Смысл. смысл жизни

Наталия Птушкина
 Смысл . смысл жизни
Смысл – это результат суждения. Смысл обнаруживается как наличная определенность, некий образ, понимаемый и удерживаемый как свой. Смысл – не то, что придумывается, а то, что обнаруживается. Как значение он вводится через  его понимание.  Он полифоничен, обретается между языком, сознанием и миром. При анализе языка моделируемые выражения дают основу при поиске представлений интуитивных . В сознании смысл суждения, смысловая определенность в высказывании есть та форма, которая придает вещам определенность бытия. Локализация смысла задается напряжением взаимоопределяющих  сил, и это дает возможность говорить об определенности как модификации смысла, но не определяет окончательно сам смысл.  Сетка частных смыслов  раскрывает топографию определяющих его сил , и здесь смысл производен от них.  Это некая целостность , выводимая силами в настоящее, где она обретает конкретное выражение, как раскрытая подлинность. Так, форма смысла индивидуальна, а его материя исторична. Истолкование смысла  аналогично функции, где выделяют исходные силы, тип процесса и его завершение. Смысловая определенность вещей позволяет говорить о смысловом единстве сущего.  Формой раскрытия смысла в качестве знания выступает  логос. Смысл можно представить в виде модели, где представлено построение прообраза,   указывающее на свой первообраз. Временной момент определяет соответствующие реакции. Человек своим вниманием, рассуждением приготавливает ум к восприятию идеи, которая зарождается в уме подобно струящимся лучам света. От самого человека требуется лишь открытость и способность их принять.  Затем на основе сформулированной гипотезы строится теория, развивающая идею и делающая ее плодотворной.  При выборе в подобном творчестве сказывается глубина человека, его индивидуальность, то, что называется личностью.  В человеческий разум помимо рассудочной составляющей входит чувство истины. Его непосредственностью постигается интуитивный характер понимания, который не всегда выразим логическими построениями.   Это способность целостного схватывания истины, здравый смысл, т.н. тонкий ум, трезвый взгляд на вещи, который апеллирует больше к мудрости, к соборной истине.  Это чувствование, познание сердца, дает исходные начала, которые затем в меру развития ума с достоверностью доказываются логическими утверждениями.  В построении теоретической конструкции помогает эстетическое чувство, когда устанавливаемый порядок принимается чувством красоты и гармонии, ощущением стройности и ясности создания ума человеческого. Истина , присутствующая в мире, дает человеку через познание структурировать воспринимаемую теорию, подчиняя ее определенным условиям.  Ум математический схватывает множество начал , а его проницательность постигает следствия каждого начала в широте охвата. Истинная мера знания, обретаемая цельностью действующих в отдельности внутренних умственных сил,  определяется разумением порядка мира, сознанием отношения между божественным промыслом и человеческой свободой, а действие мыслящего духа говорит об укорененности интелектуальной деятельности в духовной жизни человека. Резервы разума и резоны сердца, интуиция полноты истины – понимание  находит отражение в научных описаниях, но истина не вмещается в них. Слаженность взаимоотношений разнонаправленных сил говорит о первоначальной целесообразности мира .
 Личность человека конституируется на мире смыслов и ценностей, а его бытие утверждается в открытости к миру и любви. Осуществляя воспринятый смысл в творческом созидании, человек становится связан с ответственностью. Действуя в мире жизненных смыслов, логос которых укоренен в сердце, человек своей жизнью устремляется к высоким ценностям, к святыни. Подавляя же восприятие смысла, обращенность сердца к вере в бытие самого смысла , человек причиняет страдания душе, которые могут выражаться в форме болезни.  Возможность  остановить состояние, противоположное предпочитаемому, стремление осуществить желаемое, решить состояние сомнения и выбора, где уверенность в том, что желаемое будет существовать , определяет психическое здоровье. Здесь вера определяется как стремление к благу и добру в негативной действительности, надежда- нахождение в негативной действительности с  возможностью изменения, состояние незнания – как нераскрытие возможностей изменения, а тревога –как возможность изменения существующей действительности к худшему.  Все возможные состояния  наполняют бытие человека смыслом, который обнаруживается налично и сейчас, здесь, внутри жизни. Но есть еще и смысл самой жизни, как онтологическое понятие….. исходный смысл всякой реальности есть признание неочевидного. Если исходить из признания реальных событий , это может привести к конфликту  с их смыслом, но в опыте откровения только через признание неочевидного происходит осознание значимости единичного.  В жизни в целом жизненная судьба отдельного человека означается пониманием единства сквозного смысла, т.к.   у каждого   человека  на протяжении его жизненного преходящего  пути определяющим для воли и разума является мир ценностей, что влечет необходимость его осмысления, а частные результаты складываются в общую картину устремлений жизни.
