Тираны Великой Греции

Константин Рыжов
                1. Гелон Гелейский становится тираном  Сиракуз

   После того как тиран Гелы Гиппократ погиб во время похода на сикелийцев, начальник его конницы Гелон из рода Диноменидов тотчас выступил походом на город (http://www.proza.ru/2011/04/11/340). Он объявил, что идет на помощь сыновьям Гиппократа, так как горожане не желали им подчиняться. Однако, победив в бою жителей Гелы, он сам захватил власть, устранив сыновей Гиппократа. После этой удачи Гелон в 485 г. до Р.Х. вмешался в гражданскую войну сиракузян (http://www.proza.ru/2011/10/08/390). Приняв сторону гаморов и соединившись с ними, он подступил к Сиракузам. Горожане, уставшие от беспорядков, даже не пытались защищаться и без боя отдались под власть тирана. Так Гелон стал правителем Сиракуз. Он вернул гаморам отобранные у них демократами земли, но к прежнему исключительному положению те уже не вернулись: ни господства над киллириями, ни политической власти они больше не получили. Киллирии, надо думать, сохранили свободу и права гражданства. Судя по тому, что мы более не встречаемся с ними в сиракузской истории, они, должно быть, постепенно растворились в общей массе демоса. Отныне владельцы крупных имений должны были использовать труд обычных, покупных рабов или прибегать к помощи наемных рабочих-батраков. Самый слой крупных землевладельцев, среди которых меньше было теперь старых аристократов и больше выходцев из простого народа, утратил свой исключительный аристократический характер, а вместе с тем, как кажется, и свое древнее название.
 В дальнейшем за ними закрепилось наименование всадников. Что касается демоса, то он, должно быть, сохранил завоеванные в свое время права, но власти более не имел. Политическое господство сосредоточилось в руках Гелона, который обосновался в Сиракузах и сделал их столицей своей обширной державы.

   Став владыкой Сиракуз, Гелон не придавал уже большого значения Геле. Он поручил управление городом брату Гиерону, а сам укрепил Сиракузы. Под его управлением этот полис быстро достигли процветания и могущества. Сначала Гелон переселил в Сиракузы всех жителей Камарины и дал им права гражданства. Затем он поступил таким же образом с половиной граждан Гелы. Позже началась война с Гиблейскими Мегарами. После долгой осады Гелон овладел и этим городом. Богачей-мегарцев он переселил в Сиракузы, предоставив им гражданские права, хотя они-то как раз начали с ним войну и теперь ожидали казни. Напротив, мегарских бедняков, совершенно непричастных к войне и не ждавший себе никакой беды, он велел всех продать в рабство за пределы Сицилии. Точно также тиран обошелся с населением другого сицилийского города - Эвбеи. И это не случайно - ведь Гелон считал зажиточные слои опорой своей власти. В бедняках же он не видел  никакого прока и старался по возможности ограничить их число.

                2. Ферон,  тиран Акраганта

Прежде  уже рассказывалось о жестоком акрагантском тиране Филариде (http://www.proza.ru/2011/04/11/340), свергнутом доблестным Телемахом из рода Эмменидов. Представители этого рода пользовались в Акраганте на протяжении нескольких поколений великим почетом. Но затем случилось так, что правнук Телемаха по имени  Ферон сам около 489 г. до Р.Х. сделался тираном Акраганта.  Впрочем, он достиг этого положения во многом благодаря своему происхождению, богатству и любви народа. Сообщают, что подобно Филариду, Ферон взял на себя строительство храма и использовал выделенные ему средства на оплату наемников.
Однако правил он совсем в ином духе. Судя по стихам знаменитого поэта Пиндара (http://www.proza.ru/2010/02/06/282), владыка Акраганта был доблестным полководцем и серьезным человеком. Пиндар прославляет его великодушное гостеприимство и щедрость, а также его ум, высокий образ мыслей и мужественность. Правление Ферона не было жестоким, и потому народ охотно мирился с его властью.

В начале 480-х гг. до Р.Х. Ферон пошел походом на соседнюю Гимеру, тираном которой был некий Терилл. Ферон изгнал его и овладел городом.  Но вскоре открылось, что Терилл был связан узами гостеприимства с могущественным полководцем Гамилькаром из Карфагена (http://www.proza.ru/2018/06/07/193). Карфагеняне приняли изгнание своего союзника близко к сердцу и стали готовить вторжение на остров.  Это обстоятельство стало для сицилийцев причиной большой беды.

