Одесса, мой солнечный город

Михаил Бортников
Люблю иногда пофилософствовать на пустом месте. Жаль только, что со слушателями у меня плохо стало. Пенсионер! Так на то и существует наш замечательный сайт!  Здесь море и моряков любят.

Тематика-то у меня, конечно, морская. Вот спорный вопрос. Вся страна, да что там страна, полмира пьет третью рюмку за тех, кто в море. Традиционный третий тост! Но что при этом вытворяют? Половина  пьющих почему-то уверена, что за моряков нужно пить, не чокаясь, как за покойников. Категорически не согласен. Всю жизнь мы дома чокаемся, и хоть бы что. До пенсии доплавался.

Некоторые считают, что нужно как-то постучать стаканом по столу, другие поднимают рюмки левыми руками, третьи чокаются не стеклом, а пальцами, которыми  крепко держат сдвигающиеся стаканы, при этом зачем-то приговаривают: "Морские камушки!". (Ну, это с советских времён пошло, хоронились от помполитов). Существуют и другие примочки. У каждого свои тараканы в голове. Пусть! Главное, чтобы про нас на берегу не забывали.

Был у меня капитан, который всем говорил, от судовладельца до жены: "Я пришел в Неаполь, я встал на якорь, я пришвартовался, я прошел Босфором". Местоимения "мы" в таком контексте он не признавал. Это неправильно. Не этично как-то.

Отождествляешь себя с судном, чёрт с тобой. Но зачем тогда говорить, что механики мало воды варят, скорости не дают, много мазута расходуют? Надо быть последовательным до конца.

Или еще такая лингвистическая загадка. Многие почему-то считают, что моряки по морю "ходят". Согласен. Но не совсем. "Мы идем в Сингапур", - абсолютно правильно сказано. Но когда я говорю, что я сорок лет плаваю, в Одессе меня не поправляют. В Одессе меня понимают. Я не говорю, что сорок лет "хожу", я уже семьдесят хожу, с годовалого возраста.

И не говорите вслух, что вы плывете на корабле. Обязательно рядом найдется какой-нибудь мореман, который авторитетно скажет: "Это только дерьмо плавает, а пароход - ходит!". И будет прав. Название же "корабль" оставим для военно-морского флота и стихов:
"Корабли постоят, и ложатся на курс...". Вот с этим не поспоришь!

Не говорите в Одессе: "Я хожу под флагом", потому, что все суда ходят под флагом. Под флагом страны-судовладельца. Раньше все мы плавали под советским флагом. Нет, все, конечно, поймут, что вы "ходите" под чужим флагом, но и поймут еще, что вы совсем-таки недавно "ходите", и незачем хвастаться. Украинских судов уже, практически, и нет, кроме портовых.

Итак, пароход ходит, но вполне правильно спросить: "А на каком судне ты плаваешь"? По крайней мере, в Одессе реже спрашивают, на каком судне ты ходишь, это моветон. Но это в Одессе. Как у других,я не знаю, не уверен.

Кстати, паровых двигателей на флоте уже много лет нет, а, значит, строго говоря, нет и пароходов, суда почти все дизельные , то есть теплоходы. Но теплоходами их называют только в служебной переписке в сокращенном виде - т/х. Но это в Одессе. А как у вас, я не знаю.

У нас все суда называют пароходами, хотя это неверно. Но мы так привыкли. Нам так больше нравится. И знаменитое ЧМП - это было пароходство, а не теплоходство.

В общем, мы договорились. Вы будете говорить: пароходы ходят, моряки плавают, и будем чокаться. Если хотите жить, как в Одессе.