Человек, обращенный к смыслу, осознающий и ответственный, устремлен за пределы самого себя, к реализации находимого совестью смысла реальности  . Смысл ждет осуществления, сверхличностный логос персонализируется, становится частью внутреннего мира личности, внутренним логосом,  а сверхличная реальность  жизнеутверждает человека, дает личности  внутренние силы, укрепляющие ее жизнеспособность и исцеляющие.  Свобода и ответственность, принятие решения – человек , ориентированный на смысл, способен действовать конструктивно, внося в материальный мир ценности и святыни, которые  делают его миром человеческим.  Вопрос о смысле жизни относится к вопросам духовным, он выявляет уровень осмысленности и отражает человеческие переживания. Даже размышления о потере или отсутствии смысла говорят лишь о духовных страданиях в борьбе с чувством трагизма, страха и конечности бытия , и само мышление раскрывается в человечности, но Бог как высшая сила бытия побеждает  в сердце человека силы небытия, тревожащие душу и подрывающие корни осмысленности жизни. . Социальные критерии нормы, определяющие поведение людей в сообществе, соответствуют задачам осуществления смысла существования этого сообщества.  Личность определяет и свои нормы, где находит отражение разнообразие жизненных стратегий.  Нормой следует считать соответствие замыслу  Бога об определяемом нормой.  Межличностные отношения определяют смысловые предметы,   и общение человеческого духа обнаруживает жизнь как диалог между я и ты , между я и другим, в необъятном мире  образуемых смыслов, измеряемых логосом.  Человеческая реальность самотрансцендентна, человек , по сути, направлен на что-то иное, чем он сам. Он стремится как к смыслу, который ждет осуществления, так и к другому человеку, а общение дает возможность осознать основополагающую характеристику личностного бытия – сущностную уникальность.   Личность также существо любящее, в своем разумном понимании и волевых целенаправленных действиях  выражает порядок любви, воспринимая в единстве духовных чувств  мир высших ценностей и святынь.
Ответом на встречу с Богом должен быть дух истинного богопочитания, где смыслообразующей являет себя любовь, в единении учеников Христовых.  Необходимо отвергать поклонение Ваалу самодельного христианства, а знание иных смысловых структур нужно, чтобы расчистить путь к христианству истинному. 
Сердце человека, пробужденное для восприятия смыслового измерения бытия, обретает путь к единению с окружающей реальностью в ее светлом измерении, вопреки обступающему мир мраку.  Участие человека в бытии, свет которого умиротворяет душу,  открывает  существование человека в присутствии бытия, с чем он соотносится наделенностью свободой, сознанием и смыслом.  Полнокровная осмысленная жизнь человека в контакте с реальностью зависит от  состояния отношений личности с бытием, от мышления о себе и о мире, а свобода и  творческая самореализация  включает ответственность за созидание в подлинно человеческом качестве.  Именно бытие как семя истины, брошенное в сердце человека, должно раскрыться в жизни личности.  Носителями смысла в мире являются  история, природа ,  человек, но полнота истины на земле недоступна. Бытие вводит в сферу смыслов сущего, в которой действует Бог.  Духовные события веры  открывают смысловое содержание, которое принимает разум и переосмысливает применимо к своей жизни.  Личности вверено пройти свой неповторимый духовный путь, а коммуникация, деятельность в общении личностей, дает возможность осуществить взаимоутверждение ценности и достоинства каждого в общей смысловой действительности.  Конституирование  бытия личностей в любящей борьбе за осуществление подлинности каждого участника отношений должно включать право быть разумно уединенным , во взаимном творении друг друга  не должна теряться идентичность человека.
 Через мобилизацию душевных сил,  собранность духа над  потоком жизненных впечатлений человек мыслящий, верящий и надеющийся,  обретает свободу для вхождения в тайну  бытия, прислушивается к ее воздействию, и действует к возрастанию  присутствия света   бытия в окружающей жизни.   Рассматривая мир на уровне agape  , на уровне милосердия, открытости навстречу другому , бытие человека принимает характер испытания.  Личность человека сообразна Богу, Личности триипостасной, общение личностей, ответственная вовлеченность в коммуникации существующего  дает возможность выражения, созидания, помогает личности состояться.  Смысл  собственной жизни раскрывается через  соучастие каждого  в бытии других.  Самость и самоответственность каждого  складывается в личностное единство, в котором встреча и общение дает открыться личности в сопринадлежности к другим.
