, энергетической клеткой которой является наша Земля. Вся прочая деятельность есть АКТИВНОСТЬ, окрашенная эгоистичным устремлением: заработать, купить, построить, съездить и т.д. – всё для своей личности, для своей семьи. В результате активности не остаётся времени для работы – очищения и расширения своего сознания, потому что так расставлены приоритеты. Вопрос «Кто я?» не стал насущным, знания об устройстве вселенной, планеты, человека не востребованы, у одних они вызывают страх, у других – ухмылку. Но знание не нуждается в приглашении, оно входит в нашу жизнь без спроса.

Сначала Моисей получил скрижали завета – закон, призвавший избранный народ (эволюционно подготовленный к восприятию новых, более высоких энергий) к единобожию и соблюдению морально-нравственных устоев в своей среде: уважать родителей, не покушаться на жизнь человека и его собственность, не лгать, не распутничать. Прилагая усилия к исполнению указанных заповедей, человек обретал привычку богоугодной жизни, после чего сфера его внимания могла расшириться и выйти за пределы десяти заповедей. Избранному народу предстояло подготовить почву для восприятия Учения Христа, о котором было возвещено в Ветхом завете. 

В новом Учении Любви прозвучал призыв к человеку: «Возлюби Бога и ближнего!» Для того чтобы в сердце родилась любовь, нужно утончить свою психоэмоциональную природу. Евангелие учит, что после усвоения заповеди «око за око» следует переходить на новый уровень отношений: учиться подставлять «другую щёку», то есть прощать, не отвечать злом на зло. Научились любить родителей, значит, пора переносить внимание за пределы семьи. Не садись сам на почётное место – будь скромным; не спеши осуждать другого за грехи – прежде разберись с собой; помогая другу, будь изобретательным – развивай СВОЁ сердце, будь требовательным к СЕБЕ, борись со СВОИМ эго и не имей претензий к людям.

В «Откровении» Иоанн Богослов предупредил нас о грядущем Учении – Новом Иерусалиме, которое станет достоянием уцелевшего человечества по истечении последних времён.
«И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.
Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё.
Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». (Откр.22:10-12)
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». (Откр.22:14)               

Всё сказано, всё открыто. Мы пришли на землю и включили свободную волю. Приведёт ли она нас в Новый Иерусалим? В следующий класс переходят, усвоив материал предыдущей ступени.

***
«Некто из начальников спросил:
– Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
– Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
– Всё это сохранил я от юности моей.
– Ещё одного не достаёт тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною». (от Луки, 18:22)

Юноша научился исполнять ветхозаветные заповеди. Но Господь указал, что есть привязанность к богатству. Юноше осталось сделать один шаг, но легче верблюду пролезть через отверстие для овец в городской стене – «игольное ушко», чем богатому войти в Царство Небесное. Преграда оказалась непреодолимой. Привязанность к материальному по сей день занозой сидит в человечестве.

Дорогая моему сердцу женщина, в годах, больная, мучилась со стадом коз. Она бы и рассталась с ними, но в те трудные времена не было покупателей. Я посоветовала раздать животных односельчанам, но неожиданно услышала возмущённые слова: «Как это – раздать? У нас такого ещё не было». Козы по-прежнему таскали её за собой, она запутывалась в верёвках и падала, иной раз не могла встать без посторонней помощи. Казалось, так просто – помочь себе, но нет, не было прецедента…

Мы знаем десять заповедей, там ничего не сказано об освобождении от имущества. Почему? Да потому, что море наших недостатков не ограничивается десятком (речной песок на Магдалине). На начальном этапе десять заповедей – это тоже много, за ними трудно следить одновременно. Можно выбрать, например, два недостатка и работать над ними постоянно, регулярно, так как в этой работе очень важен РИТМ. Будет ритм – будет результат. Всегда найдётся то, что докучает больше, чем всё остальное. Ревность, например, сжигающая любовь, или раздражение.

Как избавляться от негативных проявлений? Регулярно перекрывать канал. Сначала нужно понять, что раздражение – это низменная эмоция, признак распущенности и слабости, это – возвышение себя и унижение другого, это – стыдно, плохо для твоего здоровья, наконец, так как раздражение сжигает психическую энергию. Раздражённый человек выглядит отвратительно, хорошо бы ему увидеть себя в зеркале в этот момент. Проверено: накал спадает, нам ведь важно «выглядеть».

