Глава 9-я. Такой необходимый отпуск

Александр Зубков 2
     Глава 9-я. Такой необходимый отпуск.
 
     Необходимость отпуска  ранней весной была вызвана несколькими проблемами.

     В конце февраля 1960 года  обнаружил, что в нашей войсковой части нет приказа Министра Обороны, который имел отношение к службе выпускников военных академий и высших училищ. Согласно этому приказу, выпускники нашего училища имели право на присвоение очередного звания через два, а не через три года после выпуска. В сентябре текущего года  для меня истекали эти два года, а в полку не было важного  документа. Поэтому,  решил взять отпуск, поехать в Киев, и в училище получить копию этого приказа.

     Кроме того, 15 марта в Москве было запланировано начало матча на Первенство Мира по шахматам между Чемпионом Михаилом Ботвинником и Претендентом, 23-летним гроссмейстером Михаилом Талем.

     Шахматы были моим вторым, после пулевой стрельбы,  увлечением. Стремительный взлёт молодого гроссмейстера Михаила Таля, стиль его игры, вызывали симпатии. Решил, что обязательно должен попасть, хотя бы на одну партию матча. Как это мне удастся сделать, не представлял, так как в центральных газетах прочитал сообщения, что интерес к этому событию огромен. Все билеты  на партии матча в марте уже проданы. Но, присущий мне оптимизм и уже приобретённый небольшой жизненный опыт подсказывали, что если серьёзно заниматься проблемой, то её обязательно можно решить.

     В отпуске ставил себе ещё одну задачу. В Киеве, ещё на первом курсе познакомился с девушкой, Наташей Романенко, с которой встречался все годы учёбы. Перед окончанием училища немного поссорились. Серьёзной причины для ссоры не было. В год моего выпуска, Наташе ещё год надо было учиться в институте. Попрощались мы на нашем выпускном вечере. Его провели вместе. Предполагали, что навсегда.  Но в последний год всё чаще думал о том, что пора заканчивать с холостой жизнью и мыслями возвращался в Киев. К этому решению подталкивали  примеры знакомых молодых офицеров, уже имеющих семьи. К Новому 1960-му году отправил в Киев письмо и поздравительную открытку, не надеясь на ответ. Где тот Киев, а где эти Мары? Неожиданно для себя, в январе,  получил ответ, что институт закончен, работает, замуж не вышла, наши встречи помнит. И тогда я сказал себе:

     - Парень, если ты мужчина,  должен действовать стремительно и  решать, семейный вопрос, не откладывая. Промедление смерти подобно.
 
     С таким настроением, 29 февраля, в понедельник вечером,  пошёл с рапортом к командиру полка просить отпуск. Мой визит к командиру полка полковнику Гощинскому, недавно получившему это  звание, прошёл не совсем обычно. Войдя в кабинет, я произнёс:

     - Разрешите, товарищ полковник?

     - Заходите, что у Вас? - произнёс командир, сидевший за столом и изучавший какие-то бумаги.

     - Товарищ полковник, разрешите оформить отпуск. Очень нужно.

     Командир отложил в сторону бумаги, снял очки и, внимательно посмотрев на меня, произнёс:

     - Вы помните, что в начале апреля вам предстоит выполнять годовые регламентные работы? Закончите эти работы, отчитаетесь и в июле пойдёте в отпуск.

     - Никак нет, товарищ полковник, не могу в июле. Вопрос жизни, - отвечаю.

     - Почему не можете? - спрашивает.

     - Необходимо в марте быть в Киеве и жениться. Девушке слово дал. Слово офицера, - отвечаю.

     Командир полка внимательно посмотрел на меня, улыбнулся и произнёс:

     - Слово офицера говорите? Что может не  дождаться? Давайте рапорт, но в апреле вы должны быть в части.

     Достаю из левого рукава кителя, подготовленный заранее, рапорт и кладу его на стол. Прочитав рапорт и подписав его, командир посмотрел на меня, улыбнулся и сказал:

     - Хорошо, лейтенант, езжайте, женитесь. А жалеть не будете?