                3. Как сиракузский тиран Гелон победил карфагенян

Готовясь к вторжению в Сицилию, карфагеняне, по свидетельству Диодора, собрали 300 тыс. войско и укомплектовали экипажами 200 кораблей.  В этом походе участвовало множество ливийцев, иберов, лигиев, элисиков, сардонов и других варваров. Нашествие персов и нашествие карфагенян случились, фактически одновременно: В 480 г. до Р.Х., когда на материковую Элладу восстала войной вся Азия, западным грекам пришлось отражать нападение всей Северной Африки и варварской Европы.

Впрочем,  эти вражеские полчища постигла участь еще более плачевная, чем воинство Ксеркса. Во время плаванья через Ливийское море буря уничтожила корабли, на которых везли лошадей  и колесницы. Высадившись в Панормской гавани, предводитель карфагенян Гамилькар дал своему войску трехдневный отдых. Оттуда он двинулся на Гимеру, а за ним вдоль берега следовал весь его флот. Гимерийцы, выступив из города, завязали сражение, но Гамилькар разбил их, чем навел на греков большой страх. После этого победители приступили к осаде. Вблизи города были устроены два лагеря – сухопутный и морской. Корабли Гамилькар велел вынести на берег и место это обнести глубоким рвом и стеной. Сухопутный лагерь карфагеняне также укрепили стеной, а затем провели стену от пристани до высот перед городом. По окончании всех этих работ выгрузили привезенные из Африки припасы, а для подвоза новых разослали во все стороны корабли.

Тиран Акраганта Ферон, который раньше обещал оказать Гимере помощь, теперь не решился начать войну в одиночку и послал просить помощи к Гелону. Гелон уже давно держал наготове войско и теперь выступил из Сиракуз, имея 50 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы. Добравшись с возможной поспешностью до Гимеры, он, чтобы вернуть отвагу жителям, устроил свой лагерь  вблизи самого города. Отсюда Гелон учинил внезапное нападение на стан карфагенян и нанес им огромный урон. Только пленных было взято около 10 тыс. Гимеряне сразу приободрились и начали относиться к неприятелю с презрением.

Еще один случай  очень способствовал успеху Гелона. Конный отряд сиракузян  перехватил однажды гонца, который вез Гамилькару письмо от жителей Селинунта. Из него Гелон узнал, что карфагеняне ожидают прибытия большого отряда селинунтской конницы. В назначенный  для этого день Гелон послал свою конницу к морскому лагерю карфагенян таким образом, чтобы она  явилась перед неприятелем на рассвете. Он ожидал, что карфагеняне в темноте не разберут что к чему и примут сиракузян за своих союзников. Остальное войско Гелон приготовил к немедленной атаке. Этот дерзкий план увенчался полным успехом. Стража беспрепятственно пропустила вражескую конницу внутрь укреплений, и сиракузяне, рассыпавшись по лагерю, начали повсюду зажигать корабли. Сам Гамилькар, приносивший в это время жертвы Посейдону, был убит на берегу моря.

Воспользовавшись суматохой, Гелон повел свое войско на сухопутный лагерь. Карфагеняне поспешно выступили ему навстречу. Началась жестокая сеча. В разгар боя пришла весть о смерти Гамилькара и о сожжении карфагенского флота. Греков это известие воодушевило сражаться еще ожесточеннее. В карфагенян же оно вселило робость и смятение. Их отступление вскоре превратилось в бегство, при этом было перебито до 150 тыс. человек. Количество пленных и проданных в рабство оказалось так велико, что цены на рабов резко упали. Города и частные лица обзавелись тогда множеством невольников.

Из всего карфагенского флота уцелело только 20 кораблей, которые принесли весть о великом разгроме. На карфагенян известие о гибели своей армии навело  великий страх. Более всего они опасались, что Гелон предпримет ответный поход в Африку. Но сверх чаянья Гелон согласился на их мирные предложения и удовлетворился выплатой контрибуции. Всего карфагеняне уплатили победителю 2000 талантов.