Реплика человека, который впервые вышел на бой со своим эго: «Я не хочу раздражаться, меня уже тошнит от этого, но ничего не могу с собой поделать. Даже не замечаю, как рождается раздражение, а когда увижу его, уже поздно». Да, именно так и происходит. «Мне это не нравится!» – это первый шаг, за которым последует второй и т.д. Количество перейдёт в качество при условии… соблюдения РИТМА!

Вылезла негативная эмоция – СМОТРИ НА НЕЁ, а не на того, кто якобы тебя раздражает. Это ТВОЙ негатив, ТВОЯ беда, а не твоего брата. Взгляд на свою эмоцию – это взгляд внутрь, в свой внутренний мир, который нужно сделать чистым.

Один человек упорно идёт к цели, а другой, даже убедившись в том, что от его усилий отношения меняются к лучшему, всё равно сдаётся. На всё есть причина: слабая воля, сильное эго, время не пришло для такой работы и т.д.

Эмоциональность исходит из тела эмоций. Этому телу всё равно, что испытывать: страдать или радоваться, главное – испытывать, оно с удовольствием «поколбасит» человека на любом из полюсов, только дай ему свободу. А давать её нельзя, так как наше «добро» только усилит эмоцию, и ей с каждым разом будет легче проявляться.

Трудно жить эмоциональным людям, эмоции плохо сказываются на здоровье. А телевидение оказывает нам медвежью услугу, искусственно разжигая страсти и навязывая понимание, что это хорошо. Это как раз то, с чем нужно бороться. Душа любит тишину, только в тишине к нам приходят её откровения. Её не интересует чужое наследство, это интересно эго, именно оно лезет в грязное бельё и получает от этого удовольствие. Посмотрел такую передачу, осудил кого-то, возбудился, и, сам того не понимая, укрепил свою эмоциональность. Регулярно идут шоу под лозунгом «Кто кого перекричит?», стало быть востребованы. Наше невежество нас же и разрушает.

Хорошо после бани: тело скрипит от чистоты, расслаблено, бельё – свежее, постель – хрустящая, а лёгкость! Мы умеем создавать комфорт физическому телу, но у нас есть и другие тела, с которыми тоже нужно работать – освобождать от чада и тяжести эгоистичных мыслей и эмоций низкого качества. Наша душа – это Свет в человеке, Чистота, нужно нам становиться прозрачными, чтобы Свет её струился через наши тела и облагораживал мир.

Почему бы нам не присмотреться к себе искренне, не разобраться с собой? Для этого нужно обратить свой непредвзятый взгляд внутрь, заглянуть в сердце, оно не обманет, скажет правду. Можно узнать о себе много нелицеприятного. Не хочется? В том-то и дело, не хочется… а счастья – хочется? Не станем счастливыми, пока не выстираем своё бельё. Никто за нас этого не сделает, вынести свой мусор всё равно придётся, и чем раньше мы возьмёмся за сие нелёгкое дело, тем лучше.

В этом мире человек имеет возможность исправлять все свои язвы, так как физическая материя поддаётся трансмутации благодаря своей плотности, чего не скажешь о более тонкой материи в других мирах. «Что свяжешь на земле, то будет связано на небе, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небе». (Мф 16: 18). Простим обидчика – от обиды сразу не избавимся, зато негативной энергии поубавится, в следующий раз её станет ещё меньше и т.д., именно поэтому важно соблюдать ритм в работе над своими недостатками. Победим страх на земле – уйдём в тонкий мир бесстрашными; полюбим человека и утвердим любовь верностью – любви в душе прибудет, и в одном из воплощений в нашем окружении окажется любящий и преданный человек. Прибыток не исчезает, он сопровождает человека из жизни в жизнь. Потрудившись над собой здесь, нам будет легче жить в другом мире, где все наши качества, хорошие и плохие, видны каждому, скрыть их там под маской притворства невозможно.

Всё необходимое для работы у нас есть, нужно только учиться пользоваться имеющимся арсеналом: волей, умом, знаниями. Ум оценит проявление и скажет: это – негатив, мне он не нужен, а воля поможет строго придерживаться выбранного пути и сдерживаться в нужную минуту. Это – для сознательных, а те, у кого ещё сильна животная природа, кто собой не пытается управлять, те будут ещё долго ревновать, изменять, гневаться, раздражаться – пока не пресытятся.