     - Никак нет, товарищ полковник, - взяв драгоценный листок бумаги, по-гусарски щёлкнул каблуками и пулей вылетел из кабинета командира полка.

     Быстро оформив 45 дней отпуска и решив текущие срочные дела по службе, в четверг вечером, 3-го марта, уже ехал в вагоне скорого поезда Ашхабад – Москва. В пути находился два дня и три ночи. Настолько был сосредоточен на решении предстоящих проблем, то время в пути пролетело незаметно.

     В воскресенье днём, 6-го марта уже был  в Куйбышеве дома у родителей. О своём приезде их не предупредил и неожиданным появлением очень удивил. Общаясь за обедом, рассказал, что необходимо в училище получить копию важного для меня документа.  С  недельку побуду дома, затем,  на несколько дней съезжу в Киев.

     В середине марта меня догонял день рождения. Решил отметить его с родителями и школьными друзьями.

     К счастью, некоторые друзья одноклассники, закончив учёбу в институтах,  работали  в Куйбышеве. Легко их разыскал. Вместе нашли нашего классного руководителя.   Она получила комнату в коммунальной квартире. В школе сообщили её адрес. Всех пригласил  на свой день рождения.  Все друзья уже были женаты, и пришли с жёнами. В этот день душевно пообщались, вспомнили школьные годы.

     Классный руководитель дружески упрекнула ребят:

     - Ребята, что же вы женитесь, и никто меня на свадьбу не пригласил.
 Тогда, мне пришлось пообещать:

     - Екатерина Алексеевна, торжественно обещаю, когда буду жениться, обязательно Вас приглашу, честное пионерское.

     Неделя среди родных и друзей пролетела как один миг. Пора было собираться в дорогу. В пятницу 18 марта, в сопровождении отца  прибыли на вокзал.

     В кассе для младших офицеров, на ближайший московский поезд, были только билеты в вагон СВ.  Немного доплатив к воинскому требованию, взял билет.  Неожиданно, на вокзале встретил Сашу Менюкова. Он учился со мной на одном курсе. Сейчас  служил в Куйбышеве и ехал в командировку. Коротко с ним пообщались. С отцом попрощавшись на перроне, вошёл в вагон.

     В купе уже находился мужчина.

     - Николай Иванович, - назвал себя сосед..

     Как только поезд набрал скорость, мой попутчик предложил пойти поужинать в вагон-ресторан. Там  за рюмкой чая с коньяком познакомились и пообщались.

     Николай Иванович работал директором одного из куйбышевских заводов. Он ехал в Москву в Министерство. Я рассказал о своих планах в Москве и в Киеве,  о том, что служу в Туркмении. В Куйбышеве гостил у родителей. Мой новый знакомый сообщил, что в Москве в гостинице «Националь» ему забронирован двухместный номер, в котором он планировал поселиться со своим начальником планового отдела. Но тот должен доработать какие-то документы и приехать в Москву через пару дней. Узнав, что я не знаю где смогу поселиться в Москве, Николай Иванович предложил мне разделить номер в гостинице с ним. Всё складывалось чрезвычайно удачно. Похоже, что  Ангел-хранитель постоянно меня сопровождал. Утром в субботу, 19 марта мы прибыли в Москву.

     Сначала, поехали в гостиницу и оформили проживание. Войдя в холл гостиницы «Националь», я был поражён великолепием и богатством интерьера. Это и не удивительно. Что я видел в своей жизни до этого? Коммунальную квартиру родителей, казарму в училище, частные снимаемые комнаты, да казённое гарнизонное жильё со всеми удобствами далеко во дворе. А здесь такое великолепие.
 
     Устроившись с ночлегом, поехал на Киевский вокзал.  Там без проблем купил билет на следующий день на вечерний поезд до Киева. Утолив чувство голода в какой-то забегаловке на вокзале, опустился в метро и направился к театру им. А,С.Пушкина, где проходил матч на первенство мира по шахматам. 

                Александр Зубков.

           Продолжение следует.