Смысл всякого мышления - это то искомое мысли , которое превращает воспринимаемое в единую целостную картину. Мысленное определение познаваемого получает значение смысла , облекаясь в форму сознательного ценностного    выражения .  Вопрос о смысле жизни подразумевает поиск положительной ценности, имеющей безусловную значимость для каждого.  Смысл – это то сверхпсихологическое предположение, которое выражает общезначимое в  соотносительности к психологическому материалу человеческого сознания.  Подлинный смысл мышления  составляет  сверхиндивидуальное содержание сознания (con scientia),  тот объективный его элемент, которым восполняются переживания.  Чувствования и впечатления человека изменчивы и текучи , факты временны и преходящи, но истина , выражающая их смысл, должна быть неизменна.  Всякое движение имеет свой неподвижный смысл, всякая текущая или протекшая действительность некоторым образом есть в истине, пребывающей над движущимся, иначе само движение было бы немыслимо.  Найти истину сознаваемого – значит найти его значимое мысленное содержание.   Процесс сознавания предполагает обладание смыслом воспринимаемого, который и возводит мысли и переживания  знающего на ступень сознания.  Содержания сознания сохраняют  свою значимость  независимо от их сознавания субъектами сознания. Так, оператор машины получает возможность работать с ней вне зависимости от получения знаний программиста, ее настраивающего, и работа программиста не исключается, если оператор не имеет знаний о ней, а продолжает свое существование.   Смысл как содержание сознания обладает действительностью вне условий , не зависит от психологического.  Истина бытия, сущее, содержит безусловное определение, действительность содержаний сознания безусловна, и выражает вечно активное сознание.  Процесс сознания – поиск индивидуальным сознанием той всеохватывающей мысли, субъективной истины, которая относится к переживаниям, суждениям и представлениям.  Здесь важно, что по отношению к полноте безусловного ума слово бессильно, недостаточно и неточно, т.к. человеческий ум отвлекают присущие ему психологические границы.  Психологические процессы во времени приобретают свойства  рефлектирующие, когда мысль переходит от данности к смыслу и обратно, сознает по приобщению,  мысль же единая интуитивна, обладает смыслом, видит смысл непосредственно . Абсолютное сознание содержит положительный жизненный смысл, как умопостигаемое солнце, видит добро и зло реальности и проницает лучами света, раскрывая добрые направления вселенной. Оно заключает в себе жизненное оправдание содержимого вселенной. 
Жизнь бессмысленная с древних времен представлялась в виде замкнутого в себе круга.  В стремлении вырваться из него, человек делает  щаги вне этого круга , но попадает в огромный круговращающийся механизм , где вертятся бесчисленные колеса неизвестной ему машины.  Круг солярный, биологический , социальный, добывание средств к существованию внутри этого движения . В деле духовного освобождения некоторую силу имеют красота и мудрость  , видимые в временных изменениях, но при отсутствии истинного смысла они частно находят отражение в карикатурном рабстве человеческого духа. Победу несет превозмогающая бессмыслицу сила веры в безусловное достоинство человека.   Но если человеческий дух погружается в круг самоутверждающейся бессмыслицы , происходит не одухотворение животности, а озверение духа , когда в  облике человека обнажается зверь, т.е.  получает свободный выход, не сдерживаемый духом, психическое, и одухотворяются все его притязания .
 Осознание суеты бесконечного круговращения , проносящегося перед человеком, освобождает его  сознание от бессмыслицы. Мысленную точку опоры дает интуиция вечного смысла.  Отталкиваясь от житейской суеты всем своим существом, человек страдает и сокрушается о ней,  в стремлении к смыслу.   Бессмысленный круг суеты как пародия на бесконечную жизнь, на круг бесконечной полноты, ужасает человека, жаждущего прекращения борьбы за жизнь и осуществления единства живого в полноте жизни.
 Смысловым итогом  жизненного пути человека  является смерть, как испытание присутствия.




Человек , постепенно приходя в сознательный возраст, выстраивая свое самосознание, первоначально приобретает добрую нравственность , за ней получает познания о природе вещей, и затем  сознательно способен воспринимать божественное, и это дает ему понимание смысла его существования.