                4. Тиран Сиракуз Гиерон

Победив карфагенян, Гелон отчитался перед народным собранием и хотел в связи с болезнью отказаться от тирании, однако сиракузяне уговорили его продолжать свое блистательное правление. Впрочем, прожил Гелон недолго и в 478 г. до Р.Х. умер от водянки. Власть перешла к его младшему брату Гиерону (до этого, с 485 г. до Р.Х., управлявшего Гелой). Он был человек властный и подозрительный. Не имея величия и великодушия своего знаменитого брата, Гиерон удерживал власть не столько благодаря своему авторитету, сколько сильным отрядам наемников и тайной полиции.
В 476 г. до Р.Х. Гиерон узнал, что его брат Полизал (к которому перешла власть над Гелой) пользуется большой любовью сиракузян, и решил погубить его. С этой целью он отослал войско на помощь Сибарису, который терпел новую осаду от Кротона, надеясь, что его брат погибнет в этой войне. Но Полизал, предвидя возможную смерть, отказался командовать армией и тайно бежал в Акрагант к Ферону. Сицилийцы ожидали войны между двумя городами, однако до этого не дошло. Случилось так, что Фрасидей, сын Ферона, управлявший Гимерой, возбудил своей гордостью и жестокостью ненависть всех сограждан. Гимеряне стали жаловаться Гиерону и предложили передаться под его власть. Но Гиерон, выведав все об их заговоре, донес о нем Ферону. В благодарность Ферон примирил его с  братом, а заговорщиков предал смерти (количество казненных по его приказу граждан было столь велико, что пришлось выводить в город новую колонию и таким образом пополнять убыль населения).

Вслед затем Гиерон изгнал жителей Катаны и Наксоса и заселил эти города новыми гражданами. 5000 поселенцев он набрал на Пелопоннесе и столько же прибавил из числа сиракузян. Катане дали новое имя Этна. Помимо старых земель Гиерон придал вновь основанному городу и многие другие. Все они были разделены по жребию между гражданами. Наксосян и катанян он перевел в Леонтины, наделив общими с прежними гражданами правами.

В 474 г. до Р.Х. к Гиерону прибыло посольство из италийских Кум просить поддержки против этрусков, которые овладели морем и угнетали их войной. Гиерон выслал на помощь Кумам свой флот. Вступив в морское сражение, эллины потопили множеству этрусских судов и одержали   над врагом полную победу.

Всеми этими свершениями Гиерон, если не затмил, то преумножил славу своего старшего брата. Его блестящий двор был известен всей Элладе, отовсюду притягивая к себе знаменитых стихотворцев. Так в Сиракузах подолгу гостили великий беотийский поэт  Пиндар и великий афинский трагик Эсхил.

      5. Последние годы правления Ферона и демократический переворот в Акраганте

Не менее блестящим было тогда положение Акраганта. Используя огромное количество пленников, оказавшихся в их распоряжении после гимерской победы, акрагантяне всю свою страну засадили виноградниками и цветами. Часть рабов Ферон направил в каменоломни. Из добытого ими камня было возведено множество новых зданий (в том числе, замечательный храм Афины, расположенный в городской крепости). Весь город приобрел великолепный вид, недаром многие писатели, и прежде других Пиндар, воспевают его красоту. Среди прочих сооружений правителя особое восхищение современников  вызывали подземный водопровод, соперничавший своей длиной со знаменитым самосским, и тщательно продуманная канализация. Пленники также вырыли  вблизи Акраганта большой пруд, в котором в изобилии водилась рыба.  Вот какую пользу извлекли  акрагантяне из своих рабов!

В 472 г. до Р.Х. умер Ферон Акрагантский, находившийся у власти 17 лет. Сограждане, достигшие в годы его правления великого благополучия и процветания, почтили умершего тирана героическими почестями. Однако, сама тирания была им уже в тягость. К тому же сын Ферона Фрасидей, человек невыдержанный и жестокий, отбросил всякую узду законности и стал управлять городом как настоящий деспот. Венцом многих его сумасбродств стала бессмысленная война с Гиероном. Навербовав многочисленных наемников и доведя численность  своей армии до 20 тыс. человек, Фрасидей стал готовиться к походу на Сиракузы. Но Гиерон предупредил его нападение своим походом на Акрагант, и в кровавой битве Фрасидей был разбит (в 471 г. до Р.Х.). Не смея вернуться после этого в родной город, Фрасидей бежал в Мегару. Здесь он вскоре оказался замешанным в уголовном преступлении и, привлеченный к суду, покончил с собой. В Акраганте установилась сначала олигархия, а потом была введена демократия. Гимера вновь обрела свободу.

                5. Смерть Анаксилая Регийского и тирания Микифа

В 476 г. до Р.Х., умер другой известный италийский тиран – Анаксилай (http://www.proza.ru/2011/06/14/299) Регийский и Мессенский, пребывавший у власти 18 лет. На его место заступил его родственник Микиф, считавшийся регентом несовершеннолетних сыновей Анаксилая. Его правление ознаменовалось ожесточенной войной с соседями. В 473 г. до Р.Х. начался спор из-за пограничных земель между жителями Тарента и италийским племенем япигов. От легких стычек дело дошло до открытой войны. Япиги призвали на помощь союзников. Тарентяне также обратились за помощью к Регию. Микиф поддержал единоплеменников, однако битва, против ожидания, закончилась сокрушительным поражением греков.  Одних только граждан Регия пало на поле боя 3 тыс. человек. Потери же самих тарентийцев неизвестны.