В паломнической поездке по Израилю услышала поразившие меня слова: «Человек никогда не справится с гордыней!» Их произнесла матушка. Да, если жить с такой верой, то не справишься с гордыней никогда. Для чего тогда приходил на землю Христос, для чего написано Евангелие? Нам чётко сказано: трудитесь и дерзайте! Это без труда человек не справится со своими грехами; если же к делу прикладываются усилия, то оно непременно идёт вперёд.

Об этом сказано в евангельской притче о талантах: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». Тот, кто трудится и возрастает в добродетели, тот получает помощь, а если талант Отца скрывается в земле и не приносит пользы, то «будет плач и скрежет зубов». 
«Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:29-30)

ЧАСТЬ 3.

Задолго до дней Моисея в древнем Египте жил выдающийся человек по имени Гермес Трисмегист, основатель герметической философии, послужившей основой для многих учений и теорий. Четвёртый герметический принцип – принцип полярности – гласит:
«Всё двойственно, всё имеет полюса. Всё имеет свой антипод, противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины – не что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить».

Согласно герметизму, всякое явление обладает двумя полюсами: высокий – низкий, горячий – холодный, север – юг и т.д., а между ними имеется множество градаций этого явления. Каждой градации соответствует определённый уровень вибрации, ибо «ничто не покоится, всё движется, всё вибрирует» (третий принцип). В пределах каждой пары противоположностей можно менять уровень вибраций и превращать одно состояние в другое. Холод можно сделать теплом, изменив температуру, но никогда не удастся превратить холод в высоту, потому что холод и тепло – явления одного класса, а у севера и высоты имеются свои антиподы.
 
Этот принцип применим и к душевным состояниям, они также имеют свои пары противоположностей: любовь и ненависть – это два полюса одной шкалы. Мужество и страх, добро и зло, радость и печаль «идентичны по природе, но различны в степени». Нет абсолютной любви или абсолютной ненависти, отделённых друг от друга, как нет хорошего и плохого в чистом виде. Один и тот же предмет: а) менее хорош, чем тот, что находится выше по уровню, и б) более хорош по отношению к нижестоящему, причём "более" или "менее" зависят лишь от положения на шкале. Чем ближе к центральной точке шкалы, тем труднее разграничивать вибрации приязни или неприязни. 

Полюса классифицированы на положительный и отрицательный. Общеизвестно, что любовь положительна по отношению к ненависти, мужество – к страху и т.д. Положительный полюс доминирует над своим антиподом. В этом заинтересована сама Жизнь.

Посредством искусства поляризации последователи Гермеса меняют полюса своих душевных состояний, повышая или понижая вибрации. Такие люди являются хозяевами своих состояний. Более того, при необходимости они могут повышать вибрации других людей (психическая индукция).

Стоит упомянуть и о пятом герметическом принципе. «Всё втекает и вытекает, всё имеет свои приливы и отливы, всё поднимается и падает, качания маятника проявляются во всём, мера движения вправо является мерой движения влево, ритм уравнивает».

Идеальное состояние – это пребывание в равновесии, в нулевой точке, в бесстрастии. Если маятник отклонился на определённую величину от точки покоя к одному полюсу, то по закону он переместится на ту же величину к противоположному полюсу. Часто бывает так: днём радостно смеялся с друзьями, забавлялся, а вечером упало настроение. В чём дело, ведь было так хорошо, откуда это плохое настроение? Маятник качнулся назад. От большой радости бывает большая печаль. Что легче: выбраться из печали, тоски, уныния или приглушить свою радость, не позволить ей перелиться через край? Безусловно, легче осуществить второе. Это самый простой шаг в деле оказания помощи самому себе. Понаблюдав за собой и окружением, можно убедиться, что такой закон есть.

Моя неграмотная бабушка не разрешала мне петь по утрам; приглушая радость внучки, она предотвращала движение маятника в обратную сторону. Она и сама не предавалась радости, сохраняла равновесие. Не подозревая о существовании герметического принципа, меня учили важным вещам.

В детстве у меня была подружка хохотушка. Получив наедине несколько замечаний по поводу смеха, я постеснялась сказать подруге, что нами недовольны. Она продолжала заливисто хохотать, я же тихо страдала. Пришёл черёд ультиматума: если пустой смех не прекратится, то встречи будут запрещены. Пришлось превозмочь себя и довести эту информацию до сведения подружки. Она не обиделась. Мы дружили до тех пор, пока жизнь не развела нас по разным странам.