Известно сочинение русского философа В.Розанова «Цель человеческой жизни», в котором он находит не выстроенную мысленно цель существования человеческого, но данную в самой природе человека. Он видит три стремления человека  - узнать истину, сохранить свободу и развитие добра, что и называет конечной целью человека.
В.И.Несмелов  в сочинении «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения»  раскрывает христианское учение о существовании для вечной разумной жизни в Божием царстве света и истины.
В статье «Нравственный смысл жизни» В. Соловьев дает оправдание добра и раскрывает его всеединство.
Введенский А.И. в сочинении «Условия допустимости веры в смысл жизни» приходит к выводу , что цель, осмысливающая земное существование человека , лежит вне этого существования. И вера в личное бессмертие есть условие логической и нравственной допустимости веры в смысл жизни.
Тареев М.М. в произведении «Цель и смысл жизни»  называет целью человеческой жизни славу Божию , которая достигается в духовной жизни , состоящей в непрестанном богообщении. 
Трубецкой в книге «Смысл жизни» говорит о понимании истинной веры как о высшей ступени человеческого сознания.
Франк С.Л. в работе «Смысл жизни»  говорит о внутреннем перерождении человека . Различные средства к жизни становятся разумными через осознание разумной цели, которой они служат. Человек , который сознательно живет в сегодняшнем дне через призму вечности, своей деятельностью стремится обнаружить  возможно большую действенность вечных сил, укрепляя внутренний стержень своего бытия при осознании ограниченности сил собственных.
В православном богословии существует два направления мысли, связанные с вопросом о смысле жизни. Это утверждение о блаженсве твари, которое открывает вопрос о истинном благе для человека, причастном вечности.
Прп. Иоанн Дамаскин учит об этом так: «Благий и всеблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости»
И утверждение о славе Божией. Христианский апологет Тертуллиан утверждает: «Из ничего создал Бог мир для прославления Своего величия». «Все сделал Господь ради Себя» (Притч. 16,4).
Смысл человеческой жизни определяет вера в иную жизнь, осознание себя временным пришельцем на земле и вечным гражданином неба.  Осознание этого истинное дает особенную ценность существованию человека на земле, с внимательностью к состоянию внутреннего человека, души и тела, и к состоянию мира внешнего , и поиск усовершенствования.
Что такое бессмысленность жизни в человеческом сознании , в душе человека.  Это тягостность, скоротечность, превратность, обманчивость и неустойчивость жизни. Это видимость текущего дня во множестве частных дел , которые выглядят разумными как приложение к общему, но труд и страдания не находят в его понимании оправдания и незыблемой опоры. Или когда чаемое грядущее не создает разумных  насущных построений .  Изменение своего осознания происходящего, более полное осмысливание  ,  знание слов истины и верного значения изящных выражений –для души, и знание о необходимом для верного существования тела в борьбе со временем, возможность осуществления знаний помогает  влить в разумное словесное телесное  существо под названием человек смысл .
Здоровое отношение к действительности вытекает из самого духовного существа человека.  Страдая от лишений, от стихийных сил и тягостных  внешних случайностей, человек призван преобразить и устроить мир, чтобы осуществилось его спасение. 
Разумный смысл подразумевает отыскание пути или средства к цели . Различные пути соотносятся по параметрам -  внешним условиям, время, место, выгодность и возможности, и по внутренним склонностям и способностям, здоровье, силы, мотивы и запросы личности.  Человеческие стремления, силы, живущие в нем, умонастроение  , многие факторы задают  шаги личности в осуществлении его жизни.  Простое требование логической последовательности мыслей призывает к разумности сил в составе его жизни.
Все  надежды человека о благополучии , в некотором смысле воплощаясь несколько в жизнь еще на земле, сходят в могилу вместе с прахом и имеют значение, важность лишь при условии веры в воскресение человеческого тела.
Сознавая жизнь как единое целое, необходимо понимать, что смысл жизни не приурочен ко времени и не осуществляется во времени, он существует. Смысл мыслится как некое вечное начало, а человек в своих делах опирается на него, имея основой своего бытия.  Человек не творит смысл своей жизни, а вмещает осмысляющую духовную полноту. Он приобщается к началу, в котором залог спасения жизни.  Христос на вопрос законника о наследии вечной жизни отвечает напоминанием о двух заповедях  - о любви к Богу и ближнему, « так поступай, и будешь жить» (Лк.10,25).