В 467 г. до Р.Х. дети  Анаксилая вошли в зрелый возраст и потребовали у своего наставника отдать им власть. Микиф призвал друзей Анаксилая и отчитался перед ними во всех своих деяниях. После этого, не смотря на то, что все граждане, любившие его за справедливость, просили Микифа остаться, он погрузил свое добро на корабль и отплыл в Грецию. Вероятно, Микиф довольно охотно сложил с себя тиранию, поскольку предчувствовал ее близкое падение. И действительно, в 461 г. до Р.Х. народ восстал против тиранов, изгнал сыновей Анаксилая и установил в Регии демократию.

                6. Свержение тирании в Сиракузах

В 467 г. до Р.Х. умер Гиерон, управлявший Сиракузами 11 лет. Власть перешла к его брату Фрасибулу. Уже правление Гиерона было не в пример суровее, чем правление Гелона, теперь же наступила тирания в худшем смысле этого слова. Сиракузяне, чтившие Гелона за его доблесть, а Гиерона за его политические таланты, сильно тяготились властью их брата, поскольку он был сребролюбив, несправедлив и совершенно лишен какого бы то ни было чистосердечия и справедливости. Склонный к насилию и убийству, Фрасибул одних сограждан казнил, других по ложным доносам изгнал из города, третьих – лишил имения.

В конце концов своими кознями он возмутил против себя весь город. Когда Фрасибул увидел, что восстание неизбежно, он призвал на помощь граждан Этны, навербовал большое количество наемников и занял этим войском ту часть города, которая именовалась Архадиною. Отсюда он стал делать набеги на остальные части Сиракуз. Тогда сиракузяне обратились за поддержкой в Акрагант, Селинунт, Гимеру и прочие сицилийские города, умоляя тамошних жителей, чтобы они помогли им возвратить свою свободу. Все города охотно выдали от себя пехоту, конницу и корабли. С этими силами сиракузяне прежде всего разбили Фрасибула на море и на суше, а потом приступили к осаде Архадины. Наконец тиран понял всю тщетность борьбы и, заключив с гражданами мир, удалился в изгнание в Локры (в 466 г. до Р.Х.). Его тирания продержалась всего 11 месяцев.

После свержения династии Диноменидов рухнул  весь политический порядок, установленный ими в Сицилии. Жители городов насильно переселенные тиранами, стали возвращаться на родину. Одни делали это добровольно, другие – под давлением прежних граждан. Сами сиракузяне, установив у себя демократию, исключили из числа полноправных граждан бывших наемников, введенных в это звание при Гелоне. Досадуя на это, наемники (а их было до 7000 человек) захватили в 463 г. до Р.Х. Архадину и остров Ортигию. Остальные граждане обнесли их стеной и приступили к упорной осаде. Война была не простой. Только в 461 г. до Р.Х. греки с трудом одержали победу над иноземцами и заставили их удалиться в Мессену.

В тоже время сикулы, у которых Гиерон отнял когда-то в пользу Этны изрядную часть их исконных земель, пошли войной на этот город. Сиракузяне также участвовали в ней на стороне сикулов. После долгой борьбы они заняли Этну, вновь переименовали ее в Катану и возвратили сюда прежних жителей. А тех граждан,  которых поселил здесь Гиерон, прогнали.

В 454 г. до Р.Х. в Сиракузах после переписи населения и нового раздела земли опять вспыхнули гражданские смуты, поскольку много земель прежних граждан было отдано новым, а это до предела накалило взаимную ненависть. Воспользовавшись этим, некто Тиндарид, человек дерзкий и отважный, стал собирать вокруг себя обиженных и, ободряя их, подстрекать к возмущению. А так как он явно намеревался сделаться новым тираном, власти взяли его под стражу. Но сторонники Тиндарида напали на тюрьму и перебили стражу. В вспыхнувшем затем сражении демократы одержали победу. Тиндарид и его сподвижники были казнены, а в Сиракузах была введена процедура  петалисма, очень напоминающая афинский остракизм. Опираясь на этот закон, демократы изгнали из города многих сильных и влиятельных граждан, в которых они видели угрозу для своей власти.

Эпоха греко-персидских войн http://www.proza.ru/2014/02/19/380