Корни нравственного воспитания, несомненно, тянутся из Учения Гермеса.
Много трудов написано подвижниками о борьбе с грехами – эмоциями. Отрицательные эмоции (гордость, страх, зависть, гнев, жадность и др.) подлежат трансмутации в противоположное качество. Любовь является положительной эмоцией. У неё градаций много: любовь к предметам, природе, Родине, материнская любовь, любовь между мужчиной и женщиной. По-разному мы любим. Один любит так, что для него весь мир сосредоточен в любимом человеке, а другой косит глазом по сторонам, хотя искренне считает, что предан и верен. Чем более эмоционален человек, тем более ему присуще качество непостоянства. Момент истины всё покажет. Любовь, верность, преданность, служение, сострадание, самоотверженность – эти качества не трансмутируют, а повышают уровень их вибраций. От любви земной устремлённый человек приходит к Любви духовной.

Говоря об эмоциях, подвижники не забывали упомянуть и о помыслах, так как мысли и эмоции тесно связаны между собой. Плохо подумал о брате, хотя и не сказал в глаза – согрешил. Плохая мысль вызывает низменную эмоцию, и сердце посылает человеку негативную энергию. Соответственно, почувствовал неприязнь к человеку – светлым мыслям уже нет места в голове.

Много ли мы знаем о природе ума? Можем ли мы управлять своими мыслями? Или хотя бы ненадолго приостанавливать броуновское движение в голове? Знаем, что это труднодостижимо, но возможно, потому что землянам даны знания об управлении своими астральными (эмоциональными) телами посредством ума, а также о подчинении своего ума тому, кто выше, – душе. Нас поэтому и призывают внимательно смотреть внутрь, следить за процессами, текущими внутри, а не вовне, чтобы мы трудились над ними и становились настоящими хозяевами в своём доме.

В данной главе не планировалось рассмотрение помыслов, эта тема требует отдельного изложения. Тем не менее, некоторые цитаты о природе ума из книги «Новая земля» современного мудреца Экхарта Толле кажутся уместными.

«В мире, посвященном отвлечениям, молчание и покой приводят нас в ужас; мы защищаемся от них шумом и лихорадочной деятельностью. Рассмотрение природы нашего ума – это то, на что мы осмеливаемся менее всего. Иногда я думаю, что мы по-настоящему не хотим задавать никаких вопросов о том, кто мы на самом деле, потому что боимся открыть, что есть какая-то другая реальность, кроме этой. Как в свете этого открытия будут выглядеть наши жизни? Как наши друзья и коллеги отреагируют на то, что мы узнаем? Что мы будем делать с этим новым знанием? Знание приносит ответственность. Бывает, что даже при открытой двери темницы, пленник предпочитает заточение».

«Интересно, что на тибетском языке слово, означающее "буддист", … буквально значит «тот, кто внутри», тот, кто ищет истину не снаружи, но внутри природы ума. Все учение буддизма, все занятия нацелены на одно: увидеть природу ума и тем освободить нас от страха смерти и помочь осознать истину жизни».

Один знакомый проповедник, хороший человек, с учёной степенью в медицине, заявил: «Бог – в Индии? Да нет Его там!» Из Евангелия известно, куда слепой ведёт слепого. Но кто из нас признается в слепоте? МЫ ВСЁ ЗНАЕМ!

«Нет сомнений: человеческий ум в высшей степени разумен. Вместе с тем сама его разумность заражена безумием. Наука и технология только усилили разрушительное воздействие коллективного расстройства человеческого разума на нашу планету, на другие формы жизни и на самих людей. Вот почему история двадцатого века является тем периодом, когда это расстройство, это коллективное безумие проявилось наиболее отчетливо. В дальнейшем оно будет только углубляться, нарастать и становиться все более и более интенсивным».

… потому что РАБОТЫ – мало, АКТИВНОСТИ – через край…


Фото: Мария Магдалина. Донателло, 1455, дерево с позолотой, 188 см.
Тема благородного очищения. Это значит, что мокрый песок не висит платьем на Магдалине, а стекает с неё. Похоже, скульптор был осведомлён об этом